Газета Спорт-Экспресс № 21 (4601) от 31 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 14

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 января 2008 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СВОЯ КОЛОНКА

Юрий ВАСИЛЬЕВ

ОН СУЩЕСТВУЕТ

На закрытии грандиозного шахматного фестиваля в Вейк-ан-Зее царила атмосфера всеобщей любви и братства. В огромных металлических супницах подавался гороховый суп. Традиция ведет начало с голодных военных времен, когда такой суп считался невероятным лакомством. Сейчас это экзотический деликатес. Дань истории.

Произносили приветственные речи. Чествовали победителей. Вручали конверты с чеками, памятные подарки. И вдруг директор фестиваля Дольф Воз сказал: "В одном из турниров произошел вопиющий случай. Один из игроков не подал руку другому. Такое не должно больше повторяться!"

Речь шла не о партии Веселина Топалова и Владимира Крамника, как подумали вы и как вначале подумал я сам. Воз имел в виду партию, сыгранную в турнире "В" между английским гроссмейстером Найджелом Шортом и болгарским шахматистом Иваном Чепариновым. Это между ними произошел инцидент, который показался г-ну Возу вопиющим.

Чепаринов слегка опоздал на партию. Шорт, игравший белыми, уже сделал свой ход. Чепаринов пришел, сел за стол и сделал ответный ход. Но Шорт не желал столь неправильно начинать партию. Он протянул руку для соблюдения ритуала.

Чепаринов, у которого были моральные основания не подавать руки английскому гроссмейстеру, слегка отшатнулся. Дескать, что вы мне тут протягиваете. Шорт, оскорбленный в лучших чувствах, отправился к арбитру, чтобы тот вразумил Чепаринова и проставил ему "ноль" в таблицу - за несоблюдение правил.

Арбитр вызвал Чепаринова для разговора. Болгарин сказал, что нигде в правилах не написано, что он обязан подавать руку сопернику. Что это лишь рекомендация ФИДЕ, пока не утвержденная ее конгрессом.

Судья, убедившись, что Чепаринов упорствует, засчитал ему поражение.

Менеджер болгарских шахматистов, хорошо знакомый нам Сильвио Данаилов, подал протест. И апелляционный комитет, куда входил, кстати, Владимир Крамник, постановил: Чепаринов приносит Шорту письменные извинения, партия переигрывается, соперники обмениваются рукопожатием.

Все это было торжественно исполнено в присутствии прессы. И Шорт выиграл вторично эту скандальную партию.

В различных шахматных интернет-форумах сей инцидент был однозначно истолкован в пользу Шорта. Дескать, болгарский шахматист пошел на поводу у своего менеджера, известного скандалиста, и повел себя возмутительно.

Однако существует и другое мнение. Некоторое время назад у Шорта и великого "возвращенца" Гаты Камского случился конфликт. Они обменялись резкими словами на виртуальных страничках шахматного интернет-клуба ICC. А потом - оказались в одном турнире. Было это в Монреале. Предстояло играть партию. Шорту выпали белые. Он пришел на игру заранее. Сделал первый ход. И отошел в самый дальний угол зала. Чтобы не встретиться с Гатой за столом. Когда Гата ответил, Шорт подошел и сделал ответный ход. Игра проходила без рукопожатий.

Гата скандал не устраивал. И Шорт был доволен, что ему не надо жать руку человеку, который ему неприятен.

То есть в одном случае Шорт настаивает, чтобы ему жали руку, в другом - сам избегает традиционного ритуала.

...Спорт так устроен, что здесь ты не обязан любить своего соперника. Ты можешь его даже очень сильно не любить, когда ты с ним борешься. Иначе тебе трудно будет положить его на лопатки. Или отправить на пол сильным ударом в челюсть.

Шахматы - не исключение. Приходят люди, садятся за один стол напротив друг друга. Им надо сыграть друг с другом партию. Оба делают вид, что сидящего напротив человека как бы не существует в природе. Но ходы, сделанные этими двумя "несуществующими", - существуют. И существует сыгранная ими партия.

...Пройдут годы. И юные любители, изучающие "славянскую защиту", непременно наткнутся на запись ходов поединка Топалов - Крамник из Вейк-ан-Зее-2008. И невдомек им будет, что игралась эта партия без традиционного обмена рукопожатиями. Время отсеет все лишнее и наносное. Останется чистая идея и интересная борьба.

Истинный спортсмен всегда будет выше мелочной вражды. И жалких уверток от честного рукопожатия. Надо видеть в сопернике человека. Он напротив тебя. Он существует. Так же, как и ты.