ПАРУС |
У нас о кругосветной гонке под парусом VOLVO Ocean Race знают пока до неприличия мало, а жаль - ведь это одно из самых престижных и популярных соревнований в мировом спортивном календаре! Но совсем скоро ситуация изменится: на старт очередной кругосветки выйдет российская яхта, а финиширует гонка в Санкт-Петербурге!
КРУГОСВЕТНАЯ МЕЧТА БИЗНЕСМЕНА ЖЕРЕБЦОВА
Допустим, вас совершенно не интересует парусный спорт как таковой, а словосочетание "кругосветная парусная регата" ассоциируется в лучшем случае с соперничеством "Беды" и "Черной каракатицы" из "Приключений капитана Врунгеля". Изменить это категорически неправильное положение дел можно очень просто - достаточно поговорить с питерским бизнесменом Олегом Жеребцовым, после чего непреодолимое желание испытать романтику кругосветной парусной гонки появится даже у самого закоренелого домоседа.
Вот только для того, чтобы воспользоваться этим советом, придется очень поторопиться - застать этого человека в Питере с каждым днем становится все труднее. Шутка ли, созданная им команда Russian Challenge будущей осенью примет участие в самой престижной из кругосветных парусных гонок - VOLVO Ocean Race. И Олег Жеребцов очень надеется первым привести свою лодку в родной город, ведь впервые в истории финиш этого уникального соревнования состоится в Санкт-Петербурге.
О подготовке российской команды к гонке ее создатель и главная движущая сила проекта Russian Challenge рассказал в интервью "СЭ".
ПЯТЬ НЕДЕЛЬ В ОТКРЫТОМ ОКЕАНЕ
-Итак, что же это все-таки такое - VOLVO Ocean Race?
- С тех пор как люди научились ходить под парусами, были придуманы самые разные виды соревнований. Один из вариантов мы видим на Олимпийских играх - гонки проводятся на небольших яхтах, проходят по короткой дистанции и длятся, как правило, не более часа. Отдельно можно отметить матчевые гонки и их высший уровень - соревнования на Кубок "Америки", которые сейчас представляют собой серию спринтерских гонок на дистанции длиной в несколько морских миль.
Но есть и другой вид соревнований - кругосветные гонки, которые продолжаются от полугода и больше. Среди них выделяется VOLVO Ocean Race - гонка, в которой соревнуются парусники, способные двигаться с самыми экстремальными скоростями. За 30 лет существования гонки менялись размеры лодок, количество мачт, но сохранилось главное - это по-прежнему соревнования однокорпусных судов. Сейчас в них участвуют одномачтовые яхты длиной 70 футов. Традиционно эта гонка проводилась раз в четыре года - как раз примерно за такое время сменялось поколение лодок, и в очередной раз на старт выходили уже более современные парусники. Сейчас же было принято решение провести очередную гонку не через четыре, а через три года после предыдущей. Связано это с тем, что организаторы увидели интерес со стороны глобальной аудитории, и решили не ждать истечения четырех лет.
-Какова география предстоящей гонки?
- Как обычно, она охватывает почти все материки и континенты. На этот раз путешествие начнется в октябре 2008 года этапом из испанского Аликанте в Кейптаун (ЮАР), далее на маршруте - Дубай, Индия, Сингапур, Малайзия, Китай. Впервые гонка обойдет стороной Австралию и Новую Зеландию и, обогнув этот континент, флот прямо из Китая переместится в Бразилию. Это будет самый длинный этап - 12 тысяч морских миль или 20 тысяч километров, и продлится он около пяти недель. Финиш этого этапа - в Рио-де-Жанейро. Затем гонка переместится в Бостон (США), потом - в Ирландию и Швецию. Благодаря усилиям многих людей, нам удалось добиться того, что финиш гонки в июле 2009 года состоится у нас, в Санкт-Петербурге, о чем несколько месяцев назад было подписано соответствующее соглашение.
Такой уникальный флот еще никогда не прибывал в нашу страну, да и вообще в Восточной Европе никогда не финишировал. Так что для нашей страны в предстоящей гонке будут сразу два знаковых события: во-первых, в гонке примет участие лодка под российским флагом, а во-вторых, финиш регаты состоится в Санкт-Петербурге. Сами гонки VOLVO Ocean Race длятся около девяти месяцев, и во время предыдущей, глобальный охват аудитории, следившей за этими соревнованиями, был близок к двум миллиардам человек во всем мире. Я очень рассчитываю, что в будущем году Россия примкнет к тем странам, где эта гонка пользуется колоссальной популярностью. Некоторые из них совсем недавно прошли этот путь, но уже вошли в элиту океанского парусного спорта - это Бразилия, и в каком-то смысле Испания. Общая ситуация в нашей стране позволяет надеяться, что подобный прорыв обязательно произойдет - причем не только в парусном спорте, но и в других дисциплинах.
-Какие страны сейчас входят в эту самую элиту кругосветных парусных гонок?
- Традиционно там были представлены Великобритания, скандинавские страны, Германия, Голландия, Новая Зеландия. Однако сейчас на предстоящую гонку уже заявлены две испанские лодки, команда из США. Идут разговоры о том, что будет и ирландская лодка. Собирается выйти на старт бразильский экипаж - он уже подтвердил свое участие, но, возможно, их будет даже два.
ЧЕРЕЗ БУШУЮЩИЕ СОРОКОВЫЕ
-Какова спортивная суть этой гонки. Как, скажем, определяется победитель?
- Из 12 городов, в которых гонка так или иначе будет представлена, в 7 пройдут так называемые in-port-race, то есть спринтерские 2-часовые гонки в акватории конкретного порта, за которые также начисляются очки. Эти короткие гонки имеют свою специфику - они гораздо более интенсивны и подчинены всем правилам спринтерских парусных гонок. Победитель VOLVO Ocean Race определяется по сумме баллов, начисляемых за места, на которых лодка финишировала на каждом из отдельных этапов. При этом спринтерские этапы в портах "стоят" в баллах в два раза меньше длинных переходов. Любой же длинный этап оценивается одинаково - независимо от того, был это переход в 12 тысяч морских миль или в две.
-Сколько длится отдых спортсменов после длинного океанского перехода?
- В промежутках между этапами предусмотрено время, когда в лодках может быть произведен какой-то ремонт, ведь различные неприятности так или иначе случаются всегда. Любой экипаж понимает, что при перемещении лодки с огромной скоростью все работает на пределе возможностей - и оснастка, и сам корпус выдерживают предельные нагрузки. А отдых? В зависимости от длины предыдущего этапа стоянка может быть длиннее или короче. Например, после пятинедельного перехода из Китая в Рио - через мыс Горн, через экватор, из холода в жару, из зимы в лето, через бушующие 40-е широты Южного полушария - стоянка наверняка будет продолжаться две-три недели.
ГОНКА ЛЮДЕЙ И СОРЕВНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
-А что представляют собой сами лодки?
- Это парусные суда весом 14 тонн, из которых около семи тонн - вес киля. Высота лодки сейчас уже превышает сто футов - то есть она больше, чем ее длина. Только один поставленный спинакер может иметь парусность свыше 500 квадратных метров. А все вместе паруса стали примерно на 65 процентов больше, чем в лодках предыдущего 60-футового класса. То есть современные технологии, с одной стороны, облегчают конструкцию лодки, а с другой, позволяют ей двигаться быстрее. По сути дела, VOLVO Ocean Race представляет собой один из самых технологичных видов парусных спортивных соревнований для судов, которые приводятся в движение только силой ветра.
-В случае чрезвычайной ситуации в гонке - например, при поломке мачты - возможна помощь извне?
- Помощь возможна всегда. Другой вопрос: будете ли вы по этой причине дисквалифицированы на данном этапе или нет? Если вы справились своими силами, натянули палатку на обломках мачты и медленно движетесь к финишу - никакой проблемы в этом нет. Конструкция получается, конечно, довольно смешная, но что уж поделать. Во время предыдущей гонки с подобной ситуацией в Индийском океане столкнулся бразильский экипаж, который тем не менее самостоятельно дошел до конца этапа. Другое дело, если поломка серьезная, и для помощи прилетели вертолеты (если, конечно, они смогли это сделать) - тут уже все зависит от того, как организаторы отнесутся к этой ситуации.
-Сколько лодок, как правило, участвует в VOLVO Ocean Race?
- Организаторы соревнований накануне каждой гонки публикуют специальные правила, по которым должны строиться новые лодки, ведь за всю историю этой гонки ни одна лодка не выступала в них два раза - каждая из них строится специально для конкретного соревнования. Технологическое отставание в четыре года автоматически означало бы поражение для экипажа, и никто на это, естественно, не пойдет. В связи с этим организаторы не стремятся, чтобы флот регаты был большим - я думаю, что на старт в будущем году выйдет около десяти лодок. То есть планка для попадания в число участников - довольно высока. А уж для того, чтобы бороться за победу, - еще выше.
-VOLVO Ocean Race это в большей степени все-таки соревнование технологий или людей?
- Безусловно, на первой стадии идет соревнование технологических возможностей. Конструкция лодки, ее аэродинамические свойства, свойства парусов и всех конструктивных элементов, естественно, должны быть выполнены по последнему слову техники. И до старта гонки идет напряженная борьба среди инженеров, дизайнеров, проектировщиков. А затем все эти достижения уже трансформируются в борьбу спортсменов, штурманов и навигаторов. Их роль также нельзя недооценивать - эти люди испытывают колоссальные нагрузки, находясь в открытом океане и работая в любую непогоду. И в восьми- и в десятибалльный шторм надо продолжать выполнять свои функции на борту лодки - гонка не прекращается и при таких условиях. Конечно, задача экипажа - по возможности обойти этот шторм, но при этом надо думать и о том, чтобы не попасть в зону штиля. Словом, это действительно увлекательное соревнование. К победе можно прийти, только если сложатся обе составляющие - технологическая и человеческий фактор.
ЭТО НЕ ЯХТЫ, ЭТО - ЛОДКИ
-Если говорить именно о последнем, то сколько человек входят в экипаж на VOLVO Ocean Race?
- 11 человек - это максимально допустимое количество людей, которые могут находиться на лодке. Правда, на предстоящей гонке впервые в истории VOLVO Ocean Race будет обязательным присутствие в экипаже так называемого media crew member - человека, который будет управлять фото- и видеосъемкой, радиотрансляциями с борта. По опыту предыдущих гонок организаторы увидели гигантский интерес к подобным материалам, но обязать заниматься этим представителей экипажа - особенно в каких-то экстремальных ситуациях - просто невозможно. Поэтому и было принято решение, что в каждой лодке будет специальный человек, на которого возложены такие функции. Правда, пока до конца неясно, может ли этот человек принимать хоть какое-то участие в работе экипажа - например, готовить еду или делать что-то другое? Что будет, если он, скажем, в какой-то момент потянет шкот и кто это отследит? Должен ли он иметь какую-то спортивную квалификацию или ему надо просто уметь держать камеру, не падая при этом за борт? Пока по этому поводу есть вопросы и, наверное, впоследствии будут даны какие-то разъяснения.
-Работа в океане организована вахтовым методом?
- Да. Все члены экипажа сменяют друг друга с определенной частотой. Варианты могут быть самые разные. Например, на спокойной воде чаще всего делают три вахты по три часа, и режим для членов экипажа получается таким: три часа на вахте, три часа сна и три - в готовности незамедлительно включиться в работу. Есть и вариант так называемых "ползучих вахт", когда из пяти человек каждый час с вахты выбывает кто-то один и, соответственно, один новый человек добавляется. То есть происходит своеобразная постепенная ротация.
-Для приготовления пищи, надо понимать, специального человека в лодке не предусмотрено?
- Питание происходит прямо на борту, и понятно, что оно не слишком разнообразно. Никакого специального человека для этого нет, ведь основное правило этих гонок - каждый спортсмен в составе экипажа должен уметь делать все - готовить еду, шить паруса, убирать, причем не только за собой, и так далее. Вообще под выражением "гонки на яхтах" иногда подразумевают какой-то стереотип некоего элитарного развлечения или времяпровождения. На самом деле все абсолютно не так. Подобные гонки - это жесткая спартанская обстановка и существование едва ли не на грани человеческих возможностей, выхолощенный дизайн, жесткие сетчатые гамаки для кратковременного сна, отсутствие минимальных привычных удобств вроде душа. Не случайно мы не называем эти парусные суда яхтами, употребляя вместо этого слово "лодки", которое в их случае более адекватно.
"СУХАЯ" И "МОКРАЯ" КОМАНДЫ RUSSIAN CHALLENGE
-Как вообще возникла идея создания команды Russian Challenge?
- По ряду обстоятельств я, будучи генеральным директором компании "Лента", принял решение отойти от активной работы, которая отнимала у меня по 12 часов в день. И заняться другими вещами, которые мне интересны. Одной из них и стал парусный спорт. Я увлекся этим около двух лет назад, но сразу стал довольно интенсивно практиковаться, участвовать в соревнованиях. В итоге и пришла идея принять участие в VOLVO Ocean Race, коль скоро у меня есть для этого время, желание и возможности.
Произошло это после того, как в Австрии я познакомился с Андреасом Ханакампом, который будет шкипером нашей команды. Он рассказал мне очень много о парусных гонках, в том числе и о VOLVO Ocean Race, в какой-то степени вдохновив меня на этот проект. В начале этого года мы встретились с организаторами гонки, которые, в свою очередь, высказали огромную заинтересованность в российской команде. Мы взвесили все "за" и "против" и очень быстро приняли решение. За первым - об участии в гонке, пришло и второе - об организации финиша в Санкт-Петербурге.
Настало время решать, кто будет проектировщиком и дизайнером лодки (этим человеком стал английский конструктор Роб Хамфрис), где она будет строиться (выбор в итоге пал на английскую верфь Green Marine). А вот с экипажем мы пока до конца не определились. Правилами разрешены замены 50 процентов экипажа в промежутке между этапами, и, таким образом, общее число участников нашей "мокрой команды" (то есть тех, кто будет непосредственно участвовать в гонке) составит 17 человек. Если принять во внимание, что сам я хочу пройти все этапы и финишировать в родном городе, а также кандидатуру Андреаса Ханакампа, то с остальными пятнадцатью спортсменами вопрос пока открыт.
Пользуясь случаем, хочу обратить внимание, что поиск людей, понимающих специфику океанских гонок, продолжается, и мы хотим определиться с членами команды в ближайшие месяцы. Конечно, в России наблюдается некоторый дефицит подобных спортсменов, но современная практика такова, что не бывает чисто американских, испанских или российских команд. Все экипажи интернациональны. Таким будет и наш. При этом всем потенциальным членам экипажа надо учитывать, что эта деятельность займет больше года - контракт, который мы будем подписывать со спортсменами, предполагает 100-процентную занятость в течение 18 месяцев.
-Если есть "мокрая команда" Russian Challenge, то наверняка существует и "сухая". Сколько это человек?
- Около восемнадцати. Это ассистенты, специалисты по логистике (ведь запчасти и оборудование должны путешествовать за лодкой по всему миру) и навигации, доктора, техники. Генеральный директор всей нашей команды - англичанин Майкл Вудс, который в течение длительного времени работал директором по гонкам в менеджменте самой VOLVO Ocean Race. В нашей "сухой команде" также будут как российские, так и иностранные специалисты. Хотя с гражданами России сложнее в том смысле, что нам необходимо оформлять визы почти во все страны мира, разрешения на работу, урегулировать вопросы с трудовым законодательством.
-На какой стадии находится реализация этого проекта сейчас, если иметь в виду технологическую составляющую?
- Через пару недель завершится строительство основного корпуса лодки. Затем начнется время более тонких работ по ее оснастке. Мы имеем практически завершенный проект и начало строительства мачты. Начаты работы по изготовлению парусов - а их должно быть 50 штук, каждый из которых необходимо оттестировать. Думаю, что к концу апреля будущего года мы спустим лодку на воду, сразу же начнутся тренировки, а в октябре в Аликанте состоится старт гонки. Реализация проекта идет без каких-либо сбоев. Мы довольны тем, как все происходит, и очень важно, что не допускаем никаких компромиссов ни в одной составляющей. Мы ведь тоже намерены бороться за самые высокие места.
-Наверное, компромиссы при создании лодки чреваты не только в спортивном смысле, но и в плане безопасности?
- В гонке может случиться все. Это экстремальные соревнования, во время которых бывают и сломанные мачты, и другие внештатные ситуации. Да и сама по себе штормовая погода довольно опасна - во время предыдущей гонки был случай, когда спортсмен упал за борт, и его не успели вовремя подобрать, ведь в океане, тем более ночью, найти человека чрезвычайно сложно. Но риск в любом случае оправдан, ведь участие в подобных гонках - это способ опробовать технологические решения, которые могут быть потом использованы и в других сферах деятельности.
МЕЧТА О ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЯХ
-Что лично вас стимулирует к участию в VOLVO Ocean Race, которое, как вы сами признаете, является делом довольно рискованным?
- Знаете, какими бы громкими ни показались эти слова, но на участие в гонке меня вдохновляют в том числе и патриотические чувства. Буду очень рад, если Россия сумеет добиться успеха в этих соревнованиях.
-Ключевой в этом смысле является роль шкипера Андреаса Ханакампа. Как вообще состоялось ваше знакомство?
- Андреас дважды участвовал в регатах Олимпийских игр, добившись при этом неплохих результатов. Кроме того, он был руководителем большого количества гонок в Европе и имеет немалый опыт оценки людей - как в профессиональном плане, так и по их психологическим и личностным качествам. У себя на родине Ханакамп вообще является легендой парусного спорта. А как познакомились? У меня с детства была мечта - пересечь Атлантику под парусом. И когда я вплотную подошел к ее осуществлению, один из моих коллег посоветовал мне пройти Атлантику не на круизной яхте, как это делает большинство людей, а именно на скоростной спортивной лодке. Наставником, который приехал, чтобы объяснить нам специфику подобного путешествия, был именно Андреас. Мы с ним быстро сошлись, так как характеры у нас похожи - у нас схожие жизненные ценности, менталитет, любовь к путешествиям и приключениям.
-Атлантику-то в итоге перешли или проект Russian Challenge отодвинул детскую мечту на второй план?
- Конечно, перешли. Это было удивительное путешествие из Лиссабона в Рио-де-Жанейро, которое завершилось совсем недавно - за плечами остались три с половиной тысячи морских миль. Это, конечно, было не спортивное соревнование, но все же вполне интенсивный морской переход. Мне даже довелось впервые побывать в роли начальника вахты. То есть детская мечта исполнилась, но уже после того, как был дан старт проекту Russian Challenge.
-В шторма по ходу этого путешествия попадали?
- Знаете, это слово само по себе все трактуют по-разному. Вот недавно у нас в Керченском проливе корабли потерпели крушение в 6-балльный шторм. А что такое 6 баллов? В океане это просто хороший ветер для движения со скоростью 20 - 25 узлов. В этом смысле у нас были ветра и гораздо сильнее. Но когда команда действует собранно, лодке, как правило, ничего не грозит. Случаются, конечно, серьезные проблемы - такие, как, например, поломка киля, после которой лодка за одну-две минуты может перевернуться мачтой вниз. В таких случаях приходится рассматривать варианты вроде спасения на плотах. Но такое бывает очень редко.
-А как вообще сформировалась у вас в детские годы эта мечта о парусных приключениях? Наверняка ведь было что-то, подтолкнувшее к этому?
- Как и многие советские мальчишки, я рос в какой-то степени мечтателем. В то время - в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века - осуществить эти грезы о далеких путешествиях и зарубежных странах в нашей стране было делом почти невозможным. Но я любил географию, знал названия всех морей, столиц практически всех стран мира и думал только о том, чтобы когда-нибудь побывать в этих загадочных местах. А когда в нашей стране появилась свобода передвижения, я вспомнил об этих своих детских мечтах...
Владимир ЮРИНОВ
Санкт-Петербург