Газета Спорт-Экспресс № 68 (4648) от 28 марта 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 марта 2008 | Гребля - Академическая гребля

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 133 дня

Леонид ДРАЧЕВСКИЙ: "ЕЩЕ НЕДАВНО МЫ БЫЛИ СРЕДИ ПЕРВЫХ, А СЕЙЧАС - 25-е"

Последний год Федерацию гребного спорта России (ФГСР) сотрясают допинговые скандалы. Семь российских гребцов нарушили антидопинговое законодательство Всемирного антидопингового агентства (WADA) и были дисквалифицированы на два года. Как результат - Международная федерация гребли (FISA) приняла беспрецедентное решение: всех официальных лиц ФГСР - тренеров, медиков и другой обслуживающий персонал - отстранить от участия в любых мероприятиях под эгидой FISA на один год. После чего список дисквалифицированных россиян пополнился еще двумя спортсменами.

В своем официальном коммюнике FISA выразила озабоченность явным нежеланием официальных лиц ФГСР сотрудничать в разбирательстве этого дела, отказом принять на себя ответственность за случившееся и невразумительными аргументами в защиту спортсменов и тренеров. И пригрозила отлучить российскую федерацию от любых мероприятий под эгидой FISA на четыре года.

В ответ на это высшие руководящие структуры российского спорта приняли решение создать комитет, который займется организацией внеочередной конференции ФГСР, о чем и проинформировали FISA. Возглавить комитет было предложено заслуженному тренеру СССР, бывшему вице-президенту FISA, заместителю председателя правления РАО "ЕЭС России" Леониду Драчевскому. В понедельник он побывал в гостях у "СЭ".

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

-В какой стадии находится создание комитета и кто в него входит?

- Комитет уже создан. В него вошли представители ОКР, Госспорта, Союза спортсменов, еще ряд известных и авторитетных людей. Этим составом мы готовим конференцию, которая пройдет 29 марта.

-А что стало с той федерацией, которую дисквалифицировали?

- Собрался ее президиум и в полном составе подал в отставку.

-Как удалось отправить в отставку сразу всех?

- Ну знаете, разразился такой скандал, что все поняли: а как не уйти, если в прежнем составе никуда не допустят?

-На новый состав федерации дисквалификация будет распространяться?

- Я обратился за разъяснением в FISA. Мне ответили, что непременным условием допуска новой федерации должно быть отстранение всех тренеров и других руководящих лиц, замешанных в допинговых скандалах. Если мы знаем еще каких-то вовлеченных в скандалы людей, то должны представить FISA список и не привлекать их к работе с командой до 9 марта 2011 года.

-То есть должен быть окончательный список людей, на которых распространяется дисквалификация. Вы это сделали?

- Список должна будет определить и утвердить вновь создающаяся федерация.

-Но ведь можно было избежать допинговых скандалов, проверив спортсменов до соревнований?

- Правила WADA гласят, что есть запрещенные средства и есть запрещенные методы. У нас только одна спортсменка в 2006 году была уличена в использовании запрещенных средств. Остальные прибегали к запрещенным методам, конкретно - внутривенным инъекциям. В таких случаях WADA требует сообщать, в связи с чем возникла такая необходимость и какие препараты были использованы. Но этого сделано не было. А допинг-контролем такие методы предварительно не проверишь, так как они делаются накануне соревнований.

-Со всех позиций положение дел в российской академической гребле выглядит ужасно. Как вы чувствуете себя, взявшись разгребать эти авгиевы конюшни?

- Честно говоря, чувствую себя начальником ассенизационного обоза. Мне досадно и горько, потому что это не просто серия допинговых скандалов, а дискредитация гребли как вида спорта. Причем не только на международной арене, но и в своей стране, в обществе. Мы сейчас 25-е в мировом рейтинге. Кто там за нами?.. А ведь совсем недавно были одними из первых.

-И какой же выход вам видится?

- Вокруг все только и говорят: "Ты должен возглавить федерацию". Говоря объективно, осталось мало людей, которые сейчас могут что-то сделать. Так вытоптали поляну, так ее выжгли в кадровом отношении, что никого нет. Ни спортсменов, ни тренеров, ни руководителей.

-Куда же все вдруг исчезли?

- Думаю, когда был массовый уход тренеров из неденежных видов спорта, самые способные люди ушли туда, где можно заработать. А новые не пришли. Те, кто остался, стали выдвигать себе подобных. Эта серость в конце концов и родила то, что мы сейчас имеем. Я не собираюсь конкретно кого-то обвинять, но и выгораживать не буду. То, что сделано этим составом федерации, просто чудовищно.

-Не случись последнего допингового скандала, все оставалось бы шито-крыто?

- У меня такое впечатление, что ничего бы не изменилось.

МОСКВУ И ПИТЕР МЫ ПОТЕРЯЛИ

-Какие шаги нужно предпринять, чтобы подняться с 25-го места?

- Большая часть гребцов сборной сейчас в том возрасте, в котором я уже тренерскую работу оставил. Тренеры тоже далеко не молоды. И, видимо, квалификация этих людей оставляет желать лучшего. Беглый взгляд на календарь соревнований и учебно-тренировочных сборов говорит о том, что та система подготовки, которая была принята, имеет множество недостатков. В первую очередь это касается юношеского спорта.

Глубина падения у юношей просто катастрофическая. При этом спортсмены проходят централизованную подготовку. Будучи в прошлом тренером юношей, я твердо убежден, что молодежь не должна привлекаться к централизованной подготовке. Особенно в академической гребле, где очень важно формировать экипажи на местах, не отрывая тренера от основной группы.

-Когда-то Москва и Питер задавали тон в академической гребле. В каких регионах она развивается сейчас?

- В Москве количество баз резко сократилось. Мы потеряли даже знаменитую "Стрелку". В Питере та же картина. Закрываются гребные клубы на Крестовском острове. Греблю вытесняют из ее традиционных мест. С другой стороны, появились центры в Липецке, Ростове, Саратове, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Калининграде. И таких мест можно назвать десятка полтора.

-С чего, на ваш взгляд, следует начать свою работу новой федерации?

- Система подготовки и переподготовки тренеров является решающим звеном, но она в большой степени утрачена. Поэтому начинать надо с воспитания тренеров. Наставник должен быть образцом для ученика. В свою очередь, тренер должен понимать: если не будет расти - станет неинтересен для воспитанников и не сможет ими управлять.

-Каково положение с инвентарем, ведь лодки для академической гребли - продукт далеко не массового спроса?

- Есть небольшое производство, которое обеспечивает спортсменов малыми судами. Для достижения мастерства среднего уровня они вполне подходят. Что же касается гоночных судов, то такие лодки закупаются за границей. Их количества вполне достаточно, чтобы обеспечить сборную. Но при этом остро стоят вопросы производства отечественного инвентаря. И более того, есть рынок для его сбыта.

-Что можно сделать в академической гребле для того, чтобы она стала массовой?

- Ее надо сделать семейным видом спорта, когда родители могут отдыхать на воде, а дети тренироваться, втягиваясь в спорт. Следует поддерживать ветеранское движение и туристическую греблю.

-А как поднимать мастерство?

- Необходимо начинать с детского спорта. Сейчас мне трудно оценить, как работают училища олимпийского резерва. Но, вероятно, нельзя признать их работу удовлетворительной, учитывая, что воспитанники пяти гребных отделений уже долгие годы не завоевывали ни одной медали на юношеских чемпионатах мира. В то же время я не считаю эти медали некоей конечной целью работы училища. Важнее привлечь в греблю как можно больше юных воспитанников.

СРЕДСТВ ДОСТАТОЧНО, ДА ЛЮДЯМ РАБОТАТЬ НЕИНТЕРЕСНО

-Все ваши благие пожелания так и останутся на бумаге, если не вложить в развитие этого вида спорта деньги, и большие. Вам известен бюджет федерации?

- Средства, которые сейчас тратит на греблю Росспорт, немалые. Значительное количество денег вкладывается в нее и на местах. Было бы страшной несправедливостью говорить, что плачевный результат, к которому мы пришли, - итог нехватки средств. Я согласен с тем, что надо привлекать средства со стороны, - в первую очередь для того, чтобы укреплять центры в регионах. Но при этом надо предъявлять к исполнителям жесткие требования. Тут все должно быть четко прописано: кто, за что и в какой мере отвечает.

-В любом случае вам придется категорически менять имидж вашего вида спорта.

- Уже пытаемся что-то сделать. В прошлом году организовали в Москве гонку знаменитых экипажей из Оксфорда и Кембриджа. К ним присоединилась восьмерка штата Вашингтон из Сиэтла. Небывалый случай: англичане никогда в жизни не выезжали за границу, чтобы соревноваться между собой, а тут приехали в Москву. При этом представителей существовавшей тогда федерации гребли на гонке не было. Ни одного человека! Это им, видимо, было неинтересно.

-Кто ж тогда организовал и провел эту гонку?

- Инициатором была Юлия Аникеева, в прошлом член сборной страны, которая и претворила эту идею в жизнь вместе со спорткомитетом Москвы. Я и сам принимал активное участие в подготовке гонки. Также были задействованы посол Великобритании в России г-н Брентон и наш посол в Лондоне г-н Федотов. Вот такая совместная работа и принесла результат.

ОТБОР НАКАНУНЕ ОЛИМПИАДЫ - СЛАБАЯ НАДЕЖДА НА УСПЕХ

-Пока в Пекин у нас отобралась лишь одна четверка парная - именно в этом классе мы сенсационно выиграли Олимпиаду-2004. Можно ли вновь рассчитывать на такую невероятную удачу?

- В то время я был далек от гребли и, честно говоря, не знаю, как та команда выглядела. Да и сейчас пока не представляю, в каком состоянии находится отобравшаяся команда.

-А есть ли шанс еще у каких-либо наших экипажей завоевать олимпийскую лицензию?

- Отбор на Олимпиаду намечен на июнь в Познани, а кто поедет туда, мы узнаем в мае, когда пройдет наш внутренний отбор. О вероятности получения лицензий пока сказать ничего не могу. Мне кажется, сам факт борьбы за получение права участия в Играх в последний момент ущербен. Ведь чтобы завоевать лицензию, спортсмены должны выйти к этому моменту на пик формы. А там и до Игр остается всего ничего, так смогут ли они сохранить высокую форму?

- Некоторые федерации сейчас привлекают к работе со сборными зарубежных специалистов. Не стоит ли и вам пойти по этому пути?

- Многие наши тренеры уехали за границу и работают там. Для начала мы могли бы постараться вернуть некоторых из них. В любом случае сейчас я не стал бы ломать копий, а назначил бы куратора, не наделяя его функцией главного тренера. Он должен будет организовать подготовку экипажей к отбору с теми тренерами, которые работают с ними сейчас. У меня на примете уже есть несколько человек на должность куратора, и я буду рекомендовать их новому составу федерации.

В ЗАПАСЕ ПЯТЬ ДНЕЙ

-Говорят, что, посмотрев человеку в глаза, можно многое узнать о нем. Когда вы отвечали на вопросы, в ваших глазах горел огонь. В связи с этим интересно, с кем же шел разговор: с руководителем оргкомитета или с будущим президентом федерации?

- Знаете, как в том анекдоте: у меня еще есть пять дней подумать. Но почти наверняка мне придется этим делом заняться. Только по одной причине: не вижу никого другого, кто сможет это делать. Я не переоцениваю свою значимость, просто сейчас у нас образовалась кадровая пустыня. Надеюсь, за год-полтора хоть как-то расчистить поляну, создать заделы, а потом передать руководство федерацией молодым. Рассчитываю, что они проявятся за это время.

Сейчас я виню себя лишь за то, что не занялся делами федерации в 2001 году. Тогда люди из ФГСР, испугавшись перевыборов, прибежали ко мне и предложили возглавить федерацию. Но как раз в это время я приступил к работе полпредом в Сибирском федеральном округе, и дел было не продохнуть. Я пообещал помогать и по мере сил это делал. Но они не очень-то были и настойчивы - почувствовали, что я не хочу быть президентом федерации, и замолкли. Поняли, что с моей стороны нет никакой опасности. А мне стоило бы тогда возглавить ФГСР, создать структуру, а потом передать ее другим. Тогда еще было много людей, которые могли бы работать.

-Со своей стороны "СЭ" обещает руководителю оргкомитета, если он станет президентом федерации, помогать во всем, что в наших силах.

- Спасибо.

Елена РЕРИХ