Газета Спорт-Экспресс № 19 (4599) от 29 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 января 2008 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Скотти ПИППЕН: "ДАЙТЕ ДОМ С БАНЬКОЙ - ОСТАНУСЬ ЖИТЬ В РОССИИ"

Окончание. Начало - стр. 1

МОСКВА ПОХОЖА НА НЬЮ-ЙОРК

-Насколько я понимаю, в России вам понравилось?

- Очень! Приятно было встретить множество людей, которые следили за моей карьерой в "Чикаго", "Хьюстоне" и "Портленде". Особенно поразили дети, которые посещали мои мастер-классы или просто подходили за автографами. Какие у них были восхищенные глаза, восторженные улыбки! А ведь золотую эпоху "Буллз" они не застали - некоторым тогда было по два-три года, а кто-то и вовсе еще не родился... Наверное, они воспринимают меня даже не как баскетболиста, а как легенду из телевизора, о которой рассказывали старшие. Также я познакомился со многими государственными чиновниками (среди них - первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов, мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Пермского края Олег Чиркунов. - А.С.). Уверен, с такими людьми у российского баскетбола хорошее будущее.

-Вы убедились в том, что до сих пор чрезвычайно популярны в нашей стране. Это льстит?

- Да. И вместе с тем накладывает ответственность. Я стараюсь показывать детям пример: чего можно добиться, если стремишься к цели изо всех сил. Надеюсь, это пойдет на пользу российским мальчишкам. Конечно, в России баскетбол не так популярен, как в Штатах. Там мы им просто живем, а НБА широко известна во всем мире. Но, взглянув на российский баскетбол изнутри, я понял, что у него есть перспективы для роста. А главное - есть люди, которые хотят поднять вид спорта в стране на новый уровень. Нужно только все время идти вперед, что-то придумывать - чтобы не отстать в развитии. И тогда со временем российская профессиональная лига может стать такой же сильной, как американская. НБА это вовсе не повредит. Наоборот, она заинтересована в том, чтобы сделать баскетбол глобальным видом спорта. Кстати, сейчас НБА готовит совместный проект с баскетбольной ассоциацией Китая, уже переживающего настоящий баскетбольный бум.

-Во время нашей первой беседы, сразу после прилета в Москву, вы говорили: "Все твердят, что мне так понравится в России, что я не захочу отсюда уезжать"...

- Теперь могу сказать: это чистая правда!

-А есть ли хоть что-нибудь, в чем наша страна вас разочаровала?

- Нет. За эти несколько дней я проникся большим уважением к России и ее жителям. Хорошо, что ситуация в вашей стране стабилизировалась. Еще 5 - 10 лет назад американцы боялись сюда ехать - их отпугивали разговоры о русской мафии...

-...и о медведях, якобы разгуливающих по нашим улицам?

- Точно! Но оказалось, что все не так страшно. Я здорово провел здесь время и благодарен Кущенко за приглашение. Все, с кем мне довелось общаться, были очень добры. Москва - отличный город. Она напомнила мне Нью-Йорк. Такая же огромная, шумная, яркая... Только надписи на зданиях на другом языке.

Вообще было довольно непривычно находиться среди людей, чью речь не понимаешь. Но это неудобство было единственным и небольшим. С удовольствием вернусь сюда еще раз, чтобы сделать как можно больше для развития баскетбола в России.

ЗВЕЗДА-САМОУЧКА

-В Перми вы посетили Матч звезд российской студенческой ассоциации. В американской NCAA подобные игры не проводятся...

- Нет. И теперь думаю, что напрасно. Когда на одной площадке собираются лучшие игроки разных университетов, это здорово. Ребята с юного возраста учатся понимать, что это такое - сборная. При этом праздник в Перми - важная часть большой программы, которую проводит ваша студенческая лига. Главная цель - мотивировать игроков, дать им понять, что они движутся в правильном направлении. Молодые баскетболисты должны осознавать, что только труд поможет им стать настоящими мастерами. Это очень важно. Ведь через несколько лет из этих парней и их ровесников будет формироваться сборная страны. И ее успехи зависят от того, как молодежь будет работать и тренироваться сейчас.

-У российской студенческой лиги есть шансы когда-нибудь вырасти до масштабов NCAA?

- Пока у NCAA большое преимущество. Наши парни более атлетичны, быстрее бегают, выше прыгают. Но создание и развитие лиги - долгий процесс. Я бы сравнил его со строительством стены: каждый кирпичик нужно класть не спеша, аккуратно, вплотную к соседним - иначе стена получится непрочной. Российская АСБ только-только появилась и со временем будет наращивать обороты. Думаю, уже через четыре-пять лет картина станет иной. Надеюсь, мое присутствие на Матче звезд в Перми тоже послужит для ребят стимулом.

-А есть ли у российского детско-юношеского баскетбола преимущество перед американским?

- Да. У вас есть детские спортшколы. Американские дети не получают никакого баскетбольного образования. Конечно, они тренируются и играют в школьных командах. Но в России мальчишкам с юных лет "ставят" технику и тактику вполне "по-взрослому". Этому Америка могла бы у вас поучиться.

-А как учились играть вы?

- Можно сказать, занимался самообразованием. Смотрел матчи по телевизору, читал книги...

-В 1997 году вышла в свет ваша книга для детей "Тянись выше". О чем она?

- О моей судьбе. О том, как худощавый паренек однажды вбил себе в голову мечту попасть в НБА, как вдохновился этой идеей и начал планомерно идти к своей цели. О моем детстве, о моей семье. О том, как сложно было попасть в хорошую команду из маленького городка (Гамбург, штат Арканзас, население - около 3 тысяч жителей. - А.С.), где я родился и вырос. О том, какую роль в моем детстве сыграл баскетбол и чего я достиг с его помощью. Дело ведь не только в сумме контракта. Например, благодаря баскетболу я получил возможность путешествовать по свету, знакомиться с интересными людьми. Как сейчас, в России.

ПЕРСТНИ И КУБКИ В БАНКОВСКОМ СЕЙФЕ

-Вы когда-нибудь надевали сразу все шесть своих чемпионских перстней?

- Нет. Даже такая мысль в голову никогда не приходила. Вообще перстни я ношу нечасто. В основном на различных мероприятиях с участием чемпионов НБА. И всегда надевал только один - тот, который был на данный момент последним. А еще у меня есть коллекция из шести уменьшенных копий кубка Ларри О'Брайена - в честь каждого из титулов. Их, кстати, демонстрировать гораздо удобнее, чем навешивать на руки массивные перстни. Впрочем, я и кубки предпочитаю не выставлять напоказ.

-А где храните свои "сокровища"?

- В банковском сейфе. В последний раз видел их восемь лет назад. Надеюсь, они до сих пор там...

-Перед началом сезона-2003/04, ставшего последним в вашей профессиональной карьере, вы вернулись в "Чикаго". Это был осознанный выбор или вы просто хотели сменить команду?

- Вернуться меня попросил мой бывший партнер по "Буллз" Джон Пэксон, в 2003-м занявший в клубе пост генерального менеджера. Он хотел, чтобы моя карьера закончилась там же, где начиналась, где я добился всего. А моим желанием было помочь "Чикаго" вернуться в число лидеров в НБА. Кроме того, кому-то нужно было выполнять в команде роль ветерана, вожака для молодых игроков. Увы, все получилось не так, как мы планировали, - по ходу сезона я получил несколько травм. Кроме того, из-за плохих результатов из "Чикаго" ушел тренер Билл Картрайт. Его место занял Скотт Скайлз, который предпочитал быстрый, атлетичный стиль. В свои 38 играть в такой баскетбол я уже не мог и понял, что придется заканчивать.

-Многие звезды после завершения карьеры уходят в бизнес. Например, ваш партнер по золотому "Чикаго" Майкл Джордан сейчас чего только не производит: одежду, обувь, парфюмерию... У вас подобных планов нет?

- Нет. Когда-нибудь я обязательно вернусь в баскетбол. Эта игра - моя жизнь. Я уже не мыслю себя вне ее. Можно сказать, что баскетбол - это и есть мой бизнес. Ведь он дал мне все, что у меня есть. Благодаря таланту, которым наградил меня Бог, и баскетболу я сейчас могу позволить себе не работать. Мне нравится проводить время со своей семьей, нравится принадлежать самому себе. Я отыграл в НБА 17 лет и сейчас, на четвертом году отдыха, еще не чувствую, что полностью восстановился. Кроме того, нужно залечить старые травмы. В этом сезоне я специально сыграл три матча в Европе (два в финском чемпионате и один в шведском. - А.С.), чтобы проверить свои ощущения на баскетбольной площадке, по которым я уже соскучился... Крик толпы, полный зал зрителей... Кстати, болельщики в Финляндии и Швеции устроили мне фантастический прием. Заодно я проверил, в какой нахожусь форме, не ставлю ли под угрозу здоровье. Здорово, что теперь я могу позволить себе играть в свое удовольствие. Это совсем не то, что бешеный ритм НБА, где ты из года в год проводишь 82 матча в регулярном чемпионате, а потом еще и играешь плей-офф.

КАРЬЕРА ТРЕНЕРА? ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО

-Вы собираетесь вернуться в баскетбол в качестве тренера?

- Да, это один из вариантов. Хотя не расстроюсь, если он не получится. Для меня главное - быть частью игры.

-Может, вы уже и тренерские уроки у кого-нибудь берете? Скажем, у Фила Джексона, с которым выиграли в "Чикаго" все шесть чемпионских титулов...

- Пока нет. Мы иногда созваниваемся, но просто чтобы выяснить, как друг у друга дела. Все-таки работа в "Лейкерс" отнимает у Фила очень много времени.

-Пожалуй, таким же почитаемым тренером, как Джексон или Рэд Ауэрбах в США, для России был Александр Гомельский, в праздновании 80-летия которого вы приняли участие. Свои первые победы он одерживал еще до вашего рождения. Вам удавалось следить за работой и победами тренера Гомельского?

- Увы, нет. Вот когда стану тренером сам, то примусь изучать все лиги, следить за клубами, сборными... Делать это, будучи игроком, было сложно. Баскетболисты НБА ведь не только играют и тренируются. Приходится часто принимать участие в общественных мероприятиях, телешоу и т.д.

-С бывшими партнерами по НБА часто видитесь?

- Только на различных благотворительных мероприятиях. Сейчас для нас это чуть ли не единственная возможность поговорить друг с другом.

ВЫИГРАТЬ ПЯТЬ ОЛИМПИАД ПОДРЯД СЕЙЧАС НЕЛЬЗЯ

-Нынешний год - олимпийский. Каковы, на ваш взгляд, перспективы сборной США в Пекине? И может ли американская команда вновь стать той непобедимой машиной, как прежняя Dream Team, за которую вы играли в Барселоне-92 и Атланте-96?

- Трудно много лет подряд выступать на одном и том же высоком уровне. Хотя сборную США по-прежнему называют "командой-мечтой", ее результаты уже не те, что раньше. Международные турниры последних семи-восьми лет показывают: в турнирах сборных Европа сильнее США. С другой стороны, выиграть Олимпиаду четыре или пять раз подряд, как от нас ждали, - это практически нереально. Одни игроки из-за возраста вынуждены покидать команду и на их место приходит молодежь, которая понятия не имеет, что это такое - выступать за сборную. Да и у тренера задача сложная: собрать 12 парней из разных клубов и заставить их играть в едином стиле. Впрочем, сейчас генеральный менеджер сборной Джерри Коланджело и главный тренер Майк Кржижевски всерьез пытаются вернуть баскетбольную команду США на прежние высоты. Результаты прошлого года внушают оптимизм. На чемпионате Америки, который был отборочным соревнованием к Олимпиаде, сборная продемонстрировала баскетбол высокого уровня, который, надеюсь, позволит ей победить в Пекине. Хотя главное даже не это. Важнее построить для национальной команды "платформу". Правильно организовать сборы, тренировочный процесс. Сборная - гораздо более сложный и хрупкий организм, чем клуб.

БАСКЕТБОЛЬНЫЙ ВИРУС

-Как вам удалось заманить Пиппена в Россию? - вопрос Сергею Кущенко.

- Никакого секрета тут нет. Я уже говорил, что Скотти - очень простой в общении человек. Такое впечатление он произвел на меня еще при первом знакомстве. А сейчас я еще раз убедился в этом. Конечно, было понятно, что звезда такого масштаба просто так никуда не поедет. Но, к счастью, руководители НБА хорошо знают ЦСКА и меня лично - это сыграло свою роль. Более того: НБА даже принимала участие в нашем проекте.

-Все, что было задумано, получилось?

- Да. Главное, что Скотти сам прекрасно отдавал себе отчет в том, зачем он сюда приехал. Он говорит: "Баскетбол - это моя жизнь. Я хочу им заниматься, не хочу сидеть на месте". Мы привезли Пиппена в Москву и Пермь - и вот результат: "вирус баскетбола" и там и там сразу размножился. Впрочем, в этих городах такой вирус уже был. Теперь наша задача - занести "болезнь" туда, где ее еще нет.

Антон СОЛОМИН

Пермь - Москва