ХОККЕЙ |
До ЧЕМПИОНАТА МИРА-2008 - 3 дня |
Интервью спецкору "СЭ" дал знаменитый форвард "Вашингтон Кэпиталз", впервые за последние 18 лет приехавший в сборную на чемпионат мира.
Сергей ФЕДОРОВ
"РАДИ ЭТИХ РЕБЯТ ГОТОВ ПРОЙТИ ОГОНЬ, ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ"
Павел СТРИЖЕВСКИЙ |
из Квебека |
К недоумению Канады и на зависть всем остальным, ряды наши ширятся не по дням, а по часам. Будь у Вячеслава Быкова желание или возможность, сборная России могла бы запросто заявиться на чемпионат мира двумя боеспособными командами. Наших игроков в Квебеке уже 29! То есть, на секундочку, на четыре человека больше, чем можно по регламенту провести через заявку сборной на протяжении всего турнира. И это без вратаря "Сан-Хосе" Евгения Набокова и защитника "Рейнджерс" Федора Тютина, чьи команды пока безнадежно "горят" в своих сериях второго раунда плей-офф НХЛ и которых Быков совершенно точно вызовет на чемпионат мира, как только и если они освободятся.
Как уже сообщал "СЭ", очередной российский десант высадился в Квебеке в ночь с воскресенья на понедельник по московскому времени. Первыми из Вашингтона примчались Овечкин с Семиным. Спустя еще пару часов заявился Радулов. Наконец, уже поздним вечером, когда в Москве наступало утро, из Детройта прилетел Сергей Федоров, не игравший на чемпионатах мира - страшно даже сказать - 18 (!) лет. С 1990-го!
Давайте уж честно друг другу признаемся, что после стольких лет разлуки в его приезд мы уже просто не верили. Причем не верили до последнего дня. Ни заверения главного тренера сборной в том, что он с легендарным центрфорвардом обо всем договорился, ни аналогичные высказывания самого Федорова убедить нас в этом были не способны. Американцы в таких случаях говорят: "I'll believe it, when I see it". To есть, "поверю, только когда увижу". Вот и увидели.
Вчерашним квебекским утром, когда в Москве уже вечерело, все новобранцы приехали в "Колизей Пепси", натянули на себя тренировочные фуфайки с надписью "Россия" и вышли на лед. Все - кроме Овечкина, которому до момента оформления страховки запрещено даже тренироваться. Пока остальные потели на льду, Александр Великий вышел в смешанную зону и долго объяснял североамериканским журналистам, почему он пока лишен возможности натянуть коньки.
Накануне после матча со швейцарцами в Труа-Ривьере Быков заявил, что и сам будет против того, чтобы энхаэловцы начали играть, не имея точного и безоговорочного подтверждения страховки.
- Но без нее тот же Овечкин не имеет права даже тренироваться на льду! - заметили по этому поводу журналисты.
- Ну, это все спорные моменты, - парировал Быков. - Игрок с таким же успехом может получить травму, переходя дорогу, споткнувшись и упав. Кому по силам запретить хоккеистам в межсезонье кататься в свое удовольствие, играть междусобойчики, как они это любят делать? Вот и здесь то же самое. Я ведь уже говорил: за ребятами вся Россия! И это в наших же интересах - сделать им страховку.
Спорный момент или нет, но Овечкин на лед вчера так и не вышел. Зато Федоров-средний, Семин и Радулов вместе с не игравшими в воскресенье Морозовым и Марковым провели на льду чуть ли не на полчаса дольше всех остальных. Когда мы с Сергеем начали это интервью в раздевалке, сборная уже уехала в отель.
РАНЬШЕ ПРОСТО НЕ МОГ ПРИЕХАТЬ
-В России до сих пор никто не верит, что вы и в самом деле приехали в сборную. В доказательство мне вас даже сфотографировать придется. Вас ведь на чемпионатах мира не было 18 лет!
- Да, но я играл на Олимпиадах в Нагано и Солт-Лейк-Сити. Старался приезжать по возможности, но не получалось, потому что чаще всего выступал в плей-офф. Последние шесть лет за сборную вообще не играл, но там всякий раз были разные сложные обстоятельства. То забастовка в лиге, то еще что-то. Теперь же действительно представилась хорошая возможность приехать. Вячеслава Аркадьевича (Быкова. - Прим. П.С.) знаю очень давно. Когда был молодым и подающим надежды, успел даже немного с ним поиграть. А сейчас просто сложились нормальные условия, чтобы приехать и помочь команде.
-Раньше - никак?
- Раньше не было времени. Обычно, когда я заканчивал играть в плей-офф, уже заканчивался и чемпионат мира.
-В России многие уверены, что в отличие от Олимпиад чемпионаты мира для вас - недостаточно почетные и статусные турниры.
- Вовсе нет. Почетно - играть за сборную. Какая разница, какой турнир? Во всяком случае, между Олимпиадами и чемпионатами мира большой разницы я не вижу. Для европейского сообщества и то, и другое турниры престижные.
-То, что нынешний чемпионат пройдет в Канаде, сыграло роль в вашем решении?
- Не думаю. Хотя для меня это, конечно, и удобнее.
-Из-за того, что не нужно проходить акклиматизацию?
- Не только. Просто я сейчас свободен и без травм.
-Тяжело было решиться сюда приехать?
- Не сказал бы. Главное - то, что нормально чувствую себя физически.
-А то, что закончился с "Вашингтоном" контракт, роли разве не играло?
- Не играло.
-Чем, если не секрет, ваша ситуация со страховкой отличается от ситуации Овечкина, который пока не имеет права даже тренироваться?
- Без понятия.
-А у вас страховка уже есть?
- (Безразлично.) Наверное.
-Многие игроки из НХЛ, приезжая в сборную, опасаются, что тренеры не сумеют их правильно использовать, поскольку не знают, как они играют за океаном.
- Такой риск есть. Но это и понятно: здесь же все иначе.
ВОПРОС СО СТРАХОВКОЙ МЕНЯ НЕ ВОЛНУЕТ
-Когда Быков приезжал в Вашингтон, у вас, знаю, был разговор о том, с кем вам лучше выходить на лед и какую роль играть в сборной...
- С кем выходить - разговор был. О том, какую роль, - не было.
-А с кем будете играть - уже понятно?
- Пока ответить не могу.
-Для вас вообще важно, с кем именно?
- Важно.
-И с кем?
- Для прессы тоже ответить не могу. Могу только сказать, что играть надо друг на друга и друг за друга. Это самое главное.
-Спрошу по-другому. За пару месяцев в "Капиталз" вы успели поиграть отдельно и с Овечкиным, и с Семиным. Они в качестве партнеров вас устроили бы?
- Их привычки я более или менее изучил. Наверное, с учетом этого нас и в сборной наиграть было бы легче. А вот ребят из России совсем не знаю. Кроме Леши Морозова.
-Теоретически может возникнуть ситуация, что Быков решит использовать вас так, как вы действовать не привыкли и не умеете...
- (Перебивая.) Уже поздно, батюшка. Прокомпостировали. (Усмехается.) Как я уже сказал, это своего рода риск. Но раз уж ты приехал играть за сборную - значит, ты действительно приехал за нее играть. По-другому я не умею.
-Можно считать, что вы "приехали играть за сборную" именно в вашем понимании - даже с учетом того, что пока так и не закрыт вопрос со страховкой?
- Меня это просто не волнует.
-И даже если страховки не будет, вы все равно готовы сыграть?
- Думаю, да.
-Почему?
- Потому что я русский человек. Страховка - это gimmick. Знаете, что такое gimmick? Это то, чего не существует. Случись с тобой что-нибудь - все равно никого ответственного не найдешь. Так какая тогда разница, есть она или нет? Говорю вам как профессионал, хорошо и точно знающий эту тему: чтобы застраховаться по-настоящему, надо заплатить половину той суммы, на которую вы хотите застраховаться. Во всяком случае, после 11 сентября это так и есть.
-Так это, извините, получается, что застраховать 124-миллионный контракт Овечкина стоит 62 миллиона долларов?!
- Правильно вы говорите. Это - чтобы иметь нормальную страховку на весь срок его 13-летнего контракта. На чемпионат мира, естественно, она будет стоить намного меньше, поскольку турнир короткий. Но расчеты именно такие. Ты ведь страхуешь не себя, а сумму, которую можешь потенциально потерять.
-Выходит, случись с вами что на этом чемпионате, - ЧМ-2008, вполне вероятно, станет вашим последним появлением в большом хоккее. Можно это так интерпретировать?
- Можно.
ПОЧТИ ГОД НЕ ВИДЕЛ БРАТА
-В одном из последних интервью вы сказали, что еще не определились с планами на будущий сезон. Пришли с тех пор к окончательному решению?
- Пока нет. После плей-офф прошло слишком мало времени. Еще и подумать об этом толком не успел. И сейчас я действительно не знаю, что дальше. Мы все очень расстроились, когда проиграли "Филадельфии" седьмой матч. Но сейчас есть новая задача, которая для хоккеиста, потерпевшего поражение, способна его реабилитировать. Хотя бы даже морально. Я приехал играть на чемпионате мира и пока его не доиграю - ни о чем больше думать не буду.
-Извините, если вопрос неприятен, но задать его обязан: повлиял ли на ваше решение приехать в сборную тот факт, что в нее пригласили вашего брата?
- С человеческой стороны - да, с профессиональной - нет.
-То есть, если бы Федора здесь сейчас не было, вы все равно согласились бы приехать?
- Думаю, да. То, что брат сейчас здесь, - просто своего рода бонус.
-Сколько перед вчерашним вечером не виделись?
- (Задумался.) Тяжело даже сразу вспомнить... Наверное, с прошлого лета. Почти год.
-А за успехами Федора в "Динамо" следить удавалось?
- Даже компьютером специально пользоваться научился. Раньше ни интереса, ни времени на это не было, теперь - есть. Кстати, ничего сложного, нормально этот компьютер освоил.
-Значит, о выступлениях брата за сборную тоже знаете? И о том, что на московском этапе Евротура он был признан лучшим нападающим турнира?
- Конечно. Было приятно, что наконец-то он получает шанс играть не как мой брат, а просто как Федор Федоров, который заслуживает выступать в сборной и доказал это своей игрой. Доказал, что может быть этой команде полезен.
-Не рассматриваете возможность приехать в Россию вслед за братом?
- Такие вопросы с ходу, спонталыку решать невозможно.
-Правильно понимаю, что сегодня с Канадой вы не сыграете?
- Правильно.
-А в пятницу в первом матче против Италии?
- Сыграл бы с удовольствием. Но это будет не мое решение, а тренерское. Вы должны правильно понять, что я просто игрок этой команды и выполню любое решение тренерского состава.
Я ОБЯЗАН ПОДЧИНЯТЬСЯ ТРЕНЕРАМ
-Весь мир прекрасно понимает, что Сергей Федоров, приехавший на свой первый чемпионат мира за 18 лет, не будет сидеть в запасе. Это было бы абсурдно.
- Даже если такое случится, все будет нормально. Понимаете? Если ты член сборной России - ты обязан подчиняться тренерскому штабу. А формировать состав - полностью их прерогатива. Они ведь заботятся не только о Сергее Федорове, но и обо всей команде. Вижу, что вам интересно и странно все это слышать, но я подхожу с тех позиций, на которых воспитывался и вырос в ЦСКА. И постановку дела понимаю только так.
-Вас, возможно, назначат капитаном сборной. Разговор об этом с Быковым уже был?
- Вы первый, кто меня об этом спрашивает. Думаю, капитаном должен быть тот, кто хорошо знает ребят, а не тот, у кого наибольший опыт.
-У вас, помимо опыта, огромный авторитет и большая коллекция наград, чего нет почти ни у кого в нынешнем составе сборной.
- Даже это не означает, что именно я самый подходящий кандидат. Почему? Потому что для многих ребят мое капитанство будет непривычно. А здесь, наоборот, все должно быть максимально привычно. Турнир очень короткий, насыщенный, и каждая игра имеет большой смысл. Для меня капитанство - не вопрос. Лидером я хочу быть только на льду.
-Много в этой сборной хоккеистов, о которых вы вообще ничего не слышали?
- Много. Но я сделаю все возможное, чтобы с этими ребятами поближе познакомиться.
-Думаете, не может быть такого, что Дмитрий Воробьев или Семен Варламов просто побоятся к вам подойти?
- Такого не будет точно. Потому что я подойду к этим ребятам первым. И сделаю все, чтобы они почувствовали: мы играем в одной команде и делаем одно дело. Это очень важно. Они должны понимать, что за них я пройду через огонь, воду и медные трубы. И я хотел бы понимать то же самое про них. Сплотиться и понять друг друга - вот, что самое важное для короткого турнира. На площадке я сделаю все возможное, чтобы они здорово играли и здорово выглядели.
-Готовы ли в таком случае стать для этой сборной ее неформальным лидером? Возможно, даже играющим тренером?
- Тут, в моем понимании, главное - не помешать. Человек я здесь новый, но очень хочу быть команде полезным.
О товарищеском матче Россия - Швейцария - стр. 10 |