ФУТБОЛ |
EURO-2008. Отборочный турнир |
Группа Е |
ИЗРАИЛЬ - РОССИЯ - 2:1 |
СВОЯ КОЛОНКА |
Игорь ЛАРИН
РУССКИЙ ИВАН-2
"ЗНАЙ РУССКОГО ИВАНА". С такой шапкой вышел "СЭ" ровно четыре года назад. Все помнят, что именно тогда отечественный футбол в последний раз отмечал большой праздник - победу над Уэльсом в стыковых матчах и выход в финальный турнир чемпионата Европы-2004. Не забыли те игры? 90-минутную драку на бровке Вадима Евсеева и Райана Гиггза в первом матче в Лужниках, а затем победный гол головой все того же Евсеева в ответной гостевой игре. Ну и на закуску Европа получила от русского Ивана (Вадима) ставший классическим спич в телекамеры, помноженный на весьма характерную (ударение на второй слог, а не на первый или третий) гримасу.
Вчера ночью после израильской катастрофы мне, наверное, впервые за 12 лет своей журналистской карьеры хотелось зашвырнуть ноутбук куда подальше и редакционное задание сорвать. Ведь я просто не понимал, что произошло! Не понимал, почему мы абсолютно бездарно провели первый тайм. Почему не настроились на матч, который мог стать переломным в карьере каждого игрока и футбола всей страны. Почему позволили вовлечь себя в истерию, связанную с возможностью каких-то закулисных договоренностей. Почему бездарно упустили шанс поехать в Европу, который, учитывая засилье легионеров в нашем чемпионате, в ближайшие лет десять может уже и не подвернуться. Почему, почему, почему?..
А потом в памяти всплыла валлийская гримаса Евсеева. И на душе как-то потеплело - и игра в "почемучки" завершилась...
Мне кажется, в субботу в Израиле Гус Хиддинк допустил ошибку, которую он, как истинный европеец, обязан был допустить. Он, изучив корейско-австралийские души, вычислить душу русскую, странную и искореженную, все-таки не смог. Голландец так и не понял, что наши футболисты, как в общем-то и вся страна в целом, как только выключают ток, теряют все ориентиры и идут по дороге в никуда.
Пока мы выступали в роли людей второго плана, чувствовали себя провинциалами на этом европейском празднике жизни, то из своих катакомб уверенно отплевывались от этих английских и хорватских господ, были в своей подвальной стихии. А как только "туманные альбионы" оказались повержены, ситуация кардинально изменилась. Сами, став весьма респектабельными гражданами Европы, на которых лают из-за угла даже английские породистые собаки, мы этой ответственности не выдержали, в этой свободе задохнулись.
И голландский человек, до того выжимавший из этой сборной по максимуму - до последней капли, поплыл. Да и как он, воспитанный в своих нежных тюльпанах, мог понять, что в России цветы растут совсем другие, а ценят в них люди в основном шипы. Хиддинк не смог (да и не мог) стать человеком России. Не смог стать, скажем, напряженным, издерганным костромским интеллигентом Георгием Ярцевым, закатывающим истерики, переводящим команду на военное положение и, по сути, подключащим ей так нужные 220 вольт. Тот самый ток, что в ноябре 2004 года в результат, а также в телеэкраны генерировал Евсеев, не случайно считавшийся любимчиком Ярцева.
Рабы не мы - эту фразу часто повторяли в советские годы. Если смотреть печальной правде в глаза, фраза эта в нашей стране всегда должна была писаться в два слова. И наши футболисты, в офисах своих клубов разбегающиеся на миллионы долларов, а ударяющие на копейку, в Израиле перед лицом немотивированных и нищих (по меркам нашей премьер-лиги) юниоров доказали, что из тех времен мы совсем не ушли. Доказали, что они являются рабами - вот только доллара, а не футбола.
Впервые при Хиддинке мы увидели абсолютно совковую сборную - без того европейского лоска, который, согласитесь, был ей присущ даже в самых неудачных гостевых играх в Англии и Хорватии. По ходу матча мне все время мерещилось, что за штурвалом у нас стоит не голландец, а кто-то из его безликих предшественников. Ведь предыдущий цикл мы играли именно в такой - серый, провинциальный - футбол.
Итак, Европа узнала русского Ивана-2. Теперь, смею предположить, на все сто процентов узнал его и голландский тренер.
Добро пожаловать в Россию, господин Хиддинк...