ФУТБОЛ |
В 2008 ГОДУ БЕСПЛАТНЫЙ ФУТБОЛ С ЭКРАНОВ НЕ ИСЧЕЗНЕТ
Завершившийся чемпионат России пришелся на первый год действия контракта между РФПЛ и "НТВ-Плюс". Мнением о том, как реализовывались права телекомпании и как она освещала ход турнира, с корреспондентом "СЭ" поделился генеральный директор "НТВ-Плюс" Дмитрий Самохин.
ПЕРВЫЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОКАЖЕТ
- Мы удовлетворены сотрудничеством с РФПЛ на все сто процентов, - сказал он. - Чемпионат России развивается, его уровень по сравнению с прошлыми годами растет - и по составу игроков, и по зрелищности. Мы же выполняли и будем выполнять свои обязательства. 232 из 240 матчей турнира компания показала в прямом эфире. Еще за год до подписания контракта был запущен канал "Наш футбол", посвященный национальному первенству. Это шаги, которые мало в каких странах могут себе позволить.
-Насколько выгоден для компании контракт в условиях, когда матчи чемпионата страны показывают и на бесплатных каналах?
- У "НТВ-Плюс" в самого начала было понимание в вопросе о том, чтобы Первый канал транслировал один матч из каждого тура на свой выбор. Мы считали и считаем, что этого вполне достаточно для удовлетворения интересов не заядлых болельщиков, а широкой аудитории. Когда был подписан наш договор с РФПЛ и проблематика социальной значимости показа футбола встала достаточно остро, мы приняли решение в пользу продолжения показа некоторых матчей на канале "РТР-Спорт". Естественно, это в значительной степени подорвало наш эксклюзив и усложнило нам бизнес на футбольном продукте. Но мы понимаем, что в долгосрочной перспективе наш четырехлетний контракт с РФПЛ ценен, и заинтересованы в том, чтобы впоследствии его продлить.
-Широкую аудиторию, конечно же, беспокоит вопрос: сохранится ли в новом сезоне футбол на бесплатных каналах?
- Безусловно. По-прежнему центральные матчи - по одному из тура - будет показывать Первый канал. Продолжится на все годы действия контракта и наше сотрудничество с региональными компаниями.
-Они показывали лишь домашние матчи команд из своих городов?
- Домашние - в полном объеме. Причем пользовались сигналом бесплатно. Выездные матчи транслировали не все, так как не все были готовы платить. Что касается "РТР-Спорт", то мы продолжим переговорный процесс и, надеюсь, подпишем договор, который определит, в каком объеме будут осуществляться трансляции матчей чемпионата в следующем году. В каком-то объеме будут.
-По контракту вы должны выплатить РФПЛ 92 миллиона долларов за четыре года. Экс-президент РФПЛ Михаил Воронцов сказал мне, что в связи с передачей части прав "РТР-Спорт" по итогам текущего года ваша компания выплатит лиге не 23 миллиона, а 14.
- Совершенно верно. График платежей был скорректирован, они распределены по нарастающей, и в конечном счете мы все равно выйдем на 92 миллиона.
-"РТР-Спорт" что-то платит вашей компании за сублицензию?
- Нет. Мы передали ей часть прав на безвозмездной основе. Воспринимаем это как некую социальную ответственность.
-Неужели "РТР-Спорт" получает телевизионную картинку даром? Первый канал пусть не деньгами, как "НТВ-Плюс", а опосредованно - размещением рекламы спонсоров премьер-лиги, но оплачивает футбольные трансляции.
- "РТР-Спорт" предоставляет рекламное время в трансляциях матчей как для спонсоров РФПЛ, так и для рекламодателей "НТВ-Плюс". Его рекламным временем управляем мы. Еще участвуя в торгах и обсуждая условия контракта с РФПЛ, мы исходили из того, что всем российским вещателям интереснее заплатить деньги за российский продукт, вложить их в российский футбол и тем самым способствовать его развитию. А "РТР-Спорт" выложил значительные суммы за показ матчей итальянского чемпионата. Правда, впоследствии он перепродал часть прав каналу "Звезда". А наша компания от трансляций матчей кальчо отказалась: бессмысленно продавать то, что доступно бесплатно.
РОССИЙСКИЕ ГОЛЫ ТЕПЕРЬ ИДУТ НА ЭКСПОРТ
-Кстати, английская премьер-лига только за счет трансляций на 195 стран получает ежегодно 312 миллионов евро.
- Как эксклюзивный обладатель прав на показ матчей английской премьер-лиги, мы это прекрасно знаем. Хотел бы заметить, что и мы стали продавать национальный чемпионат за рубеж. Во-первых, отдаем сигнал каналу Eurosport, который формирует программу "Еврогол", благодаря чему в нынешнем году мячи, забиваемые нашими командами, увидели во всем Старом Свете. Во-вторых, заключили соглашения о трансляциях матчей российского чемпионата с телекомпаниями Боснии, Венгрии, Греции, Израиля, Польши, Румынии, Украины и Кипра. Доходом, пусть пока он и небольшой, делимся с РФПЛ. Надеемся, что прибыль будет расти, что, впрочем, зависит от успехов как наших клубов, так и сборной.
-Почему раньше российские голы не "экспортировались"?
- Ни у кого руки не доходили. К тому же надо обеспечить качество показа, которое удовлетворило бы иностранного партнера, сделать сопровождающую графику в латинице. Сейчас "НТВ-Плюс", как нормальная бизнес-компания, покупает права, платит за них деньгами, а потом пытается эти права реализовать: абонентам, рекламодателям, вещателям. Извлечение прибыли за счет контракта с РФПЛ несколько отложено, поскольку наш эксклюзив реализуется не теми темпами, на которые мы рассчитывали. Но нет сомнений, что со временем мы и затраты компенсируем, и заработаем.
ПОКОНЧИТЬ С ПРОБЛЕМНЫМИ ЗОНАМИ
-В связи с затратами возникает вопрос: в какой мере, на ваш взгляд, удалось улучшить за минувший сезон качество трансляций с периферии?
- Мы всегда говорили о готовности направлять часть прибыли на решение этой задачи, приобретать современное оборудование и технологии. Несмотря на то, что доходы от футбольных трансляций оказались далеко не столь высоки, как ожидалось, компания инвестировала миллионы, и мы считаем, что качество трансляций из городов, которые считались проблемными, повысилось. Мы вводим и будем продолжать вводить некий единый стандарт качества для всех городов, клубы которых представлены в премьер-лиге. Ему в прошедшем сезоне не соответствовали только два города - Самара и Ростов.
-А трансляции из Нальчика шли, на ваш взгляд, нормально?
- К концу сезона после проведения ряда технических мероприятий принципиальных отличий у трансляций из Нальчика и, скажем, Раменского или Химок уже не было. Теперь в премьер-лигу войдут новые клубы. Нужно будет работать с их стадионами, но мы к этому готовы. Следующий год вообще для нас станет ударным в вопросе о качестве трансляций. Мы намерены повысить его в целом по всем городам и окончательно устранить проблемные зоны. Кроме того, собираемся сделать инвестиции в совершенствование потребительских свойств трансляций. Речь идет о внедрении дополнительной графики и расширении возможностей для аналитики, чтобы репортажи стали более интересными. Причем не только с московских стадионов.
К слову, по одному матчу в туре "НТВ-Плюс" демонстрировал на своем канале HD в стандарте высокой четкости - high definition. Это первый опыт такого вещания в нашей стране.
-Сколько камер используется при трансляциях?
- Их количество различается от города к городу и от матча к матчу. Меньше восьми не бывает нигде, и мы будем увеличивать это число. Но важно не только количество. Можно поставить 24 камеры - и получить не лучшую телевизионную картинку, если не проработать в достаточной мере вопрос с каналами связи. С другой стороны, мы стараемся наполнять показ своими фирменными разработками. Скажем, выделять отдельную камеру для слежения за каким-то футболистом и собирать статистику его действий. Это может быть сделано по разным причинам: игрок только что пришел в команду, приобретен за большие деньги, встречается со своим бывшим клубом, вышел на поле после травмы и т.п.
При разборе игры после финального свистка все данные обобщаются и делаются выводы, как человек играл.
-Сколько подписчиков насчитывается на сегодняшний день у "НТВ-Плюс"?
- 600 тысяч, что соответствует примерно 2 миллионам телезрителей.
-Во Франции подсчитали, что платный Canal+ обязан футболу 40 процентами своих абонентов. Став в 2005 году эксклюзивным партнером национальной лиги, он получил дополнительно более 200 тысяч подписчиков. В Германии Premiere TV, расставшись на прошлый сезон с правами на показ матчей бундеслиги в пользу канала Arena, потерял 18 процентов подписчиков. Насколько же возросла абонентская база за последний год у "НТВ-Плюс", пусть и не только из-за футбола?
- Год назад у нас было чуть меньше 500 тысяч подписчиков. Есть также прибавка в среднем доходе с абонента. Ведь мы изначально предложили людям три разных варианта: приобрести весь пакет спортивных каналов, докупить канал "Наш футбол" к базовому каналу или приобрести возможность пользоваться им отдельно. Так что приток существует. Правда, он замедлен тем, что у нас нет полного эксклюзива. С другой стороны, повышается лояльность существующей абонентской базы. К нам приходят те, кто хочет получать продукт именно "НТВ-Плюс".
-Вы довольны тем, как на канале "Наш футбол" прошла перекличка стадионов во время двух заключительных туров чемпионата, матчи которых состоялись одновременно?
- Да. Были свои трудности, но опыт использования сигнала из всех регионов России, в которых проходили матчи премьер-лиги, уникален. Это большое творческое и техническое достижение сотрудников спортивной дирекции "НТВ-Плюс". Убежден, что лучше их такое никто не сделал бы. Свой профессионализм эти люди доказывают и высоким качеством показа, и комментарием, и аналитическим подходом.
Александр ПРОСВЕТОВ