ХОККЕЙ |
НХЛ. Регулярный чемпионат |
Интервью "СЭ" дал лучший молодой вратарь Северной Америки, который в прошедшие выходные в 10-й раз подряд одолел "Вашингтон" Александра Овечкина.
Роберто ЛЮОНГО: "СИЖУ У ОВЕЧКИНА В ПЕЧЕНКАХ"
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
Глядя на то, как играет в хоккей 28-летний Роберто Люонго, ваш корреспондент то и дело испытывает приступы дежа-вю. Причин на то множество.
Взять, например, мелочи - вратарские азы. Шайба, щелкнутая со всей дури от синей линии и летящая в голкипера на скорости, с которой в природе путешествуют только гепарды, плохие новости и Максим Афиногенов, ни за что на свете не отскочит от щитков. Она будет "проглочена" вратарем с потрохами, принята так, чтобы никаких шансов на добивание у соперника не было. Это случится потому, что вратарь в момент броска займет правильную позицию - в полный оборот к бьющему. И будет знать заранее, какой последует бросок.
Или взять совсем не мелочи - вратарское супермастерство. Это когда голкипер обыгран, беспомощно распластан на льду, а форвард, автор удачного финта, уже предвидя себя увековеченным в камне, бросает в зияющую сетку, и - дудки ему! Вратарю удается, например, сделать перекат на спине с задранными ввысь щитками. Или, может быть, вывернуть назад руку так, будто за спиной у него стоял невидимый милиционер. Или сделать еще что-то, от чего у нормального человека сломается не только хребет, но и язык. И зрители скажут "а-а-а!", и бешено застучат по клавишам репортеры...
Все это, повторюсь, я уже видел когда-то раньше. Точнее - во второй половине 1990-х, когда божественный и еще нетравмированный Доминик Гашек защищал ворота "Баффало". Сегодняшний Роберто Люонго, кудесник из "Ванкувера", - второе его воплощение.
ЗАРУБКА НА КАРАБИНЕ
Второе воплощение Гашека стояло в раздевалке вашингтонской арены раздетым по пояс, но все еще в щитках. Только что в десятый раз подряд были повержены "Столичные" и их форвард Александр Овечкин. Как говорят в Америке, "еще один день в офисе" для Роберто Люонго. Ничего особенного - 26 отбитых бросков. Так, зарубка на карабине.
Должен сказать, что приближался я к нему с некоторой опаской. Дело в том, что у Роберто еще с флоридских времен репутация трудного клиента. Помню, как он отказывался выходить к прессе после матчей, как отгонял от себя репортеров короткими "ноу комментс". Но все это в прошлом. Нынче Люонго счастлив, и никто от него не уйдет обиженным.
На мою просьбу об интервью он ответил улыбкой и попросил разрешения сначала присесть - дескать, не доставит ли мне это неудобств...
- Десять игр, десять игр, - усмехается Роберто, заранее зная первый вопрос (вот оно, вратарское чутье!). - Хорошо что эту одну выиграли, вот и все. Это поднимет ребятам настроение после недавних двух матчей. Мы сегодня бились изо всех сил и получили свои два очка. Это и есть главное.
-Но все-таки - такое полное господство над одним клубом. Неужто вы сами себя не спрашивали о причинах?
- Ну что тут сказать... Наверное, я попадаю в какую-то "зону комфорта", когда играю с ними. Все, что делаю, делаю правильно. У них есть очень мастеровитые игроки на острие атаки, и я заранее готовлюсь к игре против них. Я знаю, что Алекс любит много бросать, поэтому стараюсь выдвигаться вперед, "срезать" ему угол обстрела. Может быть, это одна из причин, по которой у меня неплохо получается с ним играть. Хотя сегодня он меня пару раз удивил - пасовал вместо броска. Наверное, я сижу у него в печенках. Впрочем, спрашивайте об этом у самого Алекса - может быть, он и подтвердит (Овечкин после матча действительно сказал, что пытался найти противоядие тактике Люонго, но наотрез отказался признать факт наличия канадского голкипера у себя в голове, под кожей или в любых других частях своей анатомии. - Прим. С.М.) .
-Один он вам все-таки забил...
- Да ну, разве это считается?! Это и не гол вовсе! Подумаешь, отскок от борта - простая случайность... Да, не буду отрицать, что у нас с ним дружеское соперничество еще со времен моей игры за "Флориду". А еще я рад, что вижу его теперь гораздо реже.
-Это вы серьезно?
- Нет, конечно же, мне нравится проходить хорошие, сложные испытания, а игра против него - всегда испытание. Так что все нормально - я получаю удовольствие.
С КЛЮШКОЙ НА ТРИБУНЕ
-Лично мне кажется, что ваш переезд в Ванкувер полностью изменил вашу жизнь. Вы кажетесь счастливым, расслабленным, полностью уверенным в себе, чего не наблюдалось во Флориде. Это так?
- Что ж, не стану отрицать. Я наконец-то получил шанс сыграть в плей-офф, а это мечта любого игрока. Это вообще самое главное для меня, как хоккеиста, поэтому переход в "Ванкувер" был для меня так важен.
-Ваш первый кубковый матч завершился в четвертом овертайме. То есть к незнакомому вам накалу страстей плей-офф добавилась еще и пытка самой длинной игрой в вашей карьере. Как удалось это перенести?
- Да уж, неплохой способ начать свою кубковую карьеру. О том, что бывает такое психологическое напряжение, я и не подозревал. Никогда до этого моя сила воли и способность к концентрации не проходили таких испытаний. Но дело в том, что мне, как ни странно, нравится давление. К тому же я понял, что в плей-офф игрок автоматически выходит на совсем другой уровень. Атмосфера до того напряжена, что по-другому просто не получается.
-Во "Флориде" вам приходилось нести команду на себе. Тут нет такого чувства?
- Каждый вратарь должен готовиться к каждому матчу так, будто он несет на себе всю команду. Мое амплуа самое важное. Если я сыграю плохо, у команды не будет никаких шансов на победу. Так что в этом конкретном плане никакой разницы нет.
-У вас есть довольно уникальный метод психологической подготовки к играм. Расскажите о нем подробнее.
- В день игры я некоторое время сижу на пустой трибуне с клюшкой в руках. Эта привычка выработалась у меня еще в юниорской команде. Мне просто необходимо побыть одному, чтобы настроить себя на матч. Стараюсь представить игру глазами болельщика - то, как перемещаются игроки, то, как двигаюсь в воротах я, где я должен агрессивно идти на прием броска... Такого, в общем, плана мысли...
-Вы часто появляетесь в составе сборной Канады, но обычно в качестве запасного. Следующая Олимпиада пройдет в ваших "владениях" - в Ванкувере. Неужто снова уступите место Мартину Бродеру?
- Я был основным вратарем на чемпионате мира-2004, когда мы выиграли золото. В 2003-м мы стояли попеременно с Шоном Бурком, причем мне довелось сыграть в финале - тоже победном. Вот на Олимпиаде, Кубке мира и чемпионате-2005, когда был локаут - да, подменял Бродера. Конечно, быть основным вратарем олимпийской сборной - моя цель. Но Ванкувер - далеко впереди, мне предстоит еще сделать много работы, чтобы оставаться к тому времени в числе главных кандидатов. Надеюсь, что получу этот шанс.