Газета Спорт-Экспресс № 100 (4680) от 8 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 мая 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 92 дня

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Татьяна КАЗАНКИНА: "ДО СИХ ПОР ИНОГДА СНИТСЯ, ЧТО ЗАБЫЛА ШИПОВКИ..."

С трехкратной олимпийской чемпионкой в беге на 800 и 1500 м мы встретились в ее рабочем кабинете в здании спорткомитета Санкт-Петербурга. Татьяна Казанкина руководит там отделом, и есть полное ощущение, что ее жизнь после окончания спортивной карьеры по-прежнему развивается по нарастающей. Достаточно сказать, что в недавнем опросе одного из городских социологических центров по поводу того, кто наиболее достоин звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга", Казанкина оказалась среди лидеров.

НЕ ПОЕХАЛА В МЮНХЕН - И СЛАВА БОГУ

-В вашем активе участие в двух Олимпиадах и три золотые олимпийские медали. А ведь и того и другого вполне могло быть и больше. Ведь об олимпийских перспективах Татьяны Казанкиной впервые заговорили еще накануне Мюнхена-72, когда на легкоатлетическом матче США - СССР вы участвовали в установлении мирового рекорда в эстафете?

- Действительно, вопрос о том, что можно попасть в олимпийскую команду, встал после того матча, где я показала неплохие результаты. Но когда начался основной отбор, а это был чемпионат СССР в Москве, я осталась только четвертой. Помню, Людмила Брагина на этих соревнованиях установила мировой рекорд в беге на 1500 метров, и мы все стояли в недоумении: какой высокий результат! Конечно, не попав в команду на эту Олимпиаду, я переживала. Но когда прошло какое-то время, поняла: видимо, просто Богу так угодно было, чтобы я не поехала в Мюнхен. Потому что в то время достойно выступить на Олимпийских играх и бороться за призовое место я была еще не готова.

-Зато, наверное, появился дополнительный стимул для подготовки к следующим Играм, в Монреале-76?

- Не скажу, что стала думать об этом сразу же. Но где-то с 1974 года, после чемпионата Европы, на котором я тоже финишировала четвертой, выполнив норматив мастера спорта международного класса, действительно появилась такая цель: подготовиться к Олимпийским играм. Я очень много и самоотверженно тренировалась, но мне не было безумно тяжело - все было в охотку, в радость...

-И к Олимпиаде вы подошли уже в статусе рекордсменки мира в беге на 1500 метров... Как получилось, что в Монреале вам пришлось бежать еще и другую дистанцию - 800 метров?

- В основном я готовилась именно к бегу на дистанции 1500 метров. Но мы с тренером Николаем Малышевым понимали: для того чтобы выиграть, нужно иметь хороший финиш. Соответственно много работали над скоростными качествами - наверное, именно благодаря этому и удалось показать неплохие результаты и на 800-метровой дистанции.

-Но все равно решение тренерского штаба о том, что вы побежите на Олимпиаде и 800 метров, наверняка стало неожиданным?

- Еще каким неожиданным! Это стало известно только в Канаде, когда мы уже приехали на Олимпийские игры. Мы жили в Квебеке, где проходили акклиматизацию, и пришла пора уезжать непосредственно в Монреаль. Когда я увидела себя в списках в первой группе отъезжающих, так как дистанция 800 метров шла по программе раньше, мне стало не по себе. Все же моя основная дистанция - "полторашка". А так как она шла после 800 метров, то было бы очень обидно плохо выступить на "побочной" дистанции, а потом из-за этого еще и не выиграть основную.

ВСЕ УЖЕ "ОТСТРЕЛЯЛИСЬ" - А Я ВСЕ ХОЖУ И ХОЖУ НА СТАДИОН...

-Атмосфера Олимпийских игр не рассеяла этих тревожных мыслей и ожиданий?

- Мы не были на открытии, приехали сразу к соревнованиям. А впечатления? Пожалуй, главное - очень много народу, и все довольные, радостные... Единственное, немного удивили условия проживания. Мы жили в трехкомнатной квартире, и мне досталась комната на 12 человек с двухъярусными кроватями. На всех - один туалет и один умывальник. Тем не менее на Олимпиаде мне нравилось. Вот только психологически тогда действительно устала. Олимпийская деревня и стадион были расположены недалеко друг от друга, и можно было ехать на транспорте или же ходить пешком. Пешком всегда получалось быстрее, так как транспорт постоянно застревал в пробках. И вот я хожу-хожу, хожу и хожу - уже все, кто позже начал выступать, закончили и занимаются своими делами. А я со своими двумя дистанциями и шестью стартами (забег, полуфинал, финал) все продолжала ходить на соревнования и обратно. И это, конечно, под конец давалось уже тяжело...

-Помните свой первый золотой финал Монреаля - в беге на 800 метров?

- Мы с тренером совсем не рассчитывали на золотую медаль на этой дистанции. Пройдя забеги и полуфиналы, я перед финалом услышала от него: "Таня, в лучшем случае ты можешь завоевать бронзовую медаль. В худшем - должна быть шестой". Когда я бежала на каждом этапе, стояла задача максимально сберечь силы для следующего круга соревнований. Не надо было выигрывать, не надо показывать высокое время - если дальше проходят две лучшие, то передо мной стояла задача быть второй. В полуфинале я отстала от Аниты Вайс из ГДР на такое расстояние, что даже расстроилась. А тренер сказал: "Не переживай. Как раз это ее и погубит - скорее всего, она полностью выложилась в полуфинале". И вот мы вышли на финал, побежали - выходим на последнюю прямую, я ускоряюсь и выигрываю. И - не верю этому.

-Когда поверили?

- Ой, не скоро. Я посмотрела на табло, увидела совершенно невозможное время (это был мировой рекорд - 1.54,94. - Прим. "СЭ") и подумала: "Господи, какая ерунда! Даже на Олимпийских играх - и то нам дали старт не с той линии, придется бежать еще раз. А мне ведь еще 1500 бежать. Какой кошмар!" То, что я выиграла, стало до меня доходить только по дороге в раздевалку. Ко всем уже тренеры подходят, разные руководители - поздравляют. Я же стою одна в сторонке, вообще ничего не понимаю, и мне так обидно. Меня соперницы вроде бы поздравляют, а я думаю: "Ну когда эту перебежку сделают?" Потом уже Александр Иосифович Иссурин, который работал в нашем спорткомитете, отыскал меня, подбежал и говорит со слезами на глазах: "Танечка! Как я рад! Я тебя поздравляю!" Потом подошел мой тренер. И только тогда до меня стало доходить, что я действительно выиграла

-На свои "коронные" 1500 метров в Монреале, наверное, выходили со спокойной душой?

- Победа на 800 метров действительно создала какой-то психологический запас прочности. В финале мы довольно медленно пробежали 1200 метров - и потом началось! На финишную прямую я вышла третьей, и меня такая паника охватила - боже мой, я ничего не могу сделать, я их не догоню. А потом сама себе говорю: все, не думай об этом. Наклонись вперед. Руками чуть-чуть почаще... И вот уже буквально в клетках я обгоняю немку Гофмайстер и после финиша слышу: "О! Казанкина..." Хотя радости после финиша уже никакой не было, так я устала. Только и подумала: наконец-то все закончилось, и мне завтра не надо идти на стадион.

ГЛАВНАЯ МОТИВАЦИЯ - ОЛИМПИАДА В МОСКВЕ

-После этого двойного успеха не было мыслей оставить спорт? Какая еще может быть мотивация, когда человек уже достиг вершины?

- Действительно, было очень много сомнений. В 1978 году у меня родилась дочка. Честно говоря, восстанавливаться было не так легко. Но благодаря поддержке мужа и свекрови, которая помогала с ребенком, все-таки решила вернуться. Сказалось и то, что следующая Олимпиада должна была проводиться у нас в стране, и очень хотелось на ней выступить.

-Олимпиада-80 оправдала ожидания и стоила этих жертв?

- У меня о ней остались самые хорошие воспоминания. Мы тренировались в Подольске, где проходил последний этап подготовки. Это была моя любимая база - отличная дорожка, все нас знали. Словом, свой, родной дом. И мы планировали по вечерам возвращаться на базу и ездить на стадион оттуда. Но когда увидели олимпийскую деревню - все планы изменились!

-Двухъярусных кроватей, как в Монреале, там, надо полагать, уже не было?

- Нет. Помню, встретили румынского тренера. Он к нам подошел и говорит: "Ну поздравляю, здесь у вас уже коммунизм!" Вообще те Олимпийские игры, по-моему, сплотили нацию. Каждый переживал за судьбу участников. Все старались нам хоть чем-то, но помочь. Приходили в столовую, и нам говорили: "Девочки, вы такие худенькие, съешьте хоть что-нибудь! Ну откуда у вас силы берутся?" Проходили мимо парикмахерской - нам предлагали прическу сделать... А как за нас переживали! Я помню, когда выходила на финал, нас собрали в загончике, и какой-то человек вдруг говорит: "Танечка, мы так за тебя болеем. На вот тебе (и дает железный рубль) - пусть он тебе поможет выиграть". Поэтому было, с одной стороны, приятно, но, с другой, ответственно. На глазах у своих болельщиков было очень страшно не оправдать их ожиданий.

-Когда пересекли финишную прямую, то в отличие от Монреаля поверили в свою победу сразу?

- Да, тут я уже все знала и все понимала. И чувство огромной радости помню прекрасно.

БОЙКОТ ИГР-1984 СТАЛ ШОКОМ

-На Олимпиаде-84 в Лос-Анджелесе вы готовились бежать уже дистанцию 3000 метров. Помните, как и где узнали, что сборная СССР из-за бойкота не поедет на те Игры?

- Готовились мы очень серьезно, и для нас случившееся было просто ужасно. Узнали обо всем мы в Кисловодске, где находились на сборе. Это было как раз накануне Дня Победы. У кого-то был радиоприемник, и мы услышали, что советская команда не поедет на Олимпийские игры. Мы были настолько ошарашены! Просто шок! Ты тренировался, работал, и все - ничего больше не надо делать. Мы никуда не едем. Хотя нам потом и говорили, что мы должны продолжать тренироваться, что что-то придумают. Но все равно никакого настроения уже не было.

-Соревнования "Дружба-84" как-то компенсировали пропуск Олимпиады?

- Тогда всем казалось, что да, это хорошо. Сейчас же, когда прошло время, понимаешь, что они ничего по большому счету не дали. И мне вдвойне жаль, что пошли разговоры о том, чтобы бойкотировать Олимпийские игры в Пекине. Раньше, когда проводились Олимпиады, - останавливались войны, объявлялось перемирие. А сейчас эту идею используют для какой-то политической борьбы. Это недопустимо.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СПОРТА

-Тем не менее и после этого вы нашли в себе силы продолжать тренировки. Что было стимулом - еще одна Олимпиада?

- Честное слово, не знаю. Были травмы, ахиллы болели все чаще и чаще. Тем более я знала, чем буду заниматься потом. Но казалось, что есть еще силы, и стоит попробовать.

-Муж не говорил, что пора бы и семьей заняться?

- Нет. Он в этом плане молодец. Считал, что я сама должна прийти к такой точке зрения. Но мне с каждым стартом становилось все тяжелее - подрастала молодежь, которая наступала на пятки. Словом, в какой-то момент я поняла, что надо уходить. И правильно сделала, что ушла.

-Помните этот день?

- Это были отборочные соревнования к Олимпиаде-88, когда я почувствовала, что не смогу бежать. Ахиллы даже лечить уже было невозможно. Они все время были воспаленные, красные, и ничего не помогало. Мы с тренером подошли к главному врачу сборной и сказали: смотрите...

-Вечером того дня какие были чувства?

- Какая-то горечь, конечно, была. Все же готовилась четыре года, столько было потрачено сил и эмоций, а в результат это так и не вылилось. Но долго думать об этом было некогда. Я знала, что буду работать в академии Лесгафта, знала даже, на какой кафедре. Но я совершенно не представляла, как меня примут, и мне было чуть-чуть страшно. Однако деваться было некуда, надо было идти. Ночью, помню, очень волновалась, спала плохо. Пришла на кафедру говорю: "Здравствуйте, меня зовут Татьяна Казанкина". А в ответ: "Наконец-то! Пришла! А мы ее ждали-ждали, и этот момент настал! Наконец-то она сама будет нести свою нагрузку!" И у меня как будто камень с плеч упал. Я поняла, что меня действительно ждали, что я нужна.

-Во сне потом часто бегали?

- Вообще не бегала. Только иногда стало сниться, что я еду на Олимпийские игры, уже в автобусе сижу и вдруг понимаю, что шиповки-то я забыла! И мне так плохо! Я ничего не успеваю! И тут я просыпаюсь с мыслью: какое счастье, что это только сон! Я потом разговаривала с нашими олимпийцами, например, с волейболисткой Галей Леонтьевой. И она сказала: у меня - то же самое. Все опаздывают и что-то забывают. Вот такие сны.

РЕКОРДЫ ДЛЯ ТОГО И СУЩЕСТВУЮТ, ЧТОБЫ ИХ БИЛИ

-Дочку не пытались привлечь к занятиям спортом?

- Почему же? Пыталась. Сначала она занималась художественной гимнастикой. Потом какое-то время ходила на плавание, а затем стала заниматься легкой атлетикой. Ей это нравилось. Но этот период попал на тот момент моей спортивной карьеры, когда у меня все время были травмы. Какие-то компрессы постоянно делала, еще что-то. И вот я прихожу однажды домой, сидит моя дочка после тренировки и заворачивает себе ахиллы. Я спрашиваю: "Машенька, что случилось?" Она отвечает: "У меня болят ахиллы". Это было так смешно. Я говорю: ты хоть знаешь, где они находятся?! Она так на меня обиделась. А потом еще и в школе много заданий появилось, и постепенно все сошло на нет.

-К внучке в этом смысле присматриваетесь?

- Да. Она - самое мое любимое существо на данный момент. Я ее просто обожаю. Девочка она, на мой взгляд, способная, но с видом спорта мы пока не определились. Поскольку я своей дочери меньше времени посвящала, чем хотелось бы, то теперь посвящаю его внучке.

-Сейчас легкую атлетику смотрите?

- Чемпионаты мира - обязательно. Особенно свои дистанции. Знаете, раньше даже волновалась, что могут быть побиты мои рекорды. Сейчас такого уже нет. По крайней мере за свой рекорд России в беге на 1500, который еще стоит, я совершенно не волнуюсь. Наоборот, переживаю за наших девчонок. Молодцы Елена Соболева и Юлия Фоменко - так хорошо пробежали на зимнем чемпионате мира. Главное, что на таких крупных соревнованиях они нашли в себе силы договориться о совместной тактике, а это нечасто случается. Я очень рада, что в итоге они не только выиграли, но и показали высокие результаты. Надеюсь, что и к Олимпиаде в Пекине девочки подойдут в такой же хорошей форме.

-Но на другой вашей золотой дистанции - 800 метров - в Валенсии наши спортсменки не смогли попасть даже в финал...

- С одной стороны, может, и хорошо, что так получилось? По крайней мере девчонки должны извлечь уроки из нынешних ошибок. Наверняка они постараются их исправить и не повторять в будущем. Чтобы понять причины, надо находиться внутри команды - то ли они подошли к этим соревнованиям как-то не так, то ли во время бега допустили ошибки. Помню историю, которую рассказывала наша прыгунья Татьяна Лебедева, выступавшая на чемпионате мира в Японии в двух дисциплинах - тройном прыжке и в длину. В одном она выиграла, в другом - нет. И причину поражения видит в том, что перед вторым стартом, решив отдохнуть, пошла прогуляться, а делать этого не стоило. Тоже ведь урок - и уверена, что в будущем она не допустит повторения подобной ситуации. Я надеюсь, что и в беге на 800 метров произойдет так же.

-А вы не хотели бы заняться тренерской деятельностью?

- Однозначно нет! Был такой момент, когда на каких-то соревнованиях я не выступала, а тренер уезжал куда-то и попросил меня посмотреть за девчонками, с которыми мы тренировались в одной группе. Господи, как я переживала! Мне казалось, что лучше я десять раз за каждого пробегу, чем буду смотреть со стороны. Меня всю буквально трясло! К тому же, когда я бегала, моя семья меня не видела. А если бы я стала тренером? Меня бы опять не видели? Я уже не могла себе этого позволить.

Ирина ВАСИЛЬЕВА, Владимир ЮРИНОВ

Санкт-Петербург