Газета Спорт-Экспресс № 282 (4562) от 7 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 15

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 декабря 2007 | Хоккей

ХОККЕЙ

СВОЯ КОЛОНКА

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

РОДИНА ИЛИ СМЕРТЬ

Как думаете, что сильнее всего волнует клубных руководителей нашего хоккея с мячом за несколько часов до ключевого матча? Здоровье и психологическое состояние собственных игроков? Никак нет. Сила соперника? Ничего подобного. Качество льда? Ерунда. Количество народу на трибунах? Вот еще!

Вопрос ключевой: КТО СУДИТ? От этого зависит все. Фамилия какого-нибудь особенно недружественного лайнсмена Пупкина огорчит клубных боссов сильнее, чем если бы в форме соперников на лед вышла сборная мира.

На днях, сидя в компании известных бендийных людей, я задал им нормальный, как мне казалось, вопрос: "Есть в российском хоккее с мячом хоть один судья, который не берет?"

Комната вмиг разразилась таким хохотом, словно я спросил, много ли невинных девушек в числе сотрудниц публичного дома.

- А в шведском чемпионате? - не унимался я. - А на международных турнирах? Западного арбитра тоже "зарядить" можно?

Собеседники враз посерьезнели. "Иностранца - никак, - говорят. - У них этого в крови нет. А наши без конверта уже просто работать не могут. Подсели, как наркоман на иглу".

В минувшую пятницу на матче "Родина" - "Динамо" арбитр Филиппов в самом начале встречи в течение трех минут удалил трех кировчан. Губернатор Кировской области, сидевший в VIP-ложе вместе с главным тренером российской сборной Владимиром Янко, увидев это, уехал со стадиона на 7-й минуте матча. Об этом мне на днях рассказал сам Янко. Москвичи, которые наверняка выиграли бы и так, победили со счетом 10:2.

Судя по сюжету на кировском телевидении, на пресс-конференцию оба тренера пришли мрачнее тучи. О судействе, судя по тому же телесюжету, не было сказано ни слова. Сам брифинг проходил на фоне щита во всю стену пресс-центра, на котором огромными буквами красовалось: "Родина" - за Путина!" Кто бы сомневался. Но ей бы, "Родине", за собственное достоинство постоять.

Речь, впрочем, не о торжестве вкуса в выборе мест для партийной агитации, а об исконно русском виде спорта, который именно благодаря своей неудавшейся родословной скорее мертв, чем жив. Ну не повезло бенди с родиной, что тут поделать. Уродившийся в Канаде хоккей с шайбой в будущем году отметит вековой юбилей. Бенди старше шайбы на десяток лет и со старта имел все шансы навсегда оставить за собой первенство среди ледовых командных игр. Будем сравнивать их нынешнее состояние или лучше скромно помолчим?

Россия произвела на свет не один хоккей с мячом. Самбо, лапта, городки - тоже наши изобретения. Восток и Запад ответили дзюдо, бейсболом и, прости господи, керлингом. Сегодня особенно выигрышно на фоне мультимиллиардной американской бейсбольной империи смотрится лапта. А городошную площадку вы своими глазами когда в последний раз видели?

Неизвестная могила лапты, тихая кончина городков и многолетняя кома хоккея с мячом, задохнувшегося в коррупции и интригах, - самые яркие примеры того, что станет с любым видом спорта, попавшим в наши "очумелые ручки". Отдайте России руководство мировым футболом - и лет через 30 величайшая игра мира падет в борьбе за популярность в неравном соперничестве со стрельбой из лука.

Русский хоккей - последний из придуманных в нашей стране видов спорта, в котором еще как-то теплится искра жизни. Спасти его от медленной смерти можно только одним способом: забыть о том, что он - русский. То есть забывать, может, и не обязательно, но единственный шанс сохранить его для потомков - это добровольно и немедленно передать все руководящие должности в международной федерации хоть шведам, хоть финнам, хоть канадцам и больше никогда на них не претендовать. Тогда, глядишь, лет через 15 чемпионаты мира будут проводиться не в двух странах, а в двух десятках и интересны они будут не одним-единственным матчем Россия - Швеция за весь турнир.

Но ничего такого мы, конечно же, никогда не сделаем. Придет же в дурную журналистскую голову такое кощунство - отдать русскую святыню в грязные иностранные лапы! Нет-нет, лучше смерть!