Газета Спорт-Экспресс № 297 (4577) от 25 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 декабря 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРСОНА НОМЕРА

Ролан ГУСЕВ: "ГАЗЗАЕВ СКАЗАЛ, ЧТО Я - "ОТРАБОТАННЫЙ МАТЕРИАЛ"

Окончание. Начало - стр. 9

ПОДВИГ ОЛИЧА

-Какие предложения упустили за последнее время? Пару лет назад ходили разговоры про "Бордо"...

- Агент Семака подписал со мной бумаги, когда ЦСКА играл в Осере. Рассказал, что ко мне есть интерес во Франции. Но странно получилось. Агент названивал какое-то время: "Иди к Гинеру спроси, отпустит ли. И сколько стоишь". Но я жестко ответил: никуда не пойду, договаривайся сам. Испорчу отношения с Гинером - и что дальше? А в интервью я ни разу не сказал, что хочу уйти. В отличие от Олича, который этого не скрывал.

-Романцев больше не говорил, как когда-то: "Я Гусева люблю, он мой"?

- Нет. Вот летом, когда многие знали, что у меня контракт заканчивается, - подходили люди. Те, что крутятся около футбола. Советовали: "Не вздумай подписывать новый договор с ЦСКА, возьми паузу..." И многие "соскочили", едва я продлил контакт с ЦСКА. Стал им неинтересен.

-В прошедшем сезоне после какого поражения в раздевалке ЦСКА стояла особенно тяжелая тишина?

- В Питере, когда поняли, что не станем чемпионами. Но и этот сезон ЦСКА элементарно довел бы до золота, если бы не отъезд бразильцев в сборную. С "Томью", "Амкаром" и "Кубанью" очки никогда не потеряли бы.

-Как отреагировали, узнав, что каждый игрок "Зенита" получил 75 тысяч евро за победу над ЦСКА?

- Слышал об этом. Спокойно восприняли. В ЦСКА никто не считает чужие деньги. Гинер приучил команду: у игроков все есть. Только играй - будешь зарабатывать. За шесть лет не помню ни одной задержки выплат.

-За какой матч получили самые большие премиальные?

- В первый год, когда перешел в ЦСКА, то ли "Спартак" обыграли, то ли в финале Кубка победили. Еще до игры знали, что получим большие деньги. Цифры не назову.

-Но не 75 тысяч?

- Что вы...

-Человек с самым сильным характером, которого видели в ЦСКА?

- (После паузы.) Олич. Впрочем, нет. Юра Жирков. Просто я вспомнил поначалу, как Олич набирал форму после разрыва "крестов", - чудом успел восстановиться и поехал на чемпионат мира. Это был подвиг.

-А почему Жирков?

- У него всегда одно состояние. Что после неудачных игр, что после фантастических. Никакой расслабленности, постоянно молчит, видно, как боль терпит. Вот это характер! Но кроме Юры в ЦСКА много игроков с сильным характером. Иногда мне казалось, что специально таких подбирали.

-Вас - в том числе?

- Был два года назад эпизод, о котором мало кто знает. Газзаев перестал меня ставить, и у нас состоялась беседа. Сидели Гинер, Газзаев, я. Уже тогда предложил: может, продадите?

-Почему не продали?

- Гинер сказал: "Успокойся. Подожди. Вот-вот будешь играть, и все у тебя наладится, поверь мне". Вскоре я вышел - и ка-а-к начал забивать, играх в четырех подряд!

ДЖИП ШЕМБЕРАСА

-В этом году вы восстанавливались после травмы - и кто-то, видевший те занятия, сказал: "Не представлял, что человек может столько работать".

- Да, я занимался с Пайшау. Он мне дал такую нагрузку - еле домой приползал. Страшная работа, после разговаривать не мог!

-Что ж вы такого делали?

- Он ставил фишки через каждые двадцать метров по всему полю. И я носился по весеннему газону, похожему на кашу. Туда-сюда, туда-сюда. Около 18 повторений. Потом то же самое, но еще успевал на ходу принимать мяч и пасовать обратно. И так - полтора-два часа. Думал, умру. Если и были паузы, то минут на пять, не больше. Газзаев поверить не мог, когда меня увидел. Обычно, пропустив полтора-два месяца, игроки возвращаются "разобранными" - и тут я, готовый к любой нагрузке.

-Ваш рассказ опровергает мнение некоторых игроков ЦСКА, что Паулу Пайшау в тренерском штабе был фигурой лишней.

- Такие разговоры и впрямь ходили. Команда разделилась на два лагеря. Одних устраивали тренировки Пайшау, другие были недовольны. Началось еще с предсезонки. Все уже привыкли к требованиям Газзаева, а тут другая методика, новые упражнения. Не всем нравилось, что бразилец заставлял нас работать с резиной, например.

-Что за резина?

- Тугие резиновые пояса, которые крепятся на талиях двух игроков. Один стоит на месте, другой пытается от него убежать. Потом меняются. Так и "бегают" по очереди несколько серий подряд - лицом вперед, спиной, боком. Упражнение рассчитано на скоростно-силовую выносливость. Выматывает жуть как.

-Говорят, Газзаев в этом сезоне изменился, глаза потухли. Вам так не кажется?

- Нет. Он, как и прежде, очень эмоционально реагировал на все. Другое дело, когда летом из-за травм и отъезда бразильцев народу совсем не осталось и на поле выходили дублеры - что Газзаев мог сделать? Кричи, не кричи - выше головы пацаны все равно не прыгнут.

-Газзаев умеет прощать?

- Да. Без штрафов, конечно, не обходится, но не припомню случая, чтобы он после какого-то проступка заявил игроку: "Все, ты отчислен". Вообще его отношение к футболистам иллюстрируют слова Моуринью: "Когда игроки работают хорошо - я их люблю. Когда плохо - ненавижу". Сказано будто про Газзаева.

-На вашей памяти игроку ЦСКА доставалось за какое-нибудь интервью?

- Ох, здорово влетело Ярошику перед выездным матчем с "Челси"! Разговаривал с корреспондентом и оценил шансы на победу как 60 на 40 в пользу англичан. Газзаев наутро отчитал его перед всей командой. В очень жесткой форме. Иржик был в полной растерянности: "Что я такого сказал?" Но на следующий день в другой газете вышло интервью с Ярошиком, где он шансы уравновесил - 50 на 50. Всей командой смеялись.

-Книжки Валерия Георгиевича читали?

- Читал. Одну историю даже запомнил. Во Владикавказе на встрече с друзьями детства Газзаев обронил во время тоста: "Когда-то мы вместе начинали заниматься футболом. Жаль, что никто из вас не стал большим игроком". На что кто-то ответил: "Да как же с тобой можно было заиграть, если ты пас никому не давал?"

-Газзаев способен говорить с футболистом не о работе?

- Он и помогает ребятам в житейских вопросах. Меня раз крепко выручил. Шембераса по дороге на тренировку, прямо возле Ватутинок тормознули на посту ГАИ. "Пробили" по базе его джип и обнаружили, что автомобиль попадает под постановление суда на арест имущества.

-Вы-то здесь причем?

- Джип на меня был оформлен. А я давным-давно задолжал оператору сотовой связи. Сумма копеечная, я и забыл о ней, перестав пользоваться сим-картой. В итоге на меня подали в суд, который наложил арест на имущество. Шемба звонит: "Слушай, ты чего там натворил? Меня уже час в ГАИ держат, машину хотят отобрать". Тут я вспомнил про долг. Рассказал Газзаеву. Он кому-то позвонил, и Шембераса через пять минут отпустили. А я после тренировки помчался в сотовую компанию утрясать проблему.

- Моратти, владелец "Интера", как-то сказал: "Для меня Луческу остается самым человечным тренером из всех, кого знал". Кто для вас самый человечный тренер?

- Федотов. Мы с ним в "Динамо" пересеклись, где он помогал Бескову. Работать с Владимиром Григорьевичем было одно удовольствие. Общительный, интеллигентный. Никогда не кричал на игроков, слова матерного от него не слышал.

-Бесков каким запомнился?

- В 15 лет, когда я вернулся из юношеской сборной, Бесков встретил меня словами: "Мне рассказали, ты много голов там назабивал? Завтра жду в Новогорске, будешь теперь с основой работать". С той поры я только там тренировался. Бесков меня и на сбор перед финалом Кубка с "Ротором" взял, но в заявку не включил. А вскоре был матч с "Тюменью", кажется. В день игры меня с базы отправили на тренировку дубля. Потом узнал, что Бесков перед отъездом на стадион хватился: "А где Гусев?" - "С дублем тренируется". - "Да? А я хотел его сегодня минут на пять выпустить". Так я упустил шанс переписать клубный рекорд и стать самым юным игроком в истории "Динамо".

Бесков мог тренировку остановить, только чтоб объяснить мне ошибку! Играем в "квадрат", вдруг голос Константина Ивановича: "Стоп. Все стоят на своих местах". Подходит ко мне, берет за руку и начинает показывать, как в этой позиции надо было сыграть.

-Цепенели в такие минуты?

- Да я сначала на каждую тренировку с основным составом выходил в шоковом состоянии. Мне 15 лет, а рядом люди из телевизора! Калитвинцев, Кобелев, Черышев, Тетрадзе... У Омари как раз тогда конфликт с Бесковым приключился, о котором все газеты писали.

-Из-за чего?

- Из-за яичницы. У Бескова она под запретом была, а Тетрадзе в столовой заказал себе на завтрак. У нас в ЦСКА, кстати, тоже яичницу не подают. Вредно.

КРЫСА НА КРОВАТИ

-Вы ведь еще семь лет назад могли оказаться на Украине, только не в "Днепре", а в киевском "Динамо". Что помешало?

- С киевлянами дело было на мази. Но за два дня до отъезда меня вызвал Толстых и уговорил продлить контракт с московским "Динамо". Наутро, когда новость разнеслась, раздался звонок из Киева: "Ну и зачем ты это сделал? Мы же обо всем договорились". - "Так получилось", - отвечаю. "Ладно, все равно приезжай".

-Приехали?

- Как ни странно, да. Показали шикарную базу в Конча-Заспе, там познакомился с Шевченко и Ребровым. Суркис говорит: "Все, что от тебя требуется, - поставить Толстых перед фактом, что хочешь играть в киевском "Динамо". Остальное берем на себя, трансфер оплатим". На следующий день должен был встречаться с Лобановским. Но я не дождался и улетел в Москву.

-Почему?

- Прекрасно понимал, что Толстых не отпустит ни за какие деньги. Он о переходе слышать ничего не хотел.

-Не угрожал?

- Угроз не было. Но доступно объяснил, что рановато мне в Киев перебираться: "Не созрел ты пока как игрок для такой команды. Вряд ли выдержишь конкуренцию, а у нас регулярно будешь в составе". Честно говоря, я и сам не был уверен, что заиграю в Киеве. Побоялся что-то менять, вот и остался в Москве.

-Кабинет Толстых большое впечатление произвел?

- Еще бы! Линялое динамовское знамя в углу. На столе настоящие баррикады из бумаг. Но он, как фокусник, из этих завалов макулатуры в секунду извлекал нужную бумажку.

-База в Конча-Заспе вам показалась шикарной на фоне старенькой динамовской в Новогорске?

- В Новогорске в конце 90-х на базе крысы бегали! Я не вру! На них уже внимания не обращали. Однажды Ансар Аюпов зашел в комнату и увидел на своей кровати эту усатую тварь. Мы-то привыкли ко всему - но Аюпов лет семь прожил в Голландии. От такой картины едва умом не тронулся.

-Чувствовали, что Романцев не простил вам переход в ЦСКА? Поэтому и отцепил от чемпионата мира-2002?

- Играй я в "Спартаке" - не сомневаюсь, поехал бы на чемпионат мира. Я тогда набрал хорошую форму, ЦСКА шел на первом месте, "Спартак" 3:0 "хлопнули". Когда был игроком "Динамо", с Романцевым в сборной почти перед каждым матчем общались один на один. В основном на тему перехода в "Спартак". Червиченко тоже приезжал на базу, подключался к переговорам.

-Люди из "Спартака" позже заявили, что вы побожились Романцеву подписать контракт с его командой и даже взяли часть подъемных.

- Глупости. Денег я не брал и бумаг никаких не подписывал. У меня было несколько предложений, ни одно не спешил отвергать. Размышлял до последнего. Интуиция подсказала, что со "Спартаком" связываться не стоит. Было видно, что клуб уже "плывет". К 2001 году от прежнего спартаковского могущества не осталось и следа. А ЦСКА, наоборот, собирал мощный состав. Когда Гинер показал список игроков, которых собирается купить, стало ясно, что у армейцев очень серьезные планы. И все эти футболисты оказались в клубе.

-О чем сегодня мечтаете?

- Только об одном - чтобы близкие были живы, здоровы. А если говорить о футболе... Это не мечта, а цель - стать чемпионом Украины. Истосковался по игре. Столько на лавочке сидеть невыносимо. Чувствовал себя, как в золотой клетке. Зарплата замечательная, но мне хотелось лишь играть.

-В Днепропетровск семья поедет с вами?

- Жена и сын. А дочка занимается с педагогом классическим вокалом и пока останется под присмотром бабушки.

-С Протасовым пообщались?

- Конечно. Главное, понял, что у меня в "Днепре" обязательно будет шанс. Протасов, к слову, ничуть не изменился с тех пор, как сам выходил на поле. Разве что поседел немного. Шершун сказал, что у Протасова сейчас такой же вес, как в игровые годы!

-Вы наверняка раньше представляли, каким будет ваш последний день на базе ЦСКА. Таким он и вышел?

- Не совсем. За вещами в Ватутинки я не поехал. Отправил водителя жены, он забрал. Команда в тот день готовилась к матчу. Подумал: зачем глаза ребятам мозолить? И собственную душу бередить?

-Кто сейчас живет в вашей комнате?

- Понятия не имею. Но пустовать ей недолго. Не оставят же комнату нетронутой, как памятник футболисту Гусеву. Пройдет время, и ЦСКА забудет такого игрока.

-Да и фотография ваша исчезла с клубного сайта стремительно.

- Это нормально. Не я первый, не я последний. Если уж уходили такие люди, как Семак, - о чем говорить? Это в "Милане" дорожат своими игроками. В ЦСКА, к сожалению, не так.

-Евсеев недавно сказал: "Вот закончу играть - открою спортивный бар. Буду сидеть у стойки и пиво разливать". Но вас-то ждет другая судьба?

- Хочется верить. Пиво разливать не тянет. Даже в собственном баре...

Юрий ГОЛЫШАК,
Александр КРУЖКОВ