Газета Спорт-Экспресс № 37 (4617) от 19 февраля 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 февраля 2008 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, завершивший свою карьеру в 2006 году, но по-прежнему находящийся в курсе всех новостей "Формулы-1", дал интервью специально для "СЭ".

Михаэль ШУМАХЕР: "ФЕРРАРИ" ЖДЕТ ОТ МЕНЯ СОВЕТОВ"

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-Каковы ваши впечатления от "Феррари" образца 2008 года?

- Очень позитивные. Впрочем, насколько все действительно будет замечательно на практике, не знаю. Давайте не будем загадывать, а предварительные выводы сделаем, исходя из результатов первых трех "Больших призов".

-В декабре вы удивили своими тестами в Испании, где добились лучшего времени. Будете ли продолжать работать в этом направлении?

- Вполне возможно. Во всяком случае, если моя помощь будет необходима коллегам из Скудерии, я всегда счастлив прийти им на помощь.

-Такой пункт есть в вашем контракте?

- Нет, тесты туда, по правде говоря, не входят, но в связи с последними изменениями в правилах пришлось поработать на благо родной конюшни. Надеюсь, мое мнение сможет сыграть какую-то роль.

-Когда следует ждать ваших новых инициатив: до начала чемпионата мира или во время его?

- Не знаю, подождем - увидим. Что касается меня, то я хотел бы снова взяться за тесты как можно быстрее.

-Мы начали говорить о вашем контракте, но не закончили. Расскажите, пожалуйста, в чем заключаются ваши функции...

- Я консультант. Помогаю развитию дорожных автомобилей "Феррари", а также от меня ждут советов в плане "Формулы-1".

Время от времени в нашей штаб-квартире бывают технические совещания, на которые приглашают и меня. Я анализирую результаты, полученные на гоночных трассах, и занимаюсь, как я это в шутку называю, переводом. Да, не удивляйтесь. Я чувствую, что лучше других понимаю то, о чем говорят и чего хотят гонщики.

-Тогда объясните нам, пожалуйста, новые правила "Формулы-1", согласно которым электроника теперь используется гораздо меньше.

- Нога, которая нажимает на газ, вновь стала иметь важное значение, поскольку теперь гонщику снова надо знать, когда в нужный момент вдавить педаль в пол. Прежде это делала электроника, поэтому правая нога пилота практически не работала. Сейчас же необходимо ее постоянно тренировать, так как она нужна на протяжении всей дистанции, чтобы беречь покрышки.

-Трудно лежать на диване и смотреть гонки без вашего участия?

- Я же лежу на кушетке не в качестве пилота. Гонки всегда доставляли мне удовольствие, и, конечно, мне их где-то не хватает. Однако от всего остального, связанного с "Формулой-1", я могу без проблем обходиться. Словом, я сижу дома и получаю всю информацию в прямом эфире - даже слышу, что говорят по командному радио "Феррари".

-А могли бы вы, скажем, давать советы?

- Нет, не получится. Дело в том, что радио работает только в одном направлении, а вот функция обратной связи отсутствует.

-Жан Тодт заявил недавно, что вы можете стать идеальным шефом "Феррари", однако, к сожалению, не желаете быть большим начальником. А что можете сказать о новом боссе Стефано Доменикале?

- Он работает в команде с 1991 года, знает про "Феррари" все, у него много хороших идей. Его назначение полностью одобряю. Но и Тодт ведь не ушел, он находится сейчас в тени, стоит за спиной Доменикале. С другой стороны, иной раз свежий ветер перемен бывает очень полезен.

-Не хотели бы помогать новому руководству?

- Для этого я, собственно, и стал консультантом. Готов по первому требованию прийти на помощь. Мы ведь в "Феррари" все друзья. Хотя, если честно, у Стефано такой большой опыт, что я не уверен, нужен ли я ему вообще.

-Значит, вы считаете, что изменения в "Феррари" пойдут конюшне только на пользу?

- Верно. Мы и раньше такое практиковали, чтобы придать команде дополнительные импульсы. Помнится, получалось неплохо. Не понимаю, почему сейчас у вас возникают сомнения в правильности выбранного курса. Изменения сделаны для того, чтобы улучшить ситуацию, а не ухудшить.

-Если кто-нибудь из постоянных пилотов сойдет с дистанции по каким-либо причинам, не согласитесь ли вы его заменить?

- Я не являюсь запасным пилотом, такое, пожалуй, просто невозможно представить.

-Сколько "Больших призов" вы посетите в нынешнем году?

- Точно не знаю. Скорее всего, от двух до четырех. На сто процентов буду на первом европейском "Гран-при" в Барселоне, а потом посмотрим. Знаю, что на первую гонку в Австралию я точно не поеду. Не хочется тащиться в такую даль, наездился туда в свое время. Да и в Китай, думаю, не поеду. Короче, буду стараться Европу не покидать.

-Это первый сезон с 1991 года, который "Формула-1" проведет без Шумахеров. Ваш брат также завершил карьеру. Его решение вас удивило?

- Честно говоря, не ожидал, думал, он продолжит наше дело. Впрочем, мне почему-то кажется, что он еще вернется. Ральф еще молод, поэтому, если он немного себя изменит, возможны всякие сюрпризы.

-Не хотите посоветовать ему попробовать себя в DTM?

- Нет, мы оба недостаточно талантливы для этой серии. Знаю это из собственного опыта - все-таки однажды испытал себя в этом деле. Тут надо быть терпеливым, уделять много времени развитию своей машины. Проблема же в том, что большинство пилотов "Формулы-1" этим не отличаются.

-Теперь, уйдя на пенсию, у вас появилось время для вашего увлечения мотоциклами. Говорят, вы проехали быстрые круги во время тестов на Ducati?

- Было дело. И очень надеюсь, что это не в последний раз.

-Чем вам так нравится этот вид спорта?

- Скоростью и тем, что можно находиться очень близко к асфальту. Опасностей здесь тебя поджидает больше, чем в гоночной машине. И ты прекрасно знаешь, что малейшее неправильное движение приведет к трагедии. Люблю пощекотать себе нервы.

-Зимой вы обычно ездите и на горных лыжах...

- Не стал исключением и нынешний год. В первом заезде мой учитель был только на десятую долю секунды быстрее, хотя, следует признать, у него были худшие условия. Вторая попытка, увы, завершилась для меня падением.

-Кого вы считает сильнейшим гонщиком: Кими Райкконена или Люиса Хэмилтона?

- А вот и нет: я считаю сильнейшими Кими и Массу Они очень быстрые и сильные гонщики. Масса был просто не столь удачлив в прошлом сезоне, как его партнер по команде. Зато заключительную часть сезона провел впечатляюще.

-Ваш прогноз на предстоящий сезон? Кто будет чемпионом мира?

- Как и в прошлом году, острая борьба развернется между "Феррари" и "Маклареном". Могу обрадовать немецких фанатов предположением: на пьедестале почета они довольно часто будут видеть своего соотечественника Ника Хайдфельда.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.