БИАТЛОН |
ПОЛЬХОВСКИЙ БОЛЬШЕ НЕ СТАРШИЙ ТРЕНЕР, НО ОСТАЕТСЯ В СБОРНОЙ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
В понедельник глава Росспорта Вячеслав Фетисов подписал приказ, согласно которому старшим тренером российской женской сборной отныне вместо Валерия Польховского является Александр Селифонов. В то же время, как пояснил мне директор центра спортивной подготовки сборных команд страны (ЦСП) Николай Пархоменко, об отстранении Польховского от работы со спортсменками речь не идет: тренер остается в сборной до конца марта (именно на такой срок распространяется контракт Польховского с Росспортом).
Когда известного тренера в ходе сезона освобождают от прежних полномочий, это всегда ЧП. То, что в тренерском коллективе женской сборной России не все ладно, было очевидно еще в ходе предсезонной подготовки. Первая попытка убрать Польховского с занимаемой должности была предпринята президентом СБР, четырехкратным олимпийским чемпионом Александром Тихоновым еще в мае. Однако Росспорт предложения Тихонова не поддержал, оставив старшего тренера во главе команды.
Естественно, все последующие проблемы - нехватка транспорта для команды во время предсезонной подготовки в Австрии, срыв запланированного выезда женской команды на сбор в Финляндию, отсутствие виз у целого ряда спортсменок и многое другое - воспринимались общественностью как продолжение сведения счетов между президентом СБР и неугодным ему тренером. Однако Пархоменко дал несколько иную трактовку происходящему. По его словам, на майской аттестации тренеру ясно дали понять, что руководство Росспорта недовольно прежде всего результатами его тренерской деятельности. По инициативе того же Пархоменко в сборную были дополнительно включены четыре специалиста - помогать Польховскому в работе. При этом старшего тренера поставили в известность, что Росспорт готов удовлетворить абсолютно все требования, связанные с подготовкой команды к сезону, если соответствующие запросы будут своевременно предоставлены тренерским штабом.
Подвергать слова директора ЦСП сомнениям нет никаких оснований. И вот отсюда, увы, следует, что во многих проблемах женской команды вина тренерского штаба налицо. Ну не Пархоменко же, в самом деле, должен подсчитывать, сколько действующих визовых дней осталось в паспорте той или иной биатлонистки, чтобы вовремя отдать необходимые распоряжения выездному отделу Росспорта? Переводить стрелки на СБР тоже в какой-то степени бессмысленно, поскольку контракт у Польховского заключен с Росспортом. И именно перед ним тренер обязан нести ответственность за свою команду.
Не исключено, что демонстративный отказ старшего тренера подписать декларацию о сотрудничестве с СБР стал еще одним пунктом для недовольства руководителей государственного спортивного ведомства. Подобный демарш мог бы быть оправдан лишь в одном-единственном случае: если бы подопечные Польховского выигрывали все соревнования подряд. Так уж устроена спортивная жизнь: тренеру прощают вольнодумство и неповиновение только до тех пор, пока он - первый. Выиграл - значит, все поступки правильны. Проиграл - извините...
Хотя, с моей точки зрения, в ситуации, когда старший тренер команды едет на этап Кубка мира и не получает там аккредитацию, дающую право на этих соревнованиях выполнять свои обязанности, вина СБР налицо: либо следовало своевременно и аргументированно настоять, чтобы Польховского вообще не отправляли в Контиолахти, либо, если уж он туда поехал (за счет Росспорта, кстати), сделать все возможное, чтобы не доводить ситуацию до абсурда и не делать достоянием всей биатлонной общественности свои внутренние распри.
Подозреваю, что основным поводом для подписания Фетисовым упомянутого приказа стали не перечисленные частные случаи, а вся ситуация в женской команде в целом. После того как в мае Польховского на посту старшего тренера чуть было не заменил Селифонов, между недавними соратниками словно пробежала черная кошка: они почти перестали общаться, вынудив всех остальных подспудно выбирать, на чьей стороне быть дальше. В Рамзау, где российские биатлонисты тренировались в конце октября, я даже слышала версию, что старший тренер мужской команды, олимпийский чемпион Владимир Аликин не случайно разместил своих спортсменов подальше от женского коллектива. Потому что просто устал тратить силы на постоянные склоки. Возможно, это были лишь домыслы. Но факт остается фактом: российские мужчины-биатлонисты начали сезон в Контиолахти с четырех медалей, в том числе одной золотой.
Правых и виноватых можно искать в этой истории долго. Только вряд ли в этом есть смысл. Своим решением, как мне кажется, глава Росспорта четко дал понять: никакой дальнейшей мышиной возни в биатлоне он не потерпит, даже если придется резать по живому.