Газета Спорт-Экспресс № 74 (4654) от 4 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 апреля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До ОЛИМПИАДЫ-2008 осталось 126 дней

ОТ ОЛИМПИИ ДО ПЕКИНА: ХРОНИКА НЕВЕРОЯТНЫХ СОБЫТИЙ

ПЕРВЫЕ ПРОФИ - НА ВТОРЫХ ИГРАХ

РАВНОДУШНАЯ СТОЛИЦА

Последний год ХIХ столетия. Париж готовился к своей третьей Всемирной выставке. В тени Эйфелевой башни, вдоль набережной Сены, на площади перед Домом инвалидов прогуливались парочки: мужчины в цилиндрах, в ботинках на пуговицах, с аккуратно подстриженными бородками и победно торчащими усами увлекали за собой своих дам в шуршащих туалетах, с осиными талиями и роскошными волосами, спрятанными под вуалью. С огромным любопытством, присущим всем праздношатающимся, они осматривали строящиеся сооружения выставки. Строительство шло полным ходом. Плотники, художники, декораторы спешили, расталкивая друг друга. Атмосфера была приподнятой и в то же время деловитой.

Парижане, которые со все возрастающим лихорадочным нетерпением ждали открытия выставки, гадали, что же они увидят, и задумывались, куда бы пойти, чтоб, не дай бог, не пропустить самое интересное. Быть может, в Булонский лес, нет, лучше на выставку технических новинок, а может, посмотреть на атлетов, которые, несомненно, блеснут своим мастерством на подмостках? Или на стадион? Кто пробежит быстрее всех? У кого больше бицепсы? Кто сильнее всех?

В шуме и гуще этих событий Пьер де Кубертен думал о II Олимпийских играх, которые в знак признания его заслуг Международный олимпийский комитет решил провести в Париже. Но у Французского национального олимпийского комитета не оказалось достаточных средств. Выход из создавшегося положения Кубертен видел лишь в одном: использовать Всемирную выставку, приурочив к ней Игры.

Кубертен разработал программу Олимпиады и представил ее организаторам Всемирной выставки. Однако ответственный за спортивные и развлекательные мероприятия выставки, прочитав предложения барона, воскликнул:

- Ваш проект - это просто безделица! Да все просто умрут от скуки, глядя на ваши невинные состязания в строгих правилах. Нам нужно нечто экстравагантное. Ваши любители нас не интересуют. Нам нужны настоящие спортсмены-профессионалы.

После этого Кубертен с горечью записал в своем дневнике: "Если и есть в мире место, где к Олимпийским играм абсолютно равнодушны, то это место - Париж".

Организацию Игр взял на себя Союз спортивных обществ Франции. Он уговорил владельца одного из прекраснейших замков в Курбевуа сдать его в аренду, надеясь создать там все условия для проведения основных состязаний. Но за два месяца до начала соревнований хозяин вдруг отказался от договора, мотивируя свои отказ тем, что спортсмены могут испортить его замечательный парк.

Игры оказались под угрозой срыва, но Международный олимпийский комитет все-таки сумел договориться с организаторами Всемирной выставки. Тем не менее в высших сферах французского общества Олимпийские игры рассматривались всего лишь как часть развлекательной программы выставки.

Пьер де Кубертен был практически отстранен от руководства. Ответственность за организацию Игр была возложена на некоего Даниеля Мерилона, чьи спортивные познания ограничивались стрельбой, да и то, как писали французские газеты того времени, при подготовке Олимпиады он "забыл правильно прицелиться".

В противоположность тому, что происходило четыре года назад в Афинах, где вся программа, включавшая многие виды спорта, была рассчитана на десять дней, парижские Игры растянулись на пять месяцев. Открытие Олимпиады состоялось 14 мая 1900 года, закрытие - 28 октября. Соревнования по легкой атлетике и гимнастике проходили в июле, по плаванию и гребле - в августе, по велоспорту - в сентябре... Такой растянутый календарь, конечно, не мог способствовать успеху Игр и сосредоточить на них всеобщее внимание.

БЕЗ ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ

Ко всем трудностям, преследовавшим Игры с самого начала, организаторы II Олимпиады сумели добавить еще и дополнительные. В субботу 14 июля, должны были состояться финальные соревнования по легкой атлетике. Но так как в этот день во Франции отмечают национальный праздник - День взятия Бастилии, который традиционно сопровождается грандиозным военным парадом, было слишком мало надежд, что кто-нибудь приедет на соревнования в Булонский лес, и денежная выручка могла оказаться ничтожной. Поэтому организаторы, недолго думая, перенесли финалы на следующий день - воскресенье. Решение Оргкомитета вызвало недовольство части американских и британских атлетов, протестантов по вероисповеданию, так как у них считается предосудительным посвящать воскресенье светским развлечениям. Большинство из них выступать отказались. Остальные, поправ религиозные принципы, все же вышли на стадион. Таким образом, победителями в некоторых видах программы стали не самые сильные спортсмены.

Первые два места в марафонском беге заняли французы, хотя накануне Олимпиады бесспорными фаворитами считались американские атлеты. На финише один из американцев обратил внимание на то, что победители в отличие от остальных бегунов, не испачканы грязью, хотя на пути спортсменов находилась большая лужа, обежать которую было невозможно. Проигравшие обвинили французов в том, что те воспользовались знанием парижских улиц и срезали маршрут. Однако на решение арбитров эти обвинения не повлияли: золотая и серебряная медали достались хозяевам Олимпиады.

Новшеством, весьма далеким от принципов олимпизма того времени, явились соревнования фехтовальщиков - турнир по трем видам оружия... среди профессионалов! Назывались они соревнованиями для преподавателей фехтования. Но все прекрасно знали, что фехтовальные маэстро - профессионалы, причем во Франции, Италии и других фехтовальных странах люди весьма уважаемые.

Таким образом, организаторы Игр пошли в разрез с главной олимпийской идеей, с самым основным тогда постулатом олимпизма - любительством. Это сегодня участие в Играх профессионалов почти по всем видам спорта никого уже не удивляет, а тогда это выглядело довольно кощунственно.

Ни на одной Олимпиаде после Парижской места проведения соревнований не были так разбросаны по всему городу и так отдалены друг от друга. Спортсмены состязались не только в различных частях Парижа, но и в предместьях французской столицы. Фехтовальщики - в Тюильри, пловцы - в Аньере, теннисисты - на острове Пюто, неподалеку от собачьего кладбища, гимнасты - в Венсенском лесу... Не было ни официальной церемонии открытия Игр, ни парада закрытия. В общем, все прошло в виде этакой импровизации.

КТО НАСТОЯЩИЙ ЧЕМПИОН?

Если заглянуть в прессу того времени, невольно придется констатировать ее крайнюю сдержанность. До такой степени, что даже сегодня трудно составить точный список победителей Олимпиады. Не говоря уж о том, что до сих пор продолжаются споры относительно принадлежности того или иного вида спорта к олимпийской программе. Вот один из многих примеров: немцы и французы продолжают претендовать на лавры победителей в соревнованиях по академической гребле на четверке с рулевым, так как было проведено два заезда: один выиграл экипаж из Гамбурга, другой - экипаж из Рубе. Но никто пока не определил точно, какой же из этих двух заездов входил в программу Игр.

Самая забавная история произошла с французом Мишелем Теато. Теато был одним из садовников Рэсинг-клуба и блистал в беге на длинные дистанции. К тому времени он уже одержал множество побед в соревнованиях самого различного ранга. Когда Мишель узнал, что на выставке предполагается провести забег на 40 километров, он решил в нем участвовать и через несколько дней выиграл этот сверхдлинный пробег. Его имя было бы навсегда забыто, если бы через 12 лет вдруг не обнаружили, что эта дистанция практически соответствует олимпийскому марафону. Тогда победителю, несмотря на внушительное опоздание, вручили золотую олимпийскую медаль, что явилось для него полнейшей неожиданностью.

В 1965 году Французский олимпийский комитет решил узнать, кто из призеров парижской Олимпиады еще жив. Воспользовавшись книгой венгерского олимпийского историка доктора Ференца Мезе, собравшего результаты всех Игр, обнаружили, что некий француз по фамилии Сан числится вторым в спринтерской велосипедной гонке. Его нашли, и престарелый (ему было почти под девяносто) спортсмен с трудом вспомнил, что действительно в 1900-м году участвовал в гонках в Венсенском парке. Но никто в то время не сказал ему, что это были Олимпийские игры. Сану вручили серебряную медаль, и он умер в 1968 году как призер Олимпиады.

Такие казусы, связанные с парижскими Играми, к сожалению, нередки. Список чемпионов с большим трудом восстановили в 1912 году, но кое-что в нем до сих пор вызывает сомнения. Например, можно ли всерьез принимать некоторые результаты соревнований, таких, как плавание, проводившееся в мутной воде Сены, где сильное течение раскидало пловцов по всей реке.

Парижские организаторы, как уже говорилось, не особенно обременяли себя даже теми обязанностями, которые им вменялись требованиями МОК. В частности, они не позаботились о том, чтобы вовремя были отчеканены наградные олимпийские медали, не говоря уже о памятной медали, которую так и не соблаговолили изготовить. Вместо этого победителям и призерам соревнований вручались различные подарки - книги, вазочки, зонтики и так далее. Это породило массу неурядиц и недовольств. Международный олимпийский комитет через некоторое время восстановил справедливость: отчеканил медали и вручил их победителям и призерам.

Валерий ШТЕЙНБАХ