ПЛАВАНИЕ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
В среду в Манчестере начинается 9-й чемпионат мира по плаванию в 25-метровом бассейне. Это последний крупный старт перед Олимпийскими играми.
Александр ПОПОВ: "В ПЕКИНЕ ЖДУ ВСПЛЕСКА РЕКОРДОВ"
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Манчестера |
Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов приехал в Манчестер всего на три дня, как вице-председатель комиссии спортсменов FINA. Посетовал при встрече: "Жаль, не получится посмотреть соревнования. Должен вернуться в Москву - дела..."
-Насколько интересной представляется вам деятельность комиссии спортсменов, в работе которой вы участвуете уже несколько лет? И насколько вообще важна для спортсмена возможность высказать свое мнение и быть услышанным?
- Спортсмены, хотим мы того или нет, - главные действующие лица хоть в бассейне, хоть на лыжне. Другое дело, что нужно четко понимать: для чего наша комиссия вообще существует. С позиции спортсмена иногда бывает гораздо проще увидеть какие-то проблемы, слабые места в организации тех или иных мероприятий. И, наверное, в каких-то случаях бывает вполне разумно к нашей точке зрения прислушаться.
-Прислушиваются?
- Сама процедура нашего участия в комиссии FINA выглядит так: мы обсуждаем различные вопросы, выдвигаем рекомендательные предложения, направляем их в Международную федерацию и уже там решают, выносить ли наши предложения на Конгресс FINA или нет. Председательствует у нас Джанет Эванс (четырехкратная олимпийская чемпионка по плаванию. - Прим. Б.В.). Помимо нее в комиссии хватает самодостаточных, заслуженных, опытных людей, которые представляют самые разные водные виды спорта.
-Как вы относитесь к "коротким" чемпионатам мира?
- Хорошо. Как ко всему, что делает плавание более популярным. Любые крупные соревнования - это дополнительное внимание телевидения, узнаваемость. Мы же нормально относимся к тому, что в легкой атлетике проводятся турниры в закрытых помещениях? Чем популярнее вид спорта, тем выше контракты самих спортсменов. Поэтому все стараются стартовать как можно чаще.
-Согласитесь, иногда большое количество крупных соревнований в сезоне как бы обесценивает их значимость. Как, например, стоит относиться к нынешнему чемпионату мира, или не столь давнему чемпионату Европы, зная, что через несколько месяцев сильнейшим предстоит стартовать на Играх в Пекине?
- Как к проходящим соревнованиям и одному из этапов подготовки к Играм.
-Получается, результат на этих соревнованиях не столь важен?
- Важно, чтобы он был стабильно высоким. И создавал своего рода стартовую платформу для очередного прыжка вверх.
-Вас не удивило, что за столь долгий срок до Олимпийских игр пловцы начали в массовом порядке бить мировые рекорды? Не рано?
- В самый раз. Ничего удивительного я на самом деле не вижу. Массовый всплеск рекордных результатов был на Играх в Сиднее. С тех пор прошло семь лет. Если отталкиваться от распространенной теории, что жизнь развивается семилетними циклами, - то все логично.
-Другими словами, в Пекине стоит ждать всплеска феерических результатов?
- Думаю, да. Там будет красиво и интересно. Лично мне хочется увидеть американцев - с технической точки зрения их команда продвинулась очень сильно, а это всегда влечет за собой результативный скачок. Любопытно понаблюдать за австралийцами. В частности, за их молодым спринтером (Имоном Салливаном. - Прим. Б.В.). Наверняка что-то покажут голландцы. Да и наша команда интересна. Выстоять в столь тяжелой борьбе довольно тяжело. И мне хочется увидеть, как ребята будут с этим справляться.
-У вас есть свои фавориты среди спортсменов?
- Майкл Фелпс, Грант Хэккетт, Аарон Пирсол... Хэккетт до определенного момента был на голову выше всех, и мне кажется, что в Пекине он сумеет подняться до своего прежнего уровня.
-А что думаете о своем бывшем сопернике Питере ван ден Хугенбанде?
- Ему будет тяжело. Питер не так давно перенес довольно серьезную травму позвоночника, ему даже делали операцию по удалению межпозвоночных грыж. Ну и плюс соперники подросли. Все эти молодые ребята - они ж просто монстры.
-Кстати, сразу несколько рекордов мира в спринте, которые были недавно установлены, вы склонны относить на человеческий фактор или же на изменившиеся технологии производства плавательных комбинезонов?
- Сложный вопрос. С одной стороны, технологический прогресс дает себя знать не только в плавании. Это и коньки, и бобслей, и легкая атлетика. Все это совершенно нормально. Мы же не стремимся поголовно ездить на "Жигулях"? Все успели осознать, что есть другие машины с другими возможностями и другим уровнем комфорта. С другой - мне бы не хотелось думать, что плавание становится поединком не людей, а технологий.
-Существует еще одна точка зрения. Что в вашем виде спорта гораздо интереснее наблюдать не за войнами производителей, а за тем, с какой скоростью способен передвигаться в воде человек в обычных плавках. Как вы в Сиднее, например. Не было обидно тогда понимать, что ваше поражение может быть следствием недостаточно технологичной экипировки?
- Нет. Я проиграл потому, что был недостаточно готов. И винить тут совершенно некого. К тому же мне было интереснее ставить перед собой сверхвысокие задачи без всяких поправок на технологии. Это тоже было стимулом.
-А сейчас вам не хочется хотя бы попробовать надеть этот чудодейственный комбинезон и понять, в чем его преимущество?
- Вы знаете, нет. Наверное, потому, что я все-таки придерживаюсь той точки зрения, что результата в плавании нужно достигать своими собственными силами. Талантом, работой... С другой стороны, технологический прогресс уже необратим. И я не могу однозначно ответить, хорошо это или плохо.
-В каком диапазоне, на ваш взгляд, лежит предел скорости на стометровке вольным стилем?
- Даже если речь идет о человеке в плавках, результат 46,5 - 46,7 я бы назвал совершенно реальным. Если же верить всему тому, что говорят о комбинезонах, можно говорить о результате 46,0. Другое дело, что мировой рекорд требует от спортсмена психологической готовности. Сильно сдерживает чувство страха. Непросто, знаете ли, начинать дистанцию быстрее, чем кто-либо до тебя. Можно ведь и не доплыть. А значит - проиграть.