ФУТБОЛ |
ТЕМА Евгения ДЗИЧКОВСКОГО |
Александр ГУСЕВ: "ЗА ЧЕСТНОСТЬЮ В "РУБИНЕ" СЛЕДИТ ФСБ"
Заместитель председателя Госсовета Татарии Александр Гусев в моем вчерашнем материале о "Рубине" был назван председателем этого органа. Прошу не считать ошибку намеренной. Просто беседа с президентом "Рубина" получилась настолько по-футбольному конкретной, что важная неспортивная деталь, к глубокому сожалению, осталась за пределами авторского внимания. Вместе с тем на содержание нашего разговора это не повлияло. И на осознании роли Гусева в сегодняшнем дне "Рубина" - тоже.
Высокий республиканский чиновник пригласил корреспондента "СЭ" в свой рабочий кабинет в центре Казани. До этого, признаюсь, знал о Гусеве не много: кадровый сотрудник органов, до нынешней должности пять лет руководил ФСБ Татарии. Всероссийской футбольной публичности, после того как возглавил "Рубин", Гусев избегал, что отчасти способствовало приданию ему черт этакого свадебного генерала, тяготеющего скорее к представительским функциям, нежели к реальным управленческим. Вместе с тем татарские коллеги отзывались о президенте "Рубина" исключительно комплиментарно, воздавая ему должное за житейскую мудрость и знание футбола. По их мнению, Гусев, не стремясь к лишней шумихе, что вообще свойственно людям его профессии, делает для "Рубина" очень много.
Что ж, иногда бывает приятно сознавать собственные заблуждения. Побывав в Казани, убедился: президент "Рубина" руководит клубом последовательно и серьезно, руководствуясь в решениях в первую очередь футбольной точкой зрения. Именно поэтому наш разговор начался с вопроса, ответа на который вот уже семь туров нет ни у одной из команд премьер-лиги.
-За счет чего вчерашний середняк стал безоговорочным лидером чемпионата России?
- Прошлый сезон - худший из всех наших сезонов в премьер-лиге, хотя на 10-м месте нам и раньше доводилось однажды финишировать. Причины для себя мы установили: безволие игроков и, как следствие, безликость игры. Первую гостевую победу одержали лишь в конце сезона, это никуда не годилось. Недовольны были болельщики, руководство, сами игроки. А уговоры, увещевания не помогали. В общем, после тщательного анализа пришли к выводу: нужны радикальные перемены. Прежде всего кадровые. И мы пошли на них, сохранив не более 50 процентов прошлогоднего состава.
Виноваты были не только футболисты, конечно. Имелись тренерские огрехи, травмы не давали житья. Но главное, что задевало за живое, - безволие.
Помню, незадолго до финиша я в достаточно грубой форме сказал на одном из командных собраний: "Такого "Рубина" Казани не нужно!" Сезон действительно оставил гнетущий осадок. И потому уже в ноябре была поставлена задача: в год 50-летия "Рубина" команда должна быть совершенно другой, причем ставку следует сделать на настоящих бойцов, которые могли бы сражаться в каждом матче 90 минут. Вся селекция строилась, исходя из этого требования.
И она удалась, на мой взгляд. Семак, Ребров, Шаронов, Козко - лидеры, способные оказывать значительное влияние на обстановку в коллективе. На них, естественно, равняются иностранцы и молодежь. А то, что "стариков" набрали, пока оправдывается. У команды есть четко сформированная выездная модель, два почти равноценных состава, каждый из которых был бы в премьер-лиге не на последних ролях. Есть жесткая конкуренция за место на поле. И есть победы. А что будет дальше - посмотрим.
-Задачи на сезон нет желания пересмотреть?
- Нет, ориентиры остаются скромными, но реальными: быть в зоне еврокубков. Сейчас она расширилась до шести команд, следовательно, задача облегчилась. Однако перед каждой игрой стоит перед командой и другая цель: победа. Над любым соперником. Дома или на выезде - все равно. Игроки прекрасно об этом знают. Мастерства у них хватает, а о самоотдаче и отваге им постоянно напоминают.
-Иногда казалось, что "Рубин" сознательно жертвует прошлым сезоном ради нынешнего, юбилейного для клуба...
- Нет и еще раз нет. В прошлом году не получилась селекция: игроков набрали вроде неплохих, но не бойцов. В то же время попались и несколько откровенно случайных персонажей, потому что набирали людей в самый последний момент, так уж вышло. А в этот раз начали работать с лета 2007 года. О переходе того же Кобенко, например, договорились еще в сентябре, по многим другим имели суждения. Хорошо поработали на российском рынке - в ответ на упреки в приверженности к легионерам. Это приносит плоды. Шуток в команде стало больше, собираются игроки чаще для отдыха - мы не препятствуем. Хотя и ограничения есть, и штрафы, и служба безопасности работает, скрывать не стану. Так что доволен я сегодня не только результатами или игрой, но и атмосферой. Все привыкли говорить о "Рубине" как о закрытом клубе с неулыбчивым главным тренером, но это не так, поверьте.
-Но главный тренер действительно редко улыбается. Почему?
- Что тут сказать? Знаю только одно: в трудные годы пресса часто отправляла Бердыева в отставку, а этого не произошло. Нам известен его уровень, и он нас на сегодняшний день устраивает. Были упреки в оборонительной тактике, но разве не становились итальянцы чемпионами мира со своим "катеначчо"? Тактика идет от исполнителей, а они у нас сегодня достойные. Мы не испытываем недостатка в людях, мы думаем перед игрой, кого из них предпочесть. Это приятные хлопоты.
-В общении с вами Бердыев такой же замкнутый, как с прессой?
- Полноте, у нас отличные отношения! Я президент, он вице-президент и главный тренер, без нормального контакта нам никак. Стараюсь не вмешиваться в тактику и тренировочный процесс, занимаюсь в основном тем, что создаю условия. Неплохие, мне кажется.
-Как выстроена вертикаль клубной власти?
- На самом верху - попечительский совет во главе с премьер-министром республики Рустамом Миннихановым. Туда вхожу я, мэр Казани Ильсур Метшин ("Рубин" до сих пор муниципальное учреждение), главы наших основных спонсоров - акционерных обществ "ТАИФ" и "Татэнерго" и секретарь совета - помощник премьер-министра. Все финансовые вопросы решаются на этом уровне. Во внутреннюю работу клуба совет не вмешивается, хотя тщательно контролирует финансовую деятельность. До сих пор все было чисто - скрывать нам нечего. Понадобится открыть бюджет - откроем. Кроме этого, в планах переход от муниципального предприятия к акционерному обществу. Ну а под попечительским советом и президентом клуба - Бердыев и генеральный директор Евгений Голов. Далее идет общепринятая разветвленная клубная структура с различными директоратами и службами.
-Насколько "в теме" ваши нынешние спонсоры? И насколько добровольным можно считать их участие в проекте под названием "Рубин"?
- Когда начинали помогать "Рубину", "в теме" не были. Сегодня уже там. Чувствуют футбол, следят за результатами. По другому и быть не может - люди вкладывают серьезные деньги. Что касается добровольности... Начиналось все не с фанатизма, конечно, а с социальной значимости проекта, тут вы правы. Все-таки 15 - 16 тысяч болельщиков в среднем приходят на стадион. (По данным "СЭ" за прошлый год - 11 333. - Прим. "СЭ".) На "Амкар" вот половина нашего 30-тысячного стадиона собралась в проливной дождь. С точки зрения спонсоров, инвестиций, рекламы это солидно.
-Президент республики следит за "Рубином"?
- Следит - неправильное слово. Президент - организатор всех командных видов спорта в республике. Он просит, требует, назначает, регулирует. Все идет от президента. Я тоже в 2005 году возглавил клуб с его легкой руки. Похожая ситуация в баскетболе, хоккее, других командах высших российских лиг, которых в Татарии около десяти. Президент знает тренеров, игроков, досконально разбирается в очень многих вопросах. А в плане строительства объектов соперничаем мы, пожалуй, лишь с Подмосковьем, где за Борисом Громовым непросто угнаться. В ближайших планах футбольный стадион, для которого уже выделена земля, академия тенниса, многофункциональный дворец водных видов спорта, универсальный борцовский комплекс. Уже построены хоккейная "Татнефть-арена", уникальный специализированный стадион мирового уровня для хоккея на траве, футбольно-легкоатлетический крытый манеж с большим футбольным полем и 400-метровыми беговыми дорожками. Готовимся к Универсиаде-2013, которую твердо намерены принять.
-Как построена селекционная работа "Рубина"? Бердыев ищет - вы утверждаете - спонсоры платят?
- В очень грубом приближении примерно так. Садимся в конце сезона, думаем, кто нужен. Сотрудничаем с рядом компаний и агентств, которые ищут людей по нашим требованиям. Выезжаем, смотрим игроков на местах. Есть у нас и свои селекционеры, раньше плотно работали с Константином Сарсания. Сейчас нет. Дружеские отношения у Курбана с ним остались, его люди у нас играют, существуют контакты, прислушиваемся к рекомендациям и уважительно друг к другу относимся.
Но мы до сих пор обижены на Сарсания за Домингеса. Он один знал условия его контракта и увел игрока в "Зенит". Что я только не делал: и с родителями Домингеса разговаривал, и с ним самим. Бердыев выезжал в Аргентину, вел переговоры с тамошней федерацией. До сих пор не могу смириться: игрок, который был лицом "Рубина", ушел! И выглядит, считаю, в "Зените", хуже, чем у нас. Там он чувствует себя скованно, а у нас ему дозволялось все, как свободному художнику.
-А о том, что в свое время отдали Широкова, не жалеете?
- Есть немного. Но тогда он пацаном совсем был, к занятиям относился не всегда ответственно, с режимом имел проблемы.
-Реброва и Милошевича вы тоже просматривали?
- Нет, игрокам такого калибра это ни к чему. У них и опыт, и имя уже есть, что для имиджа клуба - большой плюс. Ребров, скажем, только вышел на поле - сразу грохот трибун. А "Томь" тут же к нему персонального сторожа приставила. В 33 года он как "живчик": работает, работает... Двое у нас таких - Ребров и Гекдениз.
-Бердыев получает все указания только от вас или имеет выход на других членов попечительского совета, премьер-министра, президента?
- Он вправе выйти на любых руководителей. В конце концов, я не всегда могу по-футбольному убедительно обосновать такую дорогую покупку, как Гекдениз, например. Но у нас есть договоренность: сначала тренер должен поставить меня в известность. Субординация.
-До вас доходят слухи о том, что дружба Бердыева и Сарсания теоретически могла отразиться на некоторых результатах команды в прошлом сезоне? Или о якобы "накопленных" с прошлого сезона очках, о долгах, за счет которых "Рубин" может получить фору в борьбе за чемпионство? Злые языки говорят о девяти, двенадцати, пятнадцати и даже больше "запасенных впрок" очках. У вас есть что им ответить?
- Когда я возглавил "Рубин", сразу сказал: если обнаружится малейший факт, свидетельствующий о "договорняке", будет поставлен вопрос об увольнении. Это касается и игроков, и тренерского штаба. Возможность контроля за ситуацией имеется: службу безопасности клуба возглавляет бывший сотрудник ФСБ. Поэтому я спокоен: ни одной договорной игры за те три года, что я руковожу "Рубином"... Впрочем, у меня были и до сих пор есть определенные подозрения по прошлому году: нескольких наших игроков в отдельных матчах просто покупали. Не стану называть амплуа, чаще всего это задняя линия. И доказательства можно было найти, но поскольку трудно все это раскручивать, да и позориться не хотелось... Информация рождалась в общем-то из слухов, сплетен. Играли плохо, а стали просматривать видеозапись - пришли к выводу: отдельные футболисты не всегда действовали по ситуации, в том или ином моменте должны были сыграть совершенно иначе. Опытнейшие причем футболисты! Глупо сегодня называть конкретные встречи или соперников, но того, что кто-то выходил на наших игроков перед матчами, не исключаю. Из всех этих футболистов сегодня ни один не играет, мы решили так поступить. Хотя игроки были неплохие.