Газета Спорт-Экспресс № 272 (4552) от 26 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 ноября 2007 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

До EURO-2008 осталось 194 дня

Владимир ПОНОМАРЕВ

Меня игра сборной России в этом году никоим образом не удовлетворила. Нельзя допускать такие дикие шарахания - то крупная победа, то поражение в одну калитку. Где же стабильность?

Главная беда российской команды - отсутствие лидеров во всех линиях. Таких, какими в сборной СССР середины 60-х были Яшин в воротах, стоппер Шестернев, полузащитники Воронин и Сабо. Разве что в нападении у нас не было ярко выраженного вожака (эту роль, безусловно, блестяще исполнил бы Стрельцов, чему помешали известные обстоятельства), хотя любой из форвардов тех лет - Метревели, Месхи, Численко, Хусаинов - на голову выше сегодняшней примы Аршавина.

Я вообще не понимаю, как можно чего-то требовать от нынешних высокооплачиваемых мальчиков. Они играют в один футбол, а в ведущих европейских чемпионатах культивируется совсем другой. Не случайно Кержаков, несмотря на горячее желание, так и не сумел выдержать конкуренцию в "Севилье".

Перед началом сезона-2007 лишь вратарская позиция не вызывала опасений, поскольку в игре Акинфеева просматривались лидерские задатки. Но армейца надолго вывела из строя серьезная травма. А вот его одноклубник Игнашевич стал, считаю, заложником тактической схемы, которую Гус Хиддинк во многом вынужденно перенял у Валерия Газзаева. Вынужденно потому, что нормальных защитников в стране - раз-два и обчелся. Но все равно использовать из матча в матч трех игроков обороны, двое из которых лишены стартовой скорости, полагаясь на устаревшую персональную опеку, - явный перебор. Такой чрезмерной нагрузки потенциально неплохой футболист Игнашевич просто не выдержал - отсюда его ошибки в ключевой встрече с Израилем. Получилось, что в Тель-Авиве вместо крепкого забора россияне выстроили сзади дырявый частокол, который шустрые израильтяне преодолевали за милую душу.

При этом вариант с тремя оборонцами, не добавляя надежности тылам, еще и ослабляет наступление. Ведь замечательный мастер атакующей игры Жирков используется не по назначению. Он то и дело становится четвертым защитником, пробегая от чужой штрафной до своей одну стометровку за другой. На завершающий удар в такой ситуации просто не хватает сил! В связи с этим вспоминаю, как мы в свое время берегли крайних нападающих, чтобы они были свежими, когда появится шанс поразить ворота. А уж о том, чтобы не пропустить, позаботимся мы, защитники.

Обидно, что в игре сборной не просматривалось тактического рисунка, отсутствовала мысль. Даже простеньких заготовок не заметил. Допустим, когда впереди меня на правом фланге играл Метревели, мы договаривались: он уводит опекуна в центр, я врываюсь в свободную зону, куда без промедления удобной передачей отправлял мяч Воронин. Вроде не бог весть что, а работало!

Но острый-то пас в теперешней команде отдать некому. Аршавин, получая мяч, ничего и никого вокруг себя не видит, а способные на такие передачи ветераны Хохлов, Лоськов оказались не востребованы. Тут могло бы выручить беспрестанное броуновское движение футболистов. Пусть хаотичное, оно запутывает соперников, предоставляет возможность продолжить атаку несколькими способами, а не одним-единственным, давно вычисленным и легко нейтрализуемым. Да, в лучших матчах сборной России-2007 подобное временами удавалось. Вот только такой метод ведения игры требует серьезных энергозатрат, к чему наши парни не привыкли. Вот и играли они, утомленные, заключительные встречи с Израилем и Андоррой, стоя на месте, не создавая моментов. Хорошо еще Сычев андоррцам забил не слишком логичный гол. Отскочили! А то...

Впрочем, хватит о грустном. Все-таки - слава хорватам! - на европейский форум мы попали. Время поосновательнее подготовиться есть. Наши игроки в хорошем футбольном возрасте и, если захотят, способны прибавить. Ну а тем, что можно, со скрипом пробравшись в финальную часть, наделать там шума, давно никого не удивишь. Кому-кому, а везунчику Хиддинку об этом хорошо известно.