ФУТБОЛ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Александр ПРОСВЕТОВ
ЗАЧЕМ "ЗВЕЗДАМ" КОРОВЫ, ЖУЮЩИЕ ЦЕЛЛОФАН?
Раньше твердили, что спорт вне политики. И параллельно бойкотировали Олимпиады. На самом деле вне политики не бывает ничего. На днях в Косове произвольно провозгласили независимость. При этом создан прецедент. О самостоятельности тотчас с пылом заговорили в Абхазии и Южной Осетии, Стране Басков и на Северном Кипре. Европа дробится - это факт. Распался СССР, рассоединилась Чехословакия, прекратила существование Союзная Югославия. Сепаратистские настроения живы в Каталонии, на Корсике, в Северной Ирландии и Шотландии, в Македонии идет процесс постепенной албанизации. Во что выльется каждый взятый по отдельности процесс, трудно предсказать. Кто предвидел развал Советского Союза в середине 80-х?
В связи с этим европейский футбол с его перегруженным календарем может дополнительно получить в перспективе не одну футбольную нацию. Правда, по уставу УЕФА членами этой организации могут быть ассоциации из независимых государств, признанных ООН. Но любой устав под лавиной событий можно и переписать. Тем более что само существование ООН ставится сейчас под вопрос.
Год назад на конгрессе в Дюссельдорфе в ряды ФИФА была принята Черногория. В УЕФА перешел Казахстан, зацепившийся за свой кусочек в границах Европы. Туда же рвется и Гибралтар.
Больше стран - членов УЕФА - больше отборочных матчей. А клубы-гранды и без того воют, что этих матчей непомерно много. Несколько лет назад Франц Беккенбауэр открыто высказался за введение в рамках футбольного чемпионата Европы отборочного раунда: пусть, мол, Мальта с Андоррой сначала разберутся между собой, а потом и сильнейшие подтянутся. Можно и разные лиги учредить, как в мировом хоккее.
Визит "крупнокалиберной" сборной собирает аудиторию, обеспечивает доходы от телетрансляций. Но страны на Старом континенте тем временем множатся, и у великих появляется лишний повод проявить нежелание наведываться к "малышам". Да и у наших "звезд" едва ли вызвала восторг поездка, например, пять лет назад в Албанию, где они, правда, провалились. В Люксембург, Лихтенштейн - куда ни шло.
Со смехом вспоминаю албанскую командировку, как образец журналистского экстрима. В Тиране асфальтированных дорог набиралось, похоже, только на пару километров, а нашей команде предстояло играть не в столице, а вовсе в Шкодере. Как туда добраться? Расписание поездов существует, но оно живет в отрыве от реальности. К тому же, когда я посмотрел на албанскую железную дорогу, почувствовал себя персонажем фильма "Зеркало для героя". Словно меня перенесли машиной времени более чем на полвека назад, когда солдат да ссыльных по стране эшелонами возили.
Шкодер же напомнил Западную Африку, где мне довелось работать в 80-е годы, - в не лучшем ее исполнении. Только там я видел таких тощих коров, сверкающих ребрами, жующих целлофановые мешки и, казалось, шатающихся от голода. Возле "спортивной арены" - непрочные строения с крышами из гофрированного железа, свалки мусора прямо под стенами. Впрочем, окрестности центральных стадионов в Бенине и Того выглядели поприличнее.
А на сам стадион мы с коллегой Максимом Квятковским прорвались только благодаря тому, что благоразумно достали аккредитацию для таксиста. Не из гуманизма, а сугубо эгоистических соображений - кто-то же должен был нас назад в Тирану отвезти. К тому же в Шкодере, где никто не говорил по-английски, мужик помог объясниться с охраной. Иначе, подозреваю, могли бы быть колоссальные проблемы с проходом на трибуну, где журналисты, держа компьютеры на коленях, сидели под дулами автоматов расположившихся на верхнем ярусе по всему периметру людей, вместе с рядовыми зрителями, которые то и дело вскакивали с мест и размахивали национальными флажками с двуглавым орлом. Кошмарно и забавно одновременно. С другой стороны, мы-то набирались впечатлений, а футболистам надо было играть.
Вот и приходится задаться вопросом: куда движется Европа не только в политическом плане, но и в футбольном развитии? Не захотят ли люди, ворочающие огромными деньгами (а с интересами клубов-грандов УЕФА приходится считаться), потребовать реформы системы проведения европейского чемпионата?