Газета Спорт-Экспресс № 270 (4550) от 23 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 ноября 2007 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ГРАН-ПРИ

Сегодня в Москве в ледовом дворце на Ходынке начинается 5-й этап "Гран-при" - Cup of Russia.

Тамара МОСКВИНА: "ПРАВ ТОТ ТРЕНЕР, КОТОРЫЙ ПОБЕЖДАЕТ"

Год назад Юко Кавагути и Александр Смирнов оказались в числе участников серии "Гран-при" почти случайно. И с ходу стали третьими. Затем заняли девятое место на чемпионате мира. В этом сезоне интернациональная пара Тамары Москвиной получила бронзу на этапе "Гран-при" Skate Canada и теперь имеет весьма реальные шансы попасть в заветную шестерку - выйти в финал серии.

Впрочем, со знаменитым тренером мы говорили накануне выступления ее пары в Москве на этапе "Гран-при" Cup of Russia, спонсором которого является "Газпром", не об этом. А о новом облике, в котором Кавагути и Смирнов предстали в этом сезоне перед своими болельщиками.

Комплименты Москвина приняла с удовольствием. И тут же пояснила:

- Меня радует, что наши усилия заметны. В этом сезоне с Юко и Сашей стали работать дизайнер по костюмам и стилист. Они специально приехали с нами в Москву - посмотреть, как их работа выглядит в "боевой" обстановке.

-В связи с чем вы обратились к специалистам подобного рода?

- Я еще год назад понимала, что над внешним видом пары нужно серьезно работать. Но до этого не доходили руки. А в этом сезоне уже хотелось добиться некой законченности облика. Общие знакомые рекомендовали нас довольно известной художественной мастерской, которая занимается разработкой и изготовлением театральных нарядов. Там мы и познакомились с Никой Велегжаниной. Она согласилась сделать костюмы, и когда они были готовы, посоветовала обратиться еще и к стилисту.

В собственных силах я не была уверена по той причине, что сама много лет ношу короткую стрижку. И вряд ли сумела бы сделать прическу из более длинных волос так, чтобы это выглядело стильно и современно, шло Юко и сочеталось с костюмом. Поэтому и доверила это работу специалисту. Заодно он поработал и с Сашей.

-Означает ли все сказанное, что в этом сезоне вы ставите перед своими спортсменами намного более серьезные цели, нежели год назад?

- Нет. В прошлом году первостепенной задачей было научить ребят кататься вместе, по возможности поднимая уровень сложности их выступлений. Дополнительно к этому Юко пришлось бороться с травмой. В этом сезоне все несколько иначе. Можно уже говорить о совершенствовании, о дальнейшем развитии...

-После выступления Кавагути и Смирнова на этапе "Гран-при" в Канаде сложилось впечатление, что вы слишком торопитесь наполнить программу своих спортсменов чрезмерной сложностью.

- Таким путем, если вспомнить, всегда шли все советские пары, начиная с Родниной. В том числе и я сама. Это касалось всех моих спортсменов: Валовой - Васильева, Бечке - Петрова, Мишкутенок - Дмитриева, Казаковой - Дмитриева, Бережной - Сихарулидзе. Отсутствие опыта соревновательной борьбы, отсутствие позиций в мировом фигурном катании (согласитесь, девятое место в мире - это не тот уровень, который может устраивать), отсутствие узнаваемости, отсутствие артистического навыка катания в различных стилях у Кавагути и Смирнова все еще имеют место. Чем же им тогда выигрывать у других пар? Чистотой катания? Сейчас многие катаются чисто. И стоят по всем перечисленным позициям выше. А сидеть сзади не хочется...

Могу сказать одно: убрать из программы избыточную сложность очень легко. К тому же интервью - это не руководство по раскрытию тактических задач, которые, как понимаете, ставит перед собой любой тренер. Насколько результативна тактика, которую мы выбрали, покажут соревнования. Прав тот тренер, который побеждает, только и всего.

-Но по сторонам же вы смотрите, видите, на что делают ставку другие тренеры?

- Конечно. К сожалению, не видела выступлений китайских пар на этапе "Гран-при" в Париже: из-за вируса вышел из строя компьютер, и не было возможности своевременно получать ту информацию, которую я привыкла.

-Тем не менее для вас вряд ли ново, что за компоненты катания китайским парам, занявшим в Париже два первых места, ставят заметно больше, чем любому другому дуэту. Это не настораживает?

- Те, кто занимал в предыдущем сезоне высокие места, всегда получают завышенные компоненты. За престиж. И с этим ничего не поделаешь.

-Вас удовлетворило, как в этом сезоне судьи восприняли программы Кавагути и Смирнова?

- Вполне. Единственное, что я никак не могу понять, - чем руководствуются специалисты, оценивая тодесы. Согласитесь, несколько странно 40 лет считаться для всего мира лучшими исполнителями именно этого элемента и столкнуться сейчас с совершенно непонятными требованиями. Во всем остальном у меня нет никаких нареканий.

-Возможно, я затрону болезненную тему, но вы не жалеете, что расстались с Марией Мухортовой и Максимом Траньковым?

- Вы прекрасно знаете, что я всегда была сторонницей того, чтобы в моей группе было спарринг-партнерство. Но в последние годы добиться этого не всегда получалось. Как только этот спарринг появился между Обертас - Славновым и Мухортовой - Траньковым, Юля и Сергей стали чувствовать себя некомфортно и в итоге ушли к прежнему наставнику. С Машей и Максимом у меня тоже не сложились рабочие отношения. Ничего катастрофического я в этом не видела. И не считала правильным продолжать мучить ребят, у которых явно не было расположения к совместной работе, и мучиться от этого самой. Более того, искренне рада, что к Мухортовой и Транькову нашел подход Олег Васильев. Мне нравится сознавать, что Олег - мой ученик. Что он не просто прекрасно усвоил все знания, которые когда-то были в него вложены, но развивает их, идет дальше.

- Получается, вы не готовы работать на результат, если эта работа не доставляет удовольствия?

- Нет. У меня вообще вся тренерская жизнь прошла с удовольствием. Были сложные характеры, ситуации, но интерес всегда оказывался выше. Безусловно, я хотела бы "развести" у себя на катке несколько пар и таким образом создать конкуренцию. Хотелось бы, чтобы в парном катании работало как можно больше молодых специалистов. Но пока не складывается.

-Кто помогает вам в работе?

- Игорь Борисович Москвин постоянно вместе со мною стоит у борта, и его помощь поистине неоценима. Таня Дручинина - наш постоянный хореограф, Артур Дмитриев - консультант сборной, но сейчас и он, и Оксана Казакова заняты телевизионными проектами. Пытаюсь привлечь к работе Вику Борзенкову. Она сейчас заканчивает аспирантуру, с удовольствием приходит на каток, но пока, как мне кажется, не решила для себя, готова ли посвятить жизнь тренерской работе за небольшое, скажем так, материальное обеспечение. Да и вообще пока не определилась с дальнейшей жизнью.

-Вас не огорчает, что Дмитриев не испытывает особой тяги к практической работе?

- Это тоже нормальное явление. Тренерская профессия - специфическое занятие. Хотя процент тех, кто в свое время у меня катался, а сейчас прекрасно работает со спортсменами, довольно высок. Это Ира Воробьева и Александр Власов, Лена Комарова - моя спортсменка из самого первого поколения, Лена Валова, Олег Васильев, Наташа Мишкутенок, Лена Бечке, Денис Петров, Казакова... Со всеми я поддерживаю отношения, в курсе их жизни, их проблем. Мы периодически перезваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками.

-А вам не кажется абсурдным, что в нынешней ситуации с фигурным катанием в России, когда налицо некий кризис вида спорта в целом, все те, кто мог бы способствовать изменению этого положения, - консультанты сборной, тренеры, президент федерации - все в том или ином качестве участвуют в телевизионных шоу?

- Эти проекты имеют ведь и положительную сторону. Если они заставляют родителей с детьми сидеть перед телевизорами и с интересом смотреть музыкально-спортивные программы, это уже неплохо. Популярность фигурного катания в стране, безусловно, выросла. Я это вижу по тому, сколько родителей привозят детей на катки, как увеличилось количество занимающихся. Это действительно факт.

-Вы сами эти шоу смотрите?

- Да. Мне нравится наблюдать, чем берет та или иная пара, каким образом она старается скрыть недостатки, нравятся работы постановщиков, их идеи, умение обыграть сильные стороны каждого из партнеров. В том числе с помощью костюмов, грима. Как профессионалу, мне это очень интересно. В шоу реализуется множество идей, которые можно позаимствовать и развить. Это касается и музыкального сопровождения, и стиля. Иногда я даже испытываю зависть, наблюдая за тем, как люди тратят меньше недели на подготовку новых номеров, но исполняют их так, словно катаются вместе давным-давно. Я, профессионал, работаю со спортсменами по два раза в день и не могу добиться от них такой стабильности и артистичности. Хочется понять: почему?

-Ну так у вас и сложность несопоставимая, и задачи.

- Тем не менее я постоянно размышляю на тему, что и как нужно сделать, чтобы готовый продукт появился как можно быстрее.

Есть ведь еще один момент. После развала СССР у нас много лет не было ни телевизионных передач о фигурном катании, ни книг, ни катков. Сейчас все это начинает появляться. По всей стране без конца что-то строится, открываются школы, налицо внимание к нашему виду спорта со стороны очень многих людей. В том числе и тех, кто искренне хочет помочь спортсменам и тренерам. Кто-то делает это из любви к искусству, кто-то - из патриотических порывов, для кого-то это вопрос выгодных вложений или собственного имиджа... Нам тоже начали помогать сразу две компании. Мы получили возможность, например, сшить те костюмы, которые хотим. Сейчас у нас их пять, и кое-что еще делается.

-Сколько программ вы поставили Кавагути и Смирнову на этот сезон?

- Пока три. Короткую, произвольную и показательную. Хотелось бы сделать еще один номер, чтобы у ребят была возможность продолжать развиваться в артистическом ключе, у меня даже есть определенные задумки, но это зависит от того, будет ли у нас время.

-В начале сезона, когда мы встречались в Питере с Алексеем Мишиным, он сказал мне, что Кавагути и Смирнов - мечта любого тренера. И что он искренне вам завидует.

- Эти ребята не доставляют никакой нервотрепки при проведении тренировок. Они работоспособны, дисциплинированны. А это, если разобраться, и есть мечта любого тренера - не тратить время на лишние разговоры, убеждения, внушения, скандалы... Это, собственно, и позволяет мне надеяться, что темп их роста окажется достаточно высоким.

-А сами вы тренировались перед тем, как выступить с Мишиным в гала-концерте телевизионного шоу?

- Да. Так как в тренировках я постоянно на коньках, физически мне не было сложно прокататься несколько минут без перерыва. Но нужно было вспомнить номер. Для этого мы с Мишиным провели в Питере несколько тренировок, на которые наши ученики смотрели с большим интересом. Правда, почти сразу столкнулись с целым рядом проблем. Выяснилось, что у моего партнера побаливают шея и спина, и из-за этого ряд движений он делать не может. У меня болела рука, соответственно, какие-то вещи - например, тодес - не могла сделать я. Вот и получилось, что ни одного из элементов, которые мы в свое время делали в этой программе, исполнить толком не удалось. Я было предложила восстановить хотя бы концовку - где я забираюсь к Мишину на спину и там кричу "Ура". Но очень быстро выяснилось, что ему не присесть так низко, а мне - не запрыгнуть так высоко...

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ