Газета Спорт-Экспресс № 109 (4689) от 21 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 мая 2008 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ-2007/08. Финал

Сегодня "МЮ" - "ЧЕЛСИ"

МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД - ЧЕЛСИ

Москва. Олимпийский комплекс "Лужники". Сегодня. 22.45 (Россия - 22.35)

Судьи: Михел, Слышко, Балко(все - Словакия)

Делегат УЕФА: Минасян(Армения)

Судейский наблюдатель УЕФА: Даллас(Шотландия)

И РАДОСТНО, И СТРАШНО

Игорь РАБИНЕР

В аэропорту "Хитроу", уезжая из Англии после триумфального для "Зенита" финала Кубка УЕФА, я купил уважаемую газету Independent. "Две победы российских клубов в Кубке УЕФА за четыре года заставляют предположить, что в футболе наступает русская эра", - провозглашало издание.

Звучит сладко. Сам факт проведения финала Лиги чемпионов в Москве вроде бы говорит о том же. Куда ни кинь - везде Россия. Выиграют сегодня, допустим, "аристократы" - и в матче за Суперкубок Европы встретятся российский "Зенит" и "Челси", хозяином которого является россиянин Абрамович. А капитанами участников сегодняшнего финала являются Терри и Фердинанд - защитники сборной Англии, которую не пустила на Euro-2008 российская команда...

Но не спешите бить себя кулаком в грудь. Все эти мини-заслуги перед мировым футболом пройдут сегодня в Лужниках сложнейшую проверку. Да и в Москве вообще - ведь столь масштабное событие, как финал Лиги чемпионов, одним стадионом не ограничивается.

Москва сумела заполучить один из величайших праздников мирового футбола - за одно это честь ей и хвала. Вернее, ему - мэру Юрию Лужкову. Прошлым летом в Одессе мне довелось подробно побеседовать для "СЭ" с бывшим президентом УЕФА Леннартом Юханссоном, при котором российская столица и стала хозяйкой финала Лиги-2008. Вот фрагмент того интервью.

"- Однажды я пообещал Лужкову, что финал одного из еврокубков состоится в Москве, но для этого УЕФА должен быть уверен, что будут решены все вопросы с визами, безопасностью, оборудованием. С момента того разговора прошло два года, и он написал мне: "Я сделал то, что пообещал. Теперь ваша очередь". И я убедил исполком УЕФА, что финал Кубка УЕФА 1999 года должен пройти в Москве. Все получилось успешно. Я запомнил это.

-То есть сенсационное решение УЕФА отдать Москве финал Лиги чемпионов - результат вашего личного отношения к Лужкову?

- Да, это главная причина".

Эта история лишний раз доказывает: главной движущей силой важных решений часто являются личные связи и симпатии. Будь, к примеру, президентом УЕФА бывший генсек этой организации, известный русофоб Герхард Айгнер, - не видать нам финала Лиги, как своих ушей. Но нашли общий язык Лужков с Юханссоном - и вот сегодня на поле Лужников выйдут Криштиану Роналду и Дидье Дрогба.

УЕФА пришла в восторг и от идеи с футбольным городком на Красной площади, и от революционной меры, на которую пошли власти, - безвизового въезда англичан в Россию по билету на игру. Жест доброй воли - впечатляющий. Но сумеет ли Москва "переварить" 40-тысячный наплыв британцев? Неделю назад попытка Манчестера - с его-то богатейшим опытом работы с фанатами - принять финал Кубка УЕФА, на который пожаловало более ста тысяч шотландцев, обернулась коллапсом. Я смотрел на это и невольно думал о том, что ждет 21 мая Москву.

Надеюсь, все будет нормально. В конце концов, жуткий опыт Манежной площади не прошел даром - и теперь в центре столицы никому не придет в голову продавать спиртное в стекле и устанавливать большие экраны (поломка одного из них, напомню, спровоцировала столкновения в Манчестере). Важно, что в Россию пускают только болельщиков с билетами. Все это успокаивает. Но только - отчасти.

Не радовали и противоречивые данные о состоянии поля. Думалось: как же будет стыдно, если ближе к концу мая Москва представит газон с обширными желтыми пятнами, каким он, по свидетельству очевидцев, был еще в понедельник! Вчера, правда, дело пошло на поправку. Да и "Лужники" выпустили пресс-релиз, где сослались на пресс-атташе УЕФА Вильяма Гайяра: "Никаких претензий по поводу газона у нас нет". Однако фраза "куратора" лужниковского поля англичанина Мэтта Фроста в интервью Radio 5 Live, выложенная на сайте ВВС, настораживала: "Я полностью разочарован всем проектом - равно как и тем, что мы предложим к финалу". Не упомянул, правда, мистер Фрост об одном - что он сам и отвечал за траву, которая год росла, да так и не выросла. И в последний момент пришлось покупать новый газон.

Если все кривотолки о поле окажутся происками каких-то особенно злобных и завистливых англичан, которые только и муссировали эту тему на пресс-конференции Мишеля Платини, - на них и внимания не надо обращать. Но невольно вспоминается: к финалу Кубка УЕФА-99 Лужники подошли с плохим полем! В комментарии автора этих строк, опубликованном в "СЭ" в день того, давнего уже матча, были слова: "Состояние лужниковского газона... было оценено Колосковым на "тройку". Дай бог, чтобы на этот раз все было иначе.

...Вчера наш фотокорреспондент Александр Вильф был свидетелем удивительного зрелища. В аэропорт "Внуково" прилетели болельщики-англичане. Выходя из терминала, они вдруг обнаружили огромные толпы людей с российскими триколорами, казаков в папахах и с хлебом-солью, исполнявший торжественные марши оркестр. Британцы застыли с изумленными лицами. И только потом им объяснили, что это русские встречают своих чемпионов мира по хоккею.

Так удивительным образом переплелись два больших спортивных события, которые не могли оставить страну равнодушной. И не только они. Дважды за последние две недели новый президент России принимал спортивные команды - "Зенит" и хоккейную сборную - в Кремле. А сегодня, вовсе не исключено, придет в Лужники на финал Лиги чемпионов.

Не в президенте, впрочем, дело. А в том, что сейчас, в канун финала Лиги, всем нам и радостно, и страшно. Радостно - потому что Россия, видимо, добилась чего-то в спорте и в жизни, если ей доверили провести этот финал. Страшно - потому что меньше всего хочется ударить в грязь лицом. Перед всем миром, а главное - перед самими собой.

А получится все без сучка и задоринки - и дорога к проведению футбольных чемпионатов мира и Европы будет открыта.