ФОРМУЛА-1 |
Льюис ХЭМИЛТОН: "КАК И ОТЕЦ, ВИЖУ ВСЕ В ЧЕРНОМ СВЕТЕ"
Как уже сообщал "СЭ", в воскресенье в Шанхае лидер чемпионата мира англичанин Льюис Хэмилтон был вынужден сойти с трассы "Гран-при Китая". Теперь судьба высшего титула, на который также претендуют другой пилот "Макларена" - испанец Фернандо Алонсо и финн Кими Райкконен из "Феррари", решится в последней гонке - 21 октября в Бразилии.
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
Когда на 31-м круге "Гран-при Китая" "Макларен" Льюиса Хэмилтона на подъезде к пит-лайн вылетел с трассы и увяз в гравии, босс "серебряных стрел" Рон Деннис схватился за голову, а потом жестами стал умолять маршалов вытолкать машину Льюиса на трассу. Увы...
Поражение темнокожего британца привело Денниса в уныние, и второму месту Фернандо Алонсо он совсем даже не обрадовался. Интересно, обрадуется ли, если испанец вдруг станет чемпионом мира? Ники Лауда, регулярно анализирующий в "СЭ" предстоящие старты, уверен, что нет. "Если Алонсо вдруг сохранит титул, это будет насмешкой над руководством совместной англо-немецкой команды", - считает трехкратный чемпион мира. Впрочем, пока лучшие шансы все же имеет любимец шефа "Макларена", которой ответил на вопросы "СЭ" в два захода - перед гонкой и после нее.
ПЕРЕД ГОНКОЙ
-Нынешний сезон для вас, Льюис, первый в самом престижном и дорогом автогоночном чемпионате. Кто угодно растерялся бы, попав в этот цирк на колесах, а вы чувствуете себя так, словно здесь родились. На вашем счету уже больше сотни очков и лидерство в общем зачете чемпионата мира. До высшего титула, по сути, лишь шаг...
- Рано думать о таких вещах, ведь ожидается острая борьба между мной и действующим чемпионом - Алонсо. Но я настроен решительно, чувствую себя уверенно. И надеюсь, что две оставшиеся гонки будут увлекательными.
-К чему такая скромность, ведь в кулуарах "Формулы-1" о вас уже давно говорят как о чемпионе...
- Да, я тоже об этом постоянно слышу, но стараюсь не придавать этому большого значения, иначе невозможно будет сконцентрировать свое внимание на предстоящих гонках.
-Кстати, Шанхай и Сан-Паулу - трассы, где вы еще никогда не выступали...
- Правильно, однако для меня это не проблема. В конце концов автодромы в Мельбурне, Монреале, Индианаполисе и Фудзи также были мне незнакомы. Между тем после каждой из этих четырех гонок я стоял на пьедестале почета.
-Три из них вы к тому же еще и выиграли. Только в Мельбурне не получилось, но и там вы всех, помнится, удивили своей небывалой для новичка уверенностью.
- Вот именно, поэтому этап в Китае не представляется мне таким уж сложным. Пятничными стартами я вполне остался доволен. С другой стороны, трасса, не спорю, не из легких, так что на ней более опытные гонщики имеют определенное преимущество.
-Вы сами не раз говорили, что обычно изучаете незнакомые трассы на компьютерных симуляторах. В четверг же вы были замечены за пешим переходом по шанхайской трассе. Изучали автодром, так сказать, прикладным методом?
- Я действительно там погулял - прошел, правда, не весь круг, но все-таки большую его часть. Тем не менее многое понял. Так сказать, почувствовал трассу.
-Могли бы вы дать свой прогноз на остаток сезона?
- Лидеры идут настолько тесной группой, что я бы не рискнул давать никаких прогнозов. Предчувствую только, что здесь, в Шанхае, будет напряженная битва. Но я принимаю вызов.
-В первый тренировочный день вы в общей сложности проехали 53 круга. Этого было достаточно, чтобы настроить свой болид?
- Обе тренировки прошли без проблем, трасса оказалась очень даже приятной, да и машина во время езды вела себя достойно. Я понял, что у меня есть шанс на хороший результат.
-Затем вы взяли шестой в нынешнем сезоне поул...
- Да, но обычной радости, признаться, не ощутил. Представляете, приезжаю я радостный из Японии, где добился большого успеха, а мне объявляют, что, дескать, моя победа под большим вопросом: якобы я что-то нарушил. Я испугался, что меня подвергнут наказанию. Слава богу, что в этот трудный момент команда меня поддержала.
-Вы действительно так боялись наказания?
- Я пошел в своего отца. Он всегда предполагает самое худшее. Вот и я точно такой же. А что я, собственно, сделал? Мне и так достаточно нагрузок, которые я испытываю, борясь за чемпионский титул, а тут еще выпали дополнительные испытания. Именно об этом я и сказал комиссии. Затем ее члены выслушали мнение других гонщиков и, к счастью, приняли решение в мою пользу.
-Неужели и в субботу вы думали о своих напастях?
- Только в пятницу. Сложно было отвлечься, если над твоей головой сгустились тучи, если у тебя хотят отнять заслуженную победу. А в субботу, когда все прояснилось, наступили другие заботы. Я не верил, что смогу выдержать темп, который навязали мне пилоты "Феррари" и Алонсо, но, слава богу, удалось не только не отставать от них, но даже выйти вперед.
-У вас была интересная стратегия в квалификации: в первой попытке вы использовали жесткие покрышки и только потом - мягкие.
- Я прекрасно понимал, что надо рисковать, вот и поступил таким не слишком обычным образом.
-Несмотря на нервотрепку накануне, сейчас, после квалификации, вы выглядите вполне счастливым человеком.
- Чертовски приятно иметь первый стартовый номер. Мне нравится современная квалификация, так как она чрезвычайно динамична. В ней до последнего момента неясно, на каком месте ты окажешься: может, на первом, но не исключено, что и на пятом. Кстати, должен сделать комплимент моей команде. Именно она изменила нашу стратегию так, что я выехал на трассу чуть раньше, поэтому у меня было больше времени, чем у конкурентов, и этим я, как вы понимаете, остался доволен.
-Когда готовитесь к стартам, делаете ли поправку на погоду?
- Мы всегда готовы к любым неожиданностям.
-Сильный дождь в Японии был на вашей стороне. Хотели бы вы, чтобы так произошло и в Китае?
- Не очень. Думаю, гонка по сухому асфальту была бы для меня лучше. Но, повторюсь, мы готовы к любой погоде.
-Может, лучшим решением для вас был бы тайфун? Тогда гонку отменили бы - и вы фактически стали бы чемпионом мира...
- Нет, я хочу ездить, бороться за места. Подарок в виде высшего титула по причине плохой погоды меня не устраивает.
-Многие гонщики, оказавшись на вашем месте, то есть за шаг до цели, начинают вести себя осторожно, борются, так сказать, за очки, а не за победу. Вы из их числа?
- Я всегда настроен на победу. Даже в гольфе.
-Алонсо говорит: чтобы стать чемпионом мира, ему нужно чудо... А вам?
- Нужно просто ехать так же, как я еду обычно. Хотя у Фернандо передо мной преимущество: трасса, на которой нам предстоит сразиться, ему знакома, а мне в новинку.
-Вы обвинили Алонсо в том, что он нелоялен к команде, но, судя по всему, вы с ним продолжаете общаться...
- Я бы сказал, что мы относимся друг к другу сдержанно, но разговариваем вполне нормально. Черная кошка между нами не пробегала.
-А если чемпионом мира в итоге станет он, что-нибудь в ваших отношениях изменится?
- Я желаю Фернандо самого лучшего. Если он останется в нашей команде, будем работать с ним так, как можем. Если же он уйдет, то, надеюсь, связи не потеряем.
-Давайте еще раз вернемся к "Гран-при Японии"...
- Для меня это была, пожалуй, какая-то нескончаемая гонка. В ходе ее много чего произошло, и, несомненно, в головах пилотов возникала крамольная мысль: а не выйти ли из игры.
-Условия и на самом деле были ужасны, что привело к массе аварий. Например, ваш контакт с Робертом Кубицей... Не ощущаете своей вины за происшедшее?
- Я Роберта не видел - из-за тумана, а ему не следовало так рисковать. Мне сильно повезло, что после этого я смог добраться до финиша.
-А в ситуации с Уэббером и Феттелем, что, собственно, и стало предметом разбирательства? Многие считают, что именно вы своими действиями спровоцировали их столкновение...
- Я связался со своими боксами по радио и попросил свою команду сделать так, чтобы Уэббер держал максимально возможную дистанцию. И вдруг обнаружил, что он оказался рядом со мной. Я чувствовал, что что-то произойдет. Так, к сожалению, и получилось.
Вообще, если честно, пока на трассе находился пейс-кар, было много непонятного. Например, вдруг меня стали обгонять какие-то болиды. Мне пришлось запрашивать команду о том, надо ли мне их пропускать, - ведь, как я понял, они направлялись в боксы. Неудобство заключалось еще и в том, что забрало моего шлема запотело изнутри, но вытереть его не получалось - не мог убрать руку с руля.
-Как вы восприняли неудачу Алонсо в Фудзи?
- Что я могу сказать: нечто подобное произошло со мной на Нюрбургринге. Теперь, получается, я вернул себе то, что потерял. Но праздничных вечеринок пока не устраиваю. Рано...
-Откройте тайну, как вам удалось в Фудзи без особых потерь добраться до финиша?
- Очень просто: надо было, учитывая потоки воды, которые текли поперек трассы (на них, видимо, и оступился Алонсо), удерживать болид на дороге как можно ровнее.
ПОСЛЕ ГОНКИ
-Вы имели отличный шанс досрочно, за этап до финиша, сделать корону чемпиона мира своей собственностью, но этот шанс уплыл из ваших рук... Что чувствуете?
- Когда я ступил из машины в гравий, в котором увяз мой болид, было ощущение, что меня пырнули ножом в живот... Это была моя первая грубая ошибка в сезоне, и произошла она не в борьбе, а, что обидно, на пути в боксы. Ничего подобного раньше со мной не случалось. Такой позор!
-Наверное, тяжело пережить такой удар в решающий, по сути, момент?
- Невозможно идти по жизни и ни разу не допустить ошибки. Я все делал, как сказала мне команда: к примеру, не вел борьбу с Алонсо. И потерпел неудачу. Но это уже позади. Теперь я настраиваюсь на Бразилию. Команда будет много работать, чтобы машина была быстрой.
-Многие сочли ошибочной вашу тактику - по мнению экспертов, в боксы за новыми покрышками нужно было заезжать минимум на круг раньше...
- Знаете, мы проводили великолепную гонку, но, как и наши конкуренты, не могли предугадать, когда пойдет - и пойдет ли - дождь. Покрышки становились все хуже и хуже, но мы сообща решили продержаться на трассе как можно дольше. Тем более что с машиной я справлялся. А когда свернул на дорожку, ведущую в боксы, вдруг показалось, что нахожусь на льду! К тому же я еще и увяз в гравии... Будь там асфальт, никакой трагедии не случилось бы.
-Сможете теперь завоевать титул в Бразилии?
- Сейчас я полечу домой, а затем начну подготовку к последней гонке. Не беспокойтесь, я смогу победить.
-Предполагали ли вы в начале сезона, что добьетесь такого оглушительного успеха - будете главным претендентом на главный приз?
- Что вы! После первой победы приходили следующие мысли: бери столько, сколько сможешь взять. Но на такое количество побед, признаться, я совсем не рассчитывал. Хорошо, конечно, будет выиграть чемпионат, но если не получится, попробую в следующем году. Возраст позволяет!
-Давайте немного пофантазируем. Что будет с вами, скажем, в 2009 году?
- К тому времени я уже определенно наберусь опыта, научусь как следует анализировать свои результаты и обстоятельства, к ним приведшие, постараюсь быть еще более физически выносливым, делать свою работу еще лучше. Знаю точно, я не буду задирать нос, если дело и дальше пойдет хорошо. Словом, намерен прочно стоять на земле, а не витать в облаках. И останусь в "Формуле-1" до тех пор, пока это будет возможно.
Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.