Газета Спорт-Экспресс № 266 (4546) от 19 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 ноября 2007 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ГРАН-ПРИ

На завершившемся вчера четвертом этапе "Гран-при" Trophee Eric Bompard российские фигуристы показали неожиданно высокий результат. Сергей Воронов стал вторым, такой же итоговой позиции добился танцевальный дуэт в составе Яны Хохловой и Сергея Новицкого, причем в произвольной программе россияне опередили чемпионов Европы Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера, выступавших к тому же в родных стенах. И, наконец, Мария Мухортова и Максим Траньков завоевали первую медаль взрослой Чемпионской серии, став третьими в парном катании. В турнире одиночниц Россия представлена не была. Победу в этом виде программы одержала подопечная Рафаэля Арутюняна японка Мао Асада.

"ДО ЗАРЕЗУ НУЖЕН ЧЕТВЕРНОЙ!"

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Парижа

НАКОЛДОВАЛИ...

Слов нет: демонический образ, воплощенный Яной Хохловой и Сергеем Новицким в произвольной композиции "Ночь на Лысой горе", пришелся российскому дуэту как нельзя кстати. Но начать хотелось бы не с этого. А с выступления в Париже хозяев льда - действующих чемпионов континента Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера. Французы откровенно провалили финальное выступление и были вынуждены довольствоваться вторым местом в произвольном танце, проиграв российской паре более трех баллов. При том, что Хохлова и Новицкий получили балл штрафа за оторвавшуюся в ходе выступления деталь костюма. Эту крошечную черную тряпочку Оливье так демонстративно поднял со льда и пронес на вытянутой руке вдоль панели судей, что не снять балл с результата россиян арбитры просто не могли.

Хотя окончательная версия причины штрафа была иной: несоответствие костюма партнера установленным нормам. Но не в этом суть. Не имели права столь признанные лидеры выглядеть перед своей публикой настолько бледно. И хотя они и победили по сумме трех танцев, было очевидно - прежде чем отправляться на свой следующий этап в Японию (вместе с Хохловой и Новицким, кстати), чемпионам Европы следует очень хорошо подумать. Танцевальный авторитет - штука зыбкая.

Делобель и Шонфельдер намеревались оставить спорт сразу после Игр в Турине. Но остались. Причиной тому стало негласное распоряжение Французской танцевальной федерации: задержать лидеров, пока до их уровня не подтянется очередной дуэт страны. В результате все увидели, что ничего нового, свежего и оригинального Изабель и Оливье предложить зрителям не в состоянии. И сразу запахло нафталином. Прогресс россиян, напротив, оказался налицо. Американский дуэт в составе Мэрии Дэвис и Чарли Уайта, который в прошлом марте на чемпионате мира в Японии финишировал на одну позицию впереди Хохловой и Новицкого, на этот раз остался позади с отставанием почти в 15 баллов.

- Естественно, мы не рассчитывали, что все сложится для нас настолько удачно, - призналась после выступления Хохлова. - Но было совсем не страшно. Разве что немножко волнительно - все-таки первые соревнования. То, что обязательный и оригинальный танцы прошли в один день, нас мобилизовало. И на произвольную настрой был боевой. Ждать было тяжеловато - поскольку катались предпоследними. У американцев к тому же старт в Париже был уже вторым, а он, как мне кажется, всегда немножко проще. Тем более что у них сильный набор элементов, хорошее исполнение дорожек. То есть нельзя сказать, что мы гарантированно ехали в Париж за вторым местом. Возможность того, что сумеем обыграть французов, мы не рассматривали в принципе. Все-таки они катаются давно, выступают у себя дома. Но, как выяснилось, и с ними можно бороться.

Новый танец всегда принято критиковать. В частности, было трудно не заметить, что произвольная Хохловой и Новицкого выдержана в присущем паре акробатическом стиле. Более того, концовка программы получилась один в один как прошлогодняя. С небольшим изменением: год назад партнерша уходила из вращения в поддержку на этот раз - из поддержки во вращение. Впрочем, на замечание Яна лишь пожала плечами:

- Нам очень нравится этот элемент. Он красивый. К тому же, кроме нас, никто в мире его не исполняет.

Серебряные призеры не просто установили в Париже свой личный рекорд. Заочно они опередили по результату первую российскую пару: на предыдущем этапе "Гран-при" в китайском Харбине чемпионы страны Оксана Домнина и Максим Шабалин набрали за свое выступление 186,66 - почти на 5 баллов меньше, нежели их потенциальные соперники - в Париже. Если оба российских дуэта пробьются в финал "Гран-при", который состоится в середине декабря в Турине, то первое очное выяснение отношений произойдет именно там.

ПРЫЖОК НА 20 БАЛЛОВ

Сергей Воронов - подопечный олимпийского чемпиона Алексея Урманова - вообще не должен был выступать в "Гран-при". Незадолго до начала серии фигурист сильно травмировал ногу на сборе в Новогорске. Из-за этого отказался от первого запланированного старта - на турнире Skate Canada, а в Париже, приняв вместе с тренером решение все же приехать на турнир, Сергей был вынужден исключить из программы сразу два весьма ценных прыжка - лутц и флип.

После короткой программы, которую Воронов безошибочно исполнил от начала до конца и занял четвертую позицию, у нас состоялся довольно обстоятельный разговор с Урмановым Знаменитый в прошлом фигурист успел поработать в системе новых правил техническим контролером, так что комментировал выступление ученика с большим знанием предмета.

- Если бы мы с Сергеем поехали в Канаду, эта поездка получилась бы бесполезной, потому что он всего месяц как начал прыгать после травмы. Проблема с голеностопом у него давняя: однажды даже имел место стрессовый перелом - расслоение костной ткани. Правда, это было еще до того, как четыре года назад Воронов пришел ко мне от Галины Кашиной. До сих пор мы с ним не можем делать даже одинарные лутц и флип, поскольку эти прыжки для такой травмы наиболее болезненны и травмоопасны. Ничего хорошего в этом, разумеется, нет, но если делать оставшийся набор прыжков с хорошим качеством исполнения, то можно соревноваться. Естественно, без сложного каскада высокую вторую оценку не получить. Но, например, в короткой программе, где Сергей исполнял довольно простой каскад из двух тройных тулупов, он получил у арбитров +2 за качество прыжков. И за тройной аксель получил +2. Поэтому я рад, что настоял на поездке в Париж. Мы не знаем, чем этот турнир для нас закончится, но уже тот факт, что Воронов показал личный рекорд в короткой программе, меня, как тренера, радует...

Турнир завершился для Воронова серебром. Со времен выступлений Евгения Плющенко это максимальный результат, которого добивались на этапах "Гран-при" российские одиночники. Больше всего порадовало, что Воронов не побоялся даже "на одной ноге" ввязаться в борьбу, не особенно обращая внимание на соперников. Урманов по этому поводу заметил:

- Серега - боец. Умеет собираться. Посмотрите, что сейчас происходит с мужским катанием в целом: новая система судейства каждый год предъявляет все новые и новые требования. Приспосабливаться к этому очень тяжело. Могу объяснить более предметно: если мы вспомним, что было в Турине и что происходит в мужском катании сейчас, то увидим - четверных прыжков не прибавилось, хотя, на мой взгляд, они являются неким ключевым моментом. В тренировках многие спортсмены их прыгают, но вставлять в программы не спешат. Причина в том, что слишком много времени и сил приходится уделять вращениям и дорожкам. Во вращениях нужно обязательно докручивать количество оборотов, изобретать сложные позы. Не так-то просто изогнуться, засунув голову неизвестно куда, и при этом еще менять ребро конька, причем в различных позициях. Если ты меняешь ребро в позиции стоя, но на полусогнутой ноге, эта смена не будет засчитана. Все это очень сложно - утверждаю как человек, который катался сам.

Еще один подводный камень заключается в том, что в произвольной программе должно быть не более трех прыжковых каскадов. До сих пор многие наступают на одни и те же грабли, прыгая в азарте соревнований четыре каскада вместо разрешенных трех. Иногда ведь случается, что спортсмен где-то ошибся, хочет усилить свою программу, заработать побольше очков и присоединяет второй прыжок к уже сделанному забыв, что лимит каскадов исчерпан. И в итоге один из них не засчитывается. Все это нужно уметь просчитывать непосредственно в ходе катания.

При этом я не вижу ни одного фигуриста, которого мог бы назвать однозначным лидером. Потенциально силен японец Дайсуке Такахаши. Отметил бы Брайана Жубера. Не списывал бы со счетов Стефана Ламбьеля. И, пожалуй, добавил бы к этой тройке Эвана Лайсачека. Но со всеми можно соревноваться. Очень надеюсь, что Воронов считает так же...

Собственно, задача фигуриста заключалась в том, чтобы остаться в итоговом протоколе в диапазоне третьего - пятого мест. Свой личный рекорд Сергей перекрыл на двадцать с лишним баллов, сделав этим отдельный подарок тренеру - ко дню рождения.

Урманов, впрочем, думал уже о другом. "Серега, нужен четверной, - зашептал он ученику прямо в микст-зоне. - До зарезу нужен, Серега!"

- Четверной прыжок я вообще-то делаю, - сказал мне Воронов. - Дважды выполнял его в соревнованиях, хотя чисто выехать получается пока только на тренировках. Физически он не вызывает у меня сложностей, а вот определенный психологический барьер пока есть. Я ведь месяц не мог кататься после травмы. Первый снимок показал два перелома. Потом, когда выяснилось, что в голеностопе трещина, но при определенном лечении можно успеть восстановиться, мы немного успокоились. Но все равно было тяжело. Приходилось тренироваться через боль, через какие-то страхи. Поэтому я рад, что выполнил задачу, улучшив персональный результат со 119 до 140 баллов. Впервые получил больше семи баллов за интерпретацию программы. Так что все в порядке. Надо просто работать.

ПАРИЖ - ГОРОД НАДЕЖД

Первая "взрослая" награда серии "Гран-при", полученная Марией Мухортовой и Максимом Траньковым в парном катании, несильно, судя по выражению лиц, обрадовала фигуристов: Маша упала в параллельном прыжке в самом начале программы. Справедливости ради стоит заметить, что даже при чистом исполнении российские фигуристы не смогли бы опередить в Париже какой-либо из китайских дуэтов: слишком уж от души сыпали тем оценки судьи. Да и расстройство объяснялось не столько ошибкой, сколько усталостью. Как признался Максим, он "умер", не проехав и половины произвольной программы. Соревнования получились слишком затянутыми - с большим отставанием от графика, так что кататься Мухортовой и Транькову пришлось чуть ли не в два часа ночи по привычному для себя времени. Плюс к этому накануне турнира пара пропустила несколько дней тренировок из-за травмы шеи у партнера: Максим застудил мышцу, из-за чего даже дышал поначалу с трудом: каждый глубокий вдох немедленно отдавался резкой болью. И тем не менее впечатление от проката осталось хорошим.

- Не понимаю, почему в России так сетуют, что фигурное катание сдало свои позиции, - удивилась в Париже серебряный призер чемпионата мира-1984, а ныне - ведущий эстонский тренер Анна Леванди (в девичестве - Кондрашова). - В парном катании у вас прекрасная перспектива, у мальчиков - тоже, танцорам - так просто можно позавидовать. Немного времени - и все встанет на свои места.

Что ж, хочется верить. Турнир в Париже стал прекрасной иллюстрацией правоты эстонского тренера. А ведь это, если разобраться, только начало.

"Гран-при". 4-й этап. Париж. Танцы. 1. Делобель/Шонфельдер (Франция) - 194,14. 2. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ (Россия) - 191,01. 3. Дэвис/Уайт (США) - 176,21. Мужчины. 1. Чан (Канада) - 214,94. 2. ВОРОНОВ (Россия) - 208,91. 3. Пробер (Франция) - 207,10. Женщины. 1. Мао Асада (Япония) - 179,80. 2. Майсснер (США) - 158,74. 3. Вагнер (США) - 158,63. Пары. 1. Дан Чжанг/Хао Чжанг (Китай) - 196,96. 2. Цинь Пан/Цзян Тон (Китай) - 186,93. 3. МУХОРТОВА/ТРАНЬКОВ (Россия) - 169,82.