БАСКЕТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. Дивизион А. ЛУЧШИЙ ИГРОК НОЯБРЯ |
Алекс СКЭЙЛЗ: "В АМЕРИКЕ НЕ БЫВАЕТ ИГР ЗА ТРЕТЬЕ МЕСТО"
Известие о том, что защитник ЦСК ВВС-"Самары" признан экспертами "СЭ" лучшим игроком месяца, произвело впечатление на работников этого клуба. Пусть в ноябре ЦСК ВВС выиграл три матча из четырех, а средняя результативность 29-летнего американца Алекса Скэйлза составила 21,3 очка, подобных индивидуальных титулов представители волжской команды не удостаивались давным-давно. На память приходят разве что достижения нынешнего главного тренера самарцев Валерия Тихоненко, который еще в прошлом веке дважды становился лучшим баскетболистом чемпионата России по результатам опроса "СЭ". Впрочем, сам Скэйлз отнесся к выбору нашей газеты совершенно спокойно. Что, надо сказать, вызвало уважение - всегда приятно иметь дело с людьми, знающими себе цену. В том, что невозмутимость американца не была показной, лично у меня сомнений нет. Все-таки за свою карьеру он успел много где поиграть: от НБА ("Сан-Антонио Спэрс") и Аргентины до Китая, Кореи и мадридского "Реала" (вторая половина сезона-05/06).
-Вы - выпускник университета "Орегон". Что вы должны выиграть в Европе, чтобы ваша майка появилась под сводами зала этой студенческой команды? Или там ценятся только успехи в НБА?
- Для меня память - это не фотография в музее или майка под потолком арены. По-моему, самое дорогое - это место, которое ты занимаешь в сердцах болельщиков, видевших твою игру. Надеюсь, они до сих пор помнят меня. Хотя НБА - это, конечно, совсем другой уровень, другой мир. На планете много баскетбольных лиг и турниров. А НБА - она одна.
-В позапрошлом году вы подписали контракт с "Сан-Антонио", но закрепиться там не смогли. Почему?
- У меня был краткосрочный контракт. Это обычная практика в НБА: клубы приглашают игроков лишь для того, чтобы подменить основного баскетболиста, получившего травму. Так что я заранее понимал, какую роль мне отводят в Сан-Антонио, и был к этому готов.
-В НБА нет проблем, связанных с агрессивностью баскетбольных болельщиков. Поклонники команд-соперниц могут сидеть на трибуне вперемешку, и это не приведет ни к каким осложнениям...
- Так и есть.
-А в других американских лигах?
- То же самое. Это часть американской культуры в целом.
-Представляю, как вас шокировали греческие фанаты, когда в прошлом году вы перешли в "Арис"...
- Это точно. Поначалу я вообще не мог взять в толк, как подобное возможно. Тамошние болельщики порой кидались в игроков монетами. В Америке подобное попросту невозможно.
-Вы, кстати, уже в курсе, что скоро вам придется опять сыграть в Салониках - за самарскую команду против ПАОК в Кубке Европы?
- Конечно - я сразу узнал результаты жеребьевки. С удовольствием приеду в Салоники еще раз. Там у меня осталось немало друзей.
-Какая команда из этого города сейчас является "номером один" - ПАОК или "Арис"? А может - "Ираклис"?
- Это зависит от того, с поклонником какого клуба вы говорите. Болельщик "Ариса" никогда не скажет, что ПАОК - лучший. И наоборот. Причем результаты команд тут не играют никакой роли.
-С "Арисом" вы завоевали весной бронзовые медали чемпионата Греции. Наверное, были удивлены тем, что после поражения в полуфинале плей-офф пришлось играть еще?
- Да уж. В Америке за третье место никогда не играют. Ни в одном виде спорта. С другой стороны, наши матчи с "Паниониосом" были действительно важными - в них разыгрывалась путевка в Евролигу. И мы вырвали победу в пятой, решающей встрече этой серии.
-В прошлом сезоне у вас была отличная статистика (Скэйлз стал шестым по результативности на первом этапе Евролиги и первым - в четвертьфиналах плей-офф. - А.Э.). И вдруг вы попадаете в клуб, который не играет ни в Евролиге, ни в Кубке ULEB. У вас есть претензии к своему агенту?
- Я бы предложил посмотреть на данную ситуацию с другой стороны. По-моему, очень хорошо, когда на сильных игроков претендуют не только те клубы, которые из года в год ставят перед собой высокие цели. Это и скучно, и, по сути, неправильно. В баскетболе всегда должно быть движение вперед. Поэтому кстати, американские игроки, как правило, и заключают контракты только на один год - чтобы в жизни постоянно было что-то новое. Без перемен развитие невозможно. То, что я играю за команду, пытающуюся потеснить кого-то из грандов, не создает для меня никаких проблем. По-моему, это даже интереснее. При этом можете не сомневаться: предложения от более известных в Европе клубов, чем ЦСК ВВС, у меня были.
-Наверняка вас многое удивило в Самаре - и здешний аэропорт, и дороги...
- Можете не продолжать. Действительно, здесь я приобрел новый опыт, которого у меня раньше не было. Но я приехал сюда, чтобы играть в баскетбол, а не для того, чтобы изменить вашу жизнь. Все нормально.
-Вы в курсе, что нынешний тренер вашей команды был игроком-звездой, олимпийским чемпионом?
- Конечно. Правда, об этом я узнал только в Самаре. Хоть раньше мне и доводилось бывать в России, я не знал о ней ровным счетом ничего. Сейчас постоянно делаю для себя какие-то открытия.
-Чем отличается стиль американских тренеров от европейских?
- Там бывает одна тренировка в день. (Улыбается.)
-А еще?
- В США тренеры обычно не меняют систему защиты по ходу матча. А в Европе, наоборот, постоянно варьируют.
-А как у вас на родине строятся отношения "тренер - игрок"?
- По-разному.
-Вам больше нравится, когда "главный" советуется с игроками? Или вы готовы просто исполнять то, что скажут?
- С одной стороны, тренер - это тренер, а игрок - это игрок. Но тренер, который интересуется мнением баскетболистов, на мой взгляд, добьется большего. Потому что такой подход поднимает статус игрока, делает его отношение к баскетболу творческим. Кстати, мне нравится, как строятся эти отношения в ЦСК ВВС.
-Можете дать прогноз на результат самарской команды в регулярном чемпионате суперлиги?
- Я же не Иисус Христос. (Улыбается.)
-Но рискну предположить, что сейчас вы смотрите в будущее более оптимистично, чем в начале сезона, когда клуб потерпел несколько тяжелых поражений.
- И тогда было ясно, что мы еще прибавим. Команда собралась в полном составе только перед стартом сезона, и нам просто было нужно время, чтобы понять что к чему. А то, что игроки у нас хорошие, я понял с первой же тренировки.
-Уже задумывались, чем займетесь после окончания карьеры?
- Надеюсь остаться в баскетболе. Хочу стать тренером. Причем индивидуальным тренером, который будет помогать баскетболистам развивать какие-то определенные качества. Мне кажется, именно в этой роли я смогу проявить себя наиболее ярко.
Арнольд ЭПШТЕЙН |
Самара |