ФУТБОЛ |
КУБОК УЕФА - 2007/08 |
До финала "ЗЕНИТ" - "РЕЙНДЖЕРС" - 9 дней |
ПОЧТИ АРГЕНТИНА - ЯМАЙКА
1/2 финала. Ответный матч |
ЗЕНИТ - БАВАРИЯ - 4:0 (2:0) |
Голы: ПОГРЕБНЯК (штрафной) , 4 - 1:0. ЗЫРЯНОВ (Домингес, Широков) , 39 - 2:0. ФАЙЗУЛИН (Анюков) , 54 - 3:0. ПОГРЕБНЯК (Домингес) , 73 - 4:0.
"Зенит"(Санкт-Петербург): Малафеев - 7,0. Анюков - 7,0. Крижанац - 7,0. Широков - 7,0. Горшков - 7,0. Тимощук - 7,5. Денисов - 7,0 (Ионов, 90+1) - б/о. Файзулин - 7,0. Зырянов - 7,5. Домингес - 7,5 (Ли Хо, 89) - б/о. ПОГРЕБНЯК - 7,5.
"Бавария"(Мюнхен): Кан - 5,0. Лам - 5,0. Лусиу - 5,0. Демикелис - 5,0. Янсен - 4,5 (Лелль, 46 - 5,0). Швайнштайгер - 4,5. ВАН БОММЕЛ - 5,5. Зе Роберту - 5,0 (Подольски, 46 - 5,0). Рибери - 5,5. Клозе - 5,0 (Coca, 62 - 5,0). Тони - 5,5.
Наказания: Тони, 67. Погребняк, 76. Лелль, 81 (предупреждения).
Голевые моменты - 6:2.
Удары (в створ ворот) - 8 (6):16 (6).
Угловые - 1:1.
Судьи: ЭВРЕБЕ. Холен, Ранден (все - Норвегия).
1 мая. Санкт-Петербург. Стадион "Петровский". 21 градус. 21 300 зрителей (вмещает 21 500).
Первый матч - 1:1.
Игорь РАБИНЕР
В самом конце полуфинала Кубка УЕФА на "Петровском", наконец-то хоть чуть-чуть поверив в реальность происходящего, ваш корреспондент по одному поводу не на шутку... расстроился.
Под рукой не было фотоаппарата.
А как, господи, хотелось запечатлеть это табло с невероятными цифрами, в которые отказывались верить глаза: "Зенит" - "Бавария" - 4:0! Еще один мяч - и будет вам уже Аргентина - Ямайка...
Нет, конечно, можно было попросить снимок табло у знакомых фоторепортеров. Дело нехитрое - благо, не сомневаюсь, такая мысль в те минуты посетила не только меня. Но это все равно было бы чужое. А в день, который никогда больше не повторится, так хотелось своего...
Но главная-то память - все равно не в фотоархиве. А в душе. Подумал об этом - и успокоился.
И все равно это был такой матч, о котором хочется сохранить на память каждую детальку.
На следующее утро, проснувшись в поезде Санкт-Петербург - Москва (который, как я заметил при выходе, оказался зенитовской раскраски), первым делом перепроверил: аккредитацию на вчерашний матч не "посеял"? А итоговый протокол?
Жаль, железнодорожные билеты придется отдавать в редакционную бухгалтерию. Тоже ведь - реликвия.
Обидно и то, что немного этого матча я все-таки "недоел". Взял обратный билет на 1.50 ночи - и сразу же со стадиона, сходив на пресс-конференцию и поработав над материалами, вынужден был ехать на вокзал. На участие в празднествах на Дворцовой площади и Невском проспекте не оставалось ни минуты.
Впрочем, может, оно и к лучшему? Когда я узнавал, что в этот вечер происходило в городе на Неве, то просто не мог поверить своим ушам.
У знакомой журналистки, которую угораздило припарковать машину недалеко от стадиона, у дворца спорта "Юбилейный", повыбивали стекла, вскрыли багажник и украли оттуда сумку с ноутбуком.
Таксист, подвозивший меня на вокзал, рассказал, что его коллегу пьяные фанаты едва не избили и не выкинули из машины. А поездка по Невскому обернулась для его автомобиля десятками ударов ногами по корпусу. Так, развлечения ради.
А на самом "Петровском", совершая по периметру трибун путешествие в сторону пресс-центра, я увидел на фанатских секторах и расположенных под ними беговых дорожках сотни вырванных с мясом пластиковых кресел. И лица, от которых хочется держаться подальше. И услышал ожесточенные вопли, которые не имеют ничего общего с разгромом "Баварии".
Господи, что еще нужно этим людям, чтобы просто, по-доброму порадоваться великой победе?! И какими нужно быть животными, чтобы на радостях крушить родной город?!
СБОРНАЯ ЕЩЕ СКАЖЕТ СПАСИБО АДВОКАТУ!
Еще меня поразил знакомый питерский фотограф. "Ну, как мы вам задницу надрали?!" - торжествующе сказал он мне после игры.
Я сначала даже ничего не понял. Кто - мы? Кому - вам?
Потом дошло.
Питер - Москве.
Бог ты мой, даже сейчас... Есть категория людей, для которых радость не может быть общей, которые не умеют и не хотят ею делиться. Они лягут сверху на этот мешок с радостью и не подпустят к нему окружающих. Они будут вспоминать, кто и что плохо говорил про сегодняшних героев пять, десять, двадцать лет назад. В жадной погоне за эксклюзивностью своего счастья они, сами того не замечая, потратят гораздо больше отрицательных эмоций, чем обретут положительных.
А ведь это так просто - уметь радоваться.
За нас, всех тех, на чью долю выпало это счастье - увидеть, как в полуфинале еврокубка наши парни делают отбивную из самой "Баварии". 1 мая, заметьте, а не 1 апреля!
За футболистов, которые теперь поверили, что способны на нечто гораздо большее, чем они сами думали о себе раньше.
За город, который исступленной любовью вдохнул в "Зенит" веру в возможность невозможного.
За маэстро Дика Адвоката, который, думаю, расставил все точки над i в вопросе о необходимости классных иностранных тренеров нашему футболу. Двух лет голландцу оказалось достаточно для создания роскошного, местами даже изысканного футбольного оркестра - причем в большинстве своем из вполне обычного материала.
За сборную России, наконец. Восемь россиян, выходивших в стартовом составе в Мюнхене и Питере, познали, что это такое - еврокубковый полуфинал и победа над суперклубом! В отличие от ЦСКА-2005, футболисты с российским паспортом не только таскали рояль, но и играли на нем. Пусть без украинца Тимощука этот процесс наверняка и был бы намного более затруднительным.
Теперь задача Гуса Хиддинка и упрощается, и усложняется. Упрощается - потому что в кои-то веки появилась базовая команда, в которую просто нужно безболезненно "вписать" нескольких представителей других клубов - вроде Жиркова, Игнашевича... Усложняется - потому что, если плясать от этой команды, то придется сборной и схему менять, и новичков встраивать. Вы ведь не будете возражать, что Файзулин и Денисов заслужили приглашения в национальную команду, не правда ли? А Широков - места в ее стартовом составе?
Конечно, для закрепления пройденного Кубок УЕФА очень, очень нужно выиграть. И не стоит питать иллюзий, что раз пройдена "Бавария", то "Рейнджерс" уступит "Зениту" дорогу, что называется, по умолчанию. В финалах так не бывает.
Но у этой команды, похоже, уже есть то, что так пригодится нам на чемпионате Европы. У нее снят порог страха, который не позволял российским футболистам даже думать, что они могут обыграть (не говоря уже о том, чтобы разгромить) "Баварию" или кого-то ей подобного. А главное - играть в свой футбол, невзирая на имя и титулы соперника.
Как профессору Адвокату удалось проделать эту невиданную для российской футбольной "медицины" операцию - лично я до сих пор понять не могу...
ИСТОРИЯ НА НАШИХ ГЛАЗАХ
А вообще неописуемое, скажу вам, это ощущение - когда на твоих глазах делается история.
Когда первый вопрос, который задают друг другу и самим себе все, кто это видел, звучит так: "Что это было?" А ты стоишь в ложе прессы с растерянной бессмысленной улыбкой, смотришь, как вместе прыгают, обнявшись, футболисты "Зенита", и смахиваешь с ресниц предательскую слезу. Потому что вдруг понимаешь: российский футбол, которому ты посвятил всю свою сознательную жизнь, все-таки того стоит.
Когда наша, российская команда деловито растирает в порошок "Баварию", будто это коллектив физкультуры с Мальты или Андорры. И глядя, как великого и ужасного Оливера Кана, железное лицо которого вдруг стало абсолютно растерянным, ставят на колени российские парни Погребняк, Зырянов и Файзулин, ты украдкой похлопываешь себя по щекам, чтобы убедиться: это не сон!
Когда Оттмар Хитцфельд, услышав вопрос о фаворите Кубка УЕФА, с грустной улыбкой констатирует: "Кто бьет "Баварию" 4:0, тот всегда фаворит". И пресс-зал "Петровского" заходится в экстазе, а пресс-атташе "Баварии" благодарит за овацию и говорит, что их клуб будет болеть за "Зенит" в финале.
Когда Дика Адвоката журналисты встречают даже не аплодисментами, а самым натуральным ревом. А знаменитый телережиссер Эрнест Серебренников дарит ему раритетный значок с изображением флага Победы, который советские воины Егоров и Кантария в 45-м водрузили над рейхстагом.
Когда в перерыве, вспоминая "Хетафе", ты в шутку говоришь коллегам: "Буду чувствовать себя спокойно только в том случае, если за 15 минут до конца счет будет 4:0". Коллеги весело смеются, а потом на табло зажигаются цифры "4:0", и на тебя начинают смотреть с изумлением и подозрением.
Когда питерские репортеры вальяжно обмениваются мнениями о предстоящем летнем доукомплектовании: "Рибери надо брать. Что ему в этой помойке делать?" - "А подойдет?"
Когда специально на игру, не имея билетов, приезжает молодая пара из Ростова-на-Дону, и женщина, находящаяся на восьмом месяце беременности, на все вопросы пожимает плечами: "Как мы могли упустить такой шанс?" Действительно - как?..
Когда 38-летний футбольный дедушка Александр Горшков, ни разу за матч не поперхнувшись, "съедает" звезду сборной Германии Швайнштайгера, который на 15 лет моложе, и Хитцфельд убирает того в центр поля. А Горшков для пущего эффекта выбивает мяч из своей штрафной "ножницами" через себя.
Когда хваленый Тони при счете 0:3 в бессильном злобном отчаянии толкает Крижанаца в рекламный щит, после чего становится ясно: эта команда больше не думает об игре, она выбросила белый флаг. А после финального свистка все баварцы стремительно ретируются в раздевалку, и один лишь Лелль находит в себе мужество подойти к своему фанатскому сектору.
Когда фанаты вывешивают баннер на русском и немецком языках: "Мы не ждем 9 мая, капитуляция должна быть сегодня!" И "Зенит" с "Баварией" дисциплинированно выполняют их распоряжение.
Когда до матча все рвут на себе волосы из-за отсутствия Аршавина, а после него никто и не вспоминает, что самого талантливого футболиста страны не было на поле. А кое-кто задается вопросом: как теперь Аршавин попадет в состав на финал?
Когда в дуэли лучших снайперов Кубка УЕФА Погребняк делает дубль и обгоняет Тони, а при 4:0 получает за игру локтем желтую карточку, которая лишает его финала и становится единственной ложкой дегтя в этот сюрреалистический день.
Когда легендарный Кан заканчивает международную карьеру, увенчанную множеством титулов и медалей, кошмарными 0:4 в Санкт-Петербурге.
Когда Файзулин (рост 176 см) забивает головой из центральной зоны, где у "Баварии" играют Лусиу (188) и Демикелис (184). А невероятный Тимощук столько раз отбирает мяч у Рибери, что новый символ французского футбола, весь первый тайм зло размахивавший на партнеров руками, после перерыва смиряется с безнадежностью баварской участи.
Когда невозможно сказать, что хотя бы один из питерских футболистов играл не то что плохо, а даже посредственно. И всем без исключения хочется поставить оценку 10,0.
Когда Адвокат возмущенно вскакивает со скамейки после того, как при счете 4:0 его футболисты допускают брак в передачах. А после финального свистка первым заключает в объятия бывшего капитана Владислава Радимова.
Когда тренер юношеской сборной России Андрей Талалаев перед игрой говорит мне: "Если "Зенит" сегодня выиграет, что угодно может произойти и на чемпионате Европы". А теперь, когда он выиграл 4:0, чего нам ждать в Австрии и Швейцарии, а, Андрей Викторович?
Когда на нашествие английских фанатов в Лужники на финал Лиги чемпионов мы теперь ответим нашествием питерских фанатов на Манчестер. И после пресс-конференции тренеров специальную встречу с журналистами по этому поводу проводит вице-консул Великобритании.
Когда трудно, очень трудно поверить, что финал Кубка УЕФА еще не сыгран. И главное теперь для Адвоката - чтобы в это поверили футболисты "Зенита".
Потому что после исторических 4:0 у "Баварии" проигрывать в финале кому угодно - нонсенс. Которого Адвокат и его потрясающая команда 14 мая 2008 года не имеют права допустить.
Ведь у такой сказки попросту не может быть плохого конца.
Санкт-Петербург - Москва