Газета Спорт-Экспресс № 47 (4627) от 3 марта 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 марта 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

ESM

Кларенс ЗЕЕДОРФ: "ПРИГЛАШЕНИЕ ОТ ВАН БАСТЕНА СТАЛО БОЛЬШИМ СЮРПРИЗОМ"

В карьере знаменитого 31-летнего голландского полузащитника может начаться новый этап. Единственный футболист на планете, выигрывавший Лигу чемпионов с тремя различными клубами, вновь попал в поле зрения штаба сборной и может поехать на Еurо-2008.

ВЫИГРАЛИ EURO, ИГРАЯ НИЖЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

-Почему вы со своим громадным опытом с приходом в сборную Марко ван Бастена оставались невостребованным?

- Причин решения главного тренера не взять меня на ЧМ-2006 я так и не понял. Судя по тому, кто в итоге поехал в Германию, я остался за бортом вовсе не по тактическим причинам. Впрочем, сейчас ворошить прошлое желания нет. Должен сказать, что недавнее приглашение стало для меня очень большим сюрпризом. И теперь есть смысл смотреть только вперед, постараться принести максимум пользы команде. Ведь осталось лишь два больших турнира, на которых я еще могу сыграть за сборную: Еurо-2008 и ЧМ-2010. Хотя еще надеюсь выступить на Олимпиаде в Пекине.

-Почему сборную Голландии в последнее время обходят стороной успехи на чемпионатах мира?

- На мой взгляд, голландская сборная почти всегда играет хорошо, но ей часто недостает удачи. Как пример, можно привести ЧМ-98, где мы уступили в полуфинале по пенальти бразильцам. По странному совпадению единственный турнир, когда на "Оранжевых" было по большому счету неинтересно смотреть, они выиграли. Я говорю о Euro-1988. В той команде были собраны настоящие звезды, но они тогда не показали, убежден, и половины истинных возможностей. В некоторых следующих турнирах мы играли много лучше, но уезжали домой ни с чем.

-Как оцениваете шансы Голландии на Еurо-2008?

- Сдержанно. У нас непростая группа. Франция и Италия - финалисты ЧМ-2006, а Румыния вышла в финальный турнир с первого места. Но в любом случае легкой жизни не дадим ни одному из соперников.

-То, что ван Бастен покинет сборную после окончания Euro, как-то влияет на команду?

- Эта тема больше волнует журналистов. Мы, игроки, привыкли, что тренеры приходят и уходят. С другой стороны, игрок, знающий, что это его последний турнир, наверняка сделает все от себя зависящее. Почему с тренером должно быть по-другому? Ван Бастен отлично понимает, что у него может уже не быть шанса. Кроме того, турниры такого калибра помогают людям делать имя.

СЕЙЧАС ШКОЛА "АЯКСА" УЖЕ НЕ ТА

-Где вы начинали путь к славе?

- В детстве я уйму времени гонял с друзьями мяч на улице. Сейчас понимаю, что для родителей это было серьезным испытанием. Наша семья жила достаточно скромно, поэтому возможности часто покупать мне новую обувь взамен разбитой не было. Мама работала медсестрой, а папа - неонатологом, специалистом по новорожденным. Отца, к слову, я до двух с половиной лет почти не видел: он первым уехал из Суринама в Голландию, чтобы осмотреться и подготовить базу для переезда всей семьи. Возможно, именно эти детские воспоминания и по сей день помогают мне не транжирить деньги направо-налево.

-Дворовый футбол вы сменили на всемирно известную школу "Аякса". Она сохраняет свой уровень и по сей день?

- Сейчас многое изменилось. На мой взгляд, сегодня школе уделяется гораздо меньше внимания. Раньше ни один талантливый амстердамский мальчишка не мог не обратить на себя внимания высококлассных тренеров аяксовской школы, а теперь многие в достаточно юном возрасте оказываются в других клубах. У меня же остались самые приятные воспоминания о тех временах. Сами понимаете, что значит для мальчишки возможность заниматься любимым делом в отличных условиях да еще путешествовать на турниры в Бельгию, Францию, Германию и другие страны. За границей мы часто останавливались не в гостиницах или пансионатах, а в семьях. Это был потрясающий жизненный опыт, который не купишь ни за какие деньги! То, что сегодня я ощущаю себя гражданином мира, во многом связано с тем самым детским опытом общения с людьми из других стран.

-Из "Аякса" вы отправились в "Сампдорию". Почему пробыли в генуэзском клубе совсем немного времени?

- Так сложилось. Но, несмотря на это, не могу сказать о том этапе карьеры ничего плохого. В те полгода я впервые оказался далеко от дома совершенно один. Пришлось привыкать к новой культуре, новому футболу, новому образу жизни. Я провел в Генуе совсем немного времени, но успел сильно повзрослеть. Очень много для меня сделал тогдашний тренер "Сампдории" Свен-Еран Эрикссон.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ ПЛОХО О СОПЕРНИКАХ

-Как вы попали оттуда в "Реал"?

- Фабио Капелло настоял на моем переходе. С "Реала"-то моя карьера и пошла круто вверх. Правда, с Капелло я успел поработать всего сезон, во время которого клуб даже не выступал в еврокубках. Итальянца сменил Юпп Хайнкес, а вскоре Висенте Дель Боске, и в следующие два-три года команда выиграла все, что только можно. Возможно, это произошло во многом потому, что целая группа настоящих талантов, звезд пришла в клуб в тяжелые времена и была голодна до побед. При мне "Реал" дважды выиграл Лигу чемпионов, Суперкубок Европы, чемпионат и Суперкубок Испании. Так что можно без лишней скромности сказать: именно тот состав "Королевского клуба", именно мы заложили основу того, что журналисты позже окрестили "галактикос".

-Болельщики тогда требовали от вас не только побед, но и красивой игры?

- А разве в других больших клубах иначе? На мой взгляд, именно этим они и притягательны для любого футболиста. Я с благоговением вспоминаю время, проведенное в "Реале", а Мадрид навсегда останется одним из моих любимых городов.

-Вас не удивило назначение на пост спортивного директора "Реала" вашего бывшего одноклубника Предрага Миятовича?

- Ничуть. Еще когда мы вместе выходили на поле, я почти не сомневался: после окончания карьеры Предраг будет заниматься чем-то подобным - это отлично подходит его характеру и складу ума. Мы по сей день остаемся добрыми друзьями, и я желаю ему только успехов на новом поприще.

-До поры вы не любили надолго задерживаться в одном клубе, не так ли?

- Я провел три года в первой команде "Аякса", меньше года в "Сампдории", три с половиной года в "Реале", два с половиной - в "Интере". В какой-то момент мне тоже казалось, что это - не очень долго. Но однажды Роналд де Бур убедил меня: три года в одной команде - достаточно солидный срок. Во всяком случае, в наше время.

-Получается, такие люди, как Рауль или Паоло Мальдини, становятся исключениями?

- Да. Они к тому же выступают за клубы из родных городов. В то же время можно привести примеры Гути или Роберто Карлоса. Бразилец провел в Мадриде восемь лет.

-Трудно было в свое время менять "Интер" на "Милан"?

- Это был очень деликатный момент, учитывая взаимоотношения клубов. Но я надеюсь, люди поняли мою ситуацию - тогда это было наиболее верное решение. К счастью, мне удалось сохранить хорошие отношения со всеми в "Интере", включая президента Массимо Моратти. На мой взгляд, это стало возможным потому что я всегда старался относиться с искренним уважением к людям, с которыми футбол меня сталкивал, и никогда не говорил дурного о соперниках. Так было и в Мадриде, поэтому фанаты "Барселоны" меня никогда не освистывали и не бросали в меня с трибун предметы. Так что все в итоге зависит от твоего собственного поведения.

РАСИЗМУ УДЕЛЯЕТСЯ СЛИШКОМ МНОГО ВНИМАНИЯ

-У вас никогда не было симптомов звездной болезни?

- Когда ты становишься известным, с нормальным образом жизни можно попрощаться. Каждый твой шаг, каждое действие рассматривается под микроскопом, что накладывает дополнительную ответственность. Но мне было не очень трудно научиться справляться с повышенным вниманием посторонних людей. Я всегда старался не совершать поступков, на которые, возможно, отважился бы, не будь известным футболистом.

-Насколько остра сегодня проблема расизма в футболе?

- Никогда не обращал на это особого внимания. Это проблема не одного лишь футбола, а образования и культуры в целом. Даже если группа людей считает возможным оскорблять меня с трибуны по расовому признаку, лучше всего их просто проигнорировать. Отвечая на эту грязь, ты только придаешь обидчикам уверенности в собственной правоте.

-По вашей логике, широко развернутая кампания против расизма в футболе может иметь обратный эффект?

- Да. Я в этом уверен. Могу привести пример: если ребенок шумит, когда вы разговариваете по телефону, и вы из-за этого прекращаете разговор, в следующий раз он поведет себя так же. Принцип понятен? Вот я и не заметил каких-либо позитивных изменений после разворачивания кампании в СМИ по борьбе с расизмом в футболе. На мой взгляд, нам всем стоит больше внимания уделять позитивным моментам, а не всякой грязи.

-Что вас побуждает к участию в различных благотворительных проектах?

- Я верю: мои усилия помогут что-то изменить в мире к лучшему. Чувствую себя обязанным поделиться с кем-то тем хорошим, что дано в жизни мне. Это самое приятное чувство, которое только можно испытать.

-Вы хотели бы закончить карьеру в Голландии?

- Нет. Мой контракт с "Миланом" действует до 2011 года, и я надеюсь отработать его полностью. Посмотрим, конечно, как будут развиваться события. В футболе трудно что-то загадывать. Но сейчас все мои помыслы связаны именно с этим клубом.

Кир РЭДНЕДЖ

World Soccer специально для "СЭ" и других изданий - членов ESM