Газета Спорт-Экспресс № 92 (4672) от 25 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 апреля 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Игорь РАБИНЕР

РАЗМЫШЛЕНИЯ В МУЗЕЕ ВЫСОЦКОГО

В прошлую субботу часть отдела футбола "СЭ", не занятая на матчах российского первенства, окунулась в совсем другой мир. Благодаря коллеге Александру Львову, обладающему обширными знакомствами в актерской среде, мы попали в музей Владимира Высоцкого около Театра на Таганке. И провели там несколько волшебных часов, в реальность которых я, честно говоря, с трудом верю до сих пор.

А как, скажите, осознать факт трехчасовой экскурсии, которую провела специально для нас жена Высоцкого Людмила Владимировна, подарившая поэту двух сыновей - Аркадия и Никиту? От рассказа этой светлой женщины, в каждом слове которой сквозила никуда за все эти годы не ушедшая любовь, невозможно было оторваться. Как затем и от общения с Никитой Высоцким, сыном Владимира Семеновича, директором музея, болельщиком "Локомотива", совсем непафосным человеком и основателем уютного клуба "Высоцкий", где мы несколько часов обсуждали услышанное от его мамы.

И лишь изредка мы бросали взгляды на большой экран, где шла трансляция матча нальчикского и московского "Спартаков". На фоне общения с родными великого человека те посредственные страсти меркли. День в музее Высоцкого, в отличие от рядового матча чемпионата России, способен сделать каждого из нас лучше и глубже. Погружаясь в пучины нашей каждодневной рутины, мы не должны об этом забывать - потому что, ненадолго переключившись на что-то иное и высокое, писать для вас потом будем лучше. Ведь люди, зацикленные на чем-то одном, менее интересны для окружающих.

Людмила Владимировна рассказала удивительную историю. Однажды в Набережных Челнах Высоцкий полтора часа пел для местной публики под проливным дождем. Без всякого навеса, мокрый до нитки, он потряс тысячи людей настолько, что они подняли на руки автобус (!), в котором артиста дожидались его коллеги из Театра на Таганке, и донесли до гостиницы.

И подумалось: вот какой может быть людская любовь в России. Если ее заслужить - огромным талантом и огромным же трудом. Не думайте, что к тому же Высоцкому слава свалилась с неба. Стихи он всерьез начал писать только в 21 год (то есть ровно посередине своей такой короткой жизни), в театре долгое время пребывал на вторых ролях, а рельефная мускулатура, неутомимость и звериная ловкость, так пригодившиеся ему на сцене и в кино, дались путем огромных усилий над собой, заработавшим за время голодного военного детства кучу болезней и проблем со здоровьем.

Но вопреки всему он сделал себя сам - и даже спустя 28 лет после смерти остается идолом для миллионов людей, многие из которых еще даже не родились, когда Высоцкого не стало.

Наш человек готов любить беззаветно и самозабвенно. В том числе и звезд футбола - если это, конечно, настоящие, а не искусственные звезды. Перед Федотовым и Бобровым, Яшиным и Стрельцовым, Черенковым и Блохиным преклонялись так же, как перед Высоцким. И он, и они давали людям то, что жаждали их души, - головокружительное сочетание искусства и страсти.

Не собираюсь ворчать в духе классика: "Вот были люди в наше время, не то, что нынешнее племя!" Нельзя ставить крест на целом поколении, у которого есть шанс проявить себя здесь и сейчас - на тех же Euro-2008 и ЧМ-2010. По-моему, куда правильнее - рассказать о том, как автобус с Высоцким и другими артистами под ливнем несли на руках в гостиницу Набережных Челнов. И вызвать у сегодняшних футболистов желание, чтобы с ними когда-нибудь поступили так же.

...И все-таки безумно жалко, что Высоцкий не был рьяным болельщиком. Да, он упоминал про "мильон за Бышовца", который якобы готова была заплатить "Фиорентина". Но дух захватывает, если представить, что мы получили бы, задайся Владимир Семенович целью написать о футболе такую же серию песен, как, скажем, об альпинизме. В мир которого он, кстати, погрузился только после того, как получил предложение написать музыку к фильму "Вертикаль".

Впрочем, его "Песня о друге" - это ведь не только об альпинистах. Она - и о футболистах, да и вообще - о каждом из нас.