Газета Спорт-Экспресс № 104 (4684) от 15 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 мая 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

ДОРОГАМИ РОССИИ С Андреем АНФИНОГЕНТОВЫМ

Сегодня в "СЭ" - премьера новой рубрики. Один из главных странников нашей редакции, побывавший в 47 регионах России, видевший своими глазами Байкал и Волгу, Дон и Каспий, Эльбрус и Домбай, Обь и Амур, степи Калмыкии и леса Марий Эл, остров Русский и косу Тузла, в очередной раз не усидел дома.

Не намерен он отступать от этого и впредь, продолжая гоняться по нашей стране за событиями, интересными людьми, новыми впечатлениями и знакомствами, рассказывая о героях, живущих порой очень далеко за пределами МКАД.

Вниманию читателей предлагается первый из серии провинциальных репортажей. Заметки посвящены футбольным клубам "Амкар" и "Урал". Оба этой весной заставили присмотреться к себе внимательнее. Пермяки входят в группу лидеров премьер-лиги, а в субботу сыграют в финале Кубка России с ЦСКА. Екатеринбуржцы, официально представляющие всю Свердловскую область, уверенно лидируют в первом дивизионе, не потерпев пока ни одного поражения.

Александр ПОБЕГАЛОВ: "ПОТЕНЦИАЛ ТУТ ГИГАНТСКИЙ"

Главный тренер "Урала" рассказал "СЭ" о козырях и маленьких секретах финалиста Кубка России, достоинствах своей команды и уральском характере.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОБОК?

-Этот сезон для вас четвертый в "Урале". Президент клуба Григорий Иванов заявил, что Побегалов в любом случае отработает этот год, как бы дела у команды ни складывались. Даже в родном "Шиннике" в роли главного прослужили целиком три сезона и два неполных. Прикипели к Екатеринбургу?

- Конечно. Поначалу было непросто, да и сегодня не все идеально, но за пять с небольшим лет со дня рождения клуб прошел очень большой путь. Пока далеко не все сделано, но вектор развития задан абсолютно точно. Рано или поздно эта работа принесет отдачу. Первые результаты, думаю, увидим в будущем году.

-Это когда вы в премьер-лиге сыграете на глазах всей России?

- Прежде всего удачно проведенные стартовые десять матчей марафонского турнира в первом дивизионе - не повод водружать на голову большую корону. Да, у нас сложилась хорошая команда. Она сыграна, опытна, профессиональна и при этом перспективна. Но мы никуда пока не вышли. Хотя сильного желания сделать это не скрываем. Но толковать на эту тему предметно и серьезно можно будет не раньше октября. А говоря о результатах, я имею в виду еще и новый стадион в самом центре Екатеринбурга. Сдать его обещают к августу будущего года.

-Вы уверены, что так и произойдет?

- Да. Стройка какое-то время шла очень медленно, но на то были объективные причины. Пришлось заниматься не просто сносом трибун, а, я бы сказал, художественным сломом. Старая-то арена имела статус памятника архитектуры. Надо было сохранить многие элементы декора, которые создавали охраняемый государством стиль. А уж только потом укреплять эти стенки, арки. Сегодня же подрядчики заняты обычной для строителей работой, и она идет в хорошем темпе. По меркам России, стадион будет суперсовременным, очень эффектным. А для "Урала" переезд помимо комфорта будет значить еще и значительный рост числа болельщиков. Очень многие сегодня не ходят на наши игры из-за удаленности арены. Мы играем на окраине громадного города, рядом нет станции метро, не ведут туда и удобные автобусные маршруты.

-Скромная для лидера посещаемость домашних матчей - единственное, что вас всерьез огорчает?

- Нет, конечно. Пока не решен вопрос о создании многофункционального учебно-тренировочного комплекса на базе стадиона "Уралмаш". Там могла бы готовиться к играм и главная команда, что важно, если учесть очень серьезные пробки в Екатеринбурге в часы пик. Пару раз наши гости по дороге на "Уралмаш" попадали в такие жуткие заторы, что даже начало игр пришлось задерживать.

И вообще двигаться вперед здесь непросто, но обо всех проблемах заставляет забыть потенциал региона. Он просто гигантский. В Екатеринбурге обычно говорят, что у них в области вся таблица Менделеева представлена, что все самые успешные и большие компании страны работают. Преувеличения тут нет никакого.

КАК НЕ ОГОРЧИТЬ ИНВЕСТОРОВ?

-Почему же двигаться вперед в таком богатом регионе непросто? Потому что уральский климат больше для хоккея пригоден?

- Нет. С климатом связана, конечно, проблема качества полей, но она решаема. И с футбольными традициями в Екатеринбурге все в порядке: "Уралмаш" и в союзной высшей лиге успел поиграть, и в российской. Дело в ином. Мне, человеку, живущему и долго работавшему в Ярославле, хотелось бы видеть большее участие в решении проблем клуба представителей региональной власти. Поддержка вроде бы есть, но обычно в российской провинции клуб уровня "Урала" первые лица опекают более трепетно.

-В чем причина?

- Думаю, в том, что уральский характер предполагает основательность. Люди здесь такие - спешить не любят, долго взвешивают, размышляют. Но духом очень крепкие: если что-то делают, то на совесть. При этом контакты с президентом клуба, спонсорами и акционерами клуба стоит признать идеальными.

-Вы знакомы с главой ТМК Дмитрием Пумпянским?

- Как минимум раз в год наш патрон принимает главного тренера "Урала".

-На футболе этот бизнесмен гость не самый частый, но на полуфинальную встречу Кубка с "Амкаром" в Пермь прилетал. Ваша команда уступила соседям. Огорчился инвестор, как думаете?

- Конечно. Хотя все мы понимали, что шансов на успех у "Амкара" больше. На чужом поле соперничать пришлось с коллективом, занимающим в премьер-лиге второе место. Причем заслуженно. Более того, очков у пермяков могло быть и побольше.

КАК ДОБИТЬСЯ ВЗЛЕТА?

-С чем связан резкий взлет "Амкара"?

- Причин несколько. Прежде всего сказывается то, что клуб всегда очень грамотно подбирал тренерские кадры. Рахимов в Перми просто блестяще поработал. Оборина в "Амкаре" сегодня не слишком часто вспоминают, но мой товарищ много сделал, чтобы "Амкар" стал именно таким - разумным, основательным, думающим. Вот и Божович - хорошо мотивированный тренер, которому очень помогает поддержка руководителей клуба. Без нее он бы дольше адаптировался в Перми, в России. А так даже со стороны видно: у человека на новом месте все нормально.

-А игровые козыри пермяков какие?

- Сыгранность состава, рациональное использование командой пространства, "стандарты", уверенный контроль мяча, качественная игра на флангах. В общем, "Амкар" - хорошо организованная футбольная сила, знающая, как добиваться результата.

-Есть у "Амкара" какие-то секреты, помогающие идти к цели?

- Не думаю, что это такой уж большой секрет, но у "Амкара" есть изюминка в подготовке. Рахимов грамотно использовал компьютерные программы, а при посредстве своего помощника и друга Альфреда Татара привел в клуб группу специалистов, до сих пор сильно содействующих тренерскому штабу в работе. Не вдаваясь в нюансы, скажу: программа эта при помощи различных тестов помогает определять состояние игроков и грамотно строить тренировочный процесс. При этом важно не просто приобрести оборудование, а найти людей, способных сразу и профессионально расшифровать полученные сведения.

-Для Перми полуфинал был главным матчем, по меньшей мере, до финала. А что значила та игра для "Урала"?

- Тоже многое, но не склонен по этому поводу к каким-то эпитетам. Всем понятно: не каждый год появляется возможность сыграть в финале Кубка. "Амкар" этого добился и наверняка выйдет на поле в Черкизове уверенным в себе и спокойным. Психологически он готов сыграть с ЦСКА удачно, разумно рискуя и показывая свой фирменный футбол. Он у команды есть, это определенно. Психологически нашему соседу было намного сложнее в полуфинале: поражения в Перми никто не понял бы.

-В Екатеринбурге кубковую неудачу, напротив, оценили спокойно. Иное дело - первенство. Несильно рискуя ошибиться, предположу: вас не поймут, если "Урал" не решит в этом году задачу выхода в премьер-лигу.

- Это разные турниры. Но вы правы в том, что для нашей команды приоритетом весны был старт чемпионата первого дивизиона. А что касается меня, я подхожу к работе и решению командой турнирной задачи с предельно поднятой планкой. Может быть, даже слишком. С другой стороны, зачем иначе работать?

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Екатеринбург - Москва - Саратов