ФУТБОЛ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Слава МАЛАМУД
ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ
Только не думайте, что вода Атлантического океана лечит от всех болезней. Главное ее достоинство в том, что ее много, но помогает она далеко не всегда. Вашего корреспондента, расположенного за этой самой водой, она не вылечила и никогда не вылечит от нашего общего национального недуга - футболомании. Наверное, потому, что болезнь эта - душевная, а от таких примочки не помогают. Можно хоть за Атлантический океан забраться, хоть даже за Северный Ледовитый - пятнистый пузырь вас везде найдет. Нашел он и меня, вот прямо недавно. Ведь пришла весна! И мы с вами знаем, что это значит.
Уже возвращаются на юг шевченки, на первых, робких пресс-конференциях озвучены цели попадания в первую десятку, вот уже и ранние бутылочки в кого-то полетели, чу - заверещал в кустарнике пробудившийся фанат! А на прошлой неделе, аккурат к 8 Марта, на интернет-страничке, где корреспонденты "СЭ" ведут свои блоги, вполне весеннюю запись оставил коллега из отдела футбола Александр Мартанов.
Как выяснилось, он, будучи послан на какой-то женский турнир (уж и не знаю, чем Саша перед родным отделом провинился), захотел эту тему обсудить. Ну, вроде, что думает народ о таком явлении, как бегающая по футбольному полю женщина. Результаты опроса предсказать было нетрудно: проснувшийся к началу сезона народ ответил на богохульство решительным "нет".
Ну, про страшный вред, который футбол наносит женскому организму, - это ладно. Сей аргумент, как и тот, что смотреть на играющих в футбол женщин неэстетично, исходит от убеждения, что самки "гомо сапиенс" созданы природой не для самостоятельной жизни, а исключительно для того, чтобы обслуживать нас, правильный пол: носить нам пиво к телевизору, возбуждать нас на определенного рода подвиги и рожать нам сыновей. Именно это мировоззрение основной массы российских мужиков довело наших дам до такого стресса, что они теперь и к мусоропроводу без косметики выйти боятся.
А вот про то, что футбол в женском исполнении есть пощечина великой игре, - это, признаться, точка зрения довольно интересная. Мне, при всей моей любви к родному ногомячу, всегда казалось, что пощечины наследию Пеле и Кройфа с удручающим постоянством как раз наносят российские футболисты. Весьма и весьма странно слышать недовольство качеством игры женщин из страны, в которой не умеют играть в футбол мужчины. Я еще понял бы, кабы бразильцы возмутились. Но те, как раз ничего, помалкивают. Радуются мировому чемпионству своих красавиц, на все лады хвалят чудесную голеадоршу Марту и даже совсем не кричат на площадях, что от футбола увянут их доньи Розы.
Мне скажут, что Россия - страна патриархальная, ей ни к чему ни американская политкорректность, ни латинская вседозволенность. Я отвечу, что это чепуха. Наша мифическая патриархальность не мешает нам истово болеть за женщин, когда они стреляют из берданки, не сходя с лыж. А это партизанское занятие уж куда более мужественно, чем грациозное падение в штрафной площади - главный навык современного российского форварда. И глядя на то, как уродуют свои тела гимнастки, никто не возмущается их непропорциональными плечами и узкими бедрами - крутились бы на турнике да щелкали для страны медали.
Нет, я думаю, что дело тут не в патриархальности русского мужика. Дело тут, как обычно, в любви. Нашей любви к футболу - чувству могучему, прекрасному и трагическому в своей безответности. Мы любим футбол так, как любят женщин застенчивые юноши: исступленно, безумно ревниво и зная о нем абсолютно все, но исключительно в теории. И, наверное, всеми нами движет гнетущий страх, что если мы допустим к мячу дам, то они нас там обскочат так же, как давно обскакали в легкой атлетике и лыжном пулянии.
А вашему корреспонденту страшно вдвойне: ведь его, как бы он ни выпендривался, от точно такого же страха не спасла даже атлантическая вода, омывающая берега политкорректной Америки. Так будь же проклят футбол, лишивший нас мужества во всех смыслах этого слова! Ненавистный, недоступный, желанный...
Вашингтон