ВЕЛОШОССЕ |
"ДЖИРО Д'ИТАЛИЯ" |
ГОВОРИТ "РАДИО "ДЖИРО"!
В Америке любят говорить: две вещи неизбежны - налоги и смерть. В Италии к этому списку еще добавляют "Джиро". В субботу специальный корреспондент "СЭ" провел увлекательный горный этап знаменитой, уже 91-й по счету велогонки "Джиро д'Италия" в машине спортивного директора команды "Тинькофф. Кредитные системы" Дмитрия Конышева.
Сергей БУТОВ |
из Аллеге |
НА СТАРТЕ
Каждый новый день на "Джиро" начинается, как и остальные, а вот заканчивается иначе. Ранние старты - редкость, этапы в основном начинаются в районе 11 часов, поэтому у гонщиков есть время на то, чтобы понежиться в кровати, неторопливо позавтракать и, лениво потягиваясь, проследовать в автобус под одобрительные (или не очень) крики персонала. Вот у последнего утренняя жизнь куда более бурная - там люди с утра на ногах, грузят багаж, в шутку переругиваются с коллегами из других команд (а в Вероне, откуда стартовал 14-й этап, вместе с российской командой в гостинице расквартировались датская CSC и французская Saunier Duval) и вообще чувствуют себя в этой кутерьме как рыбы в воде.
Итак, суббота, 24 мая. Давайте мысленно перенесемся на место действия - центральную площадь Вероны пьяцца Бра. Я хотел было сначала поподробнее рассказать о самом городе, но потом поймал себя на мысли, что вся местная экзотика типа домов Монтекки и Капулетти, балкона Джульетты, а также местного Колизея (второго, между прочим, по величине после римского) вам, безусловно, известна, так что не стану вас ею утомлять. А вот на общей атмосфере перед стартом "Джиро" коротко остановиться можно.
...Пока гонщики еще только готовились к старту, на площади уже творилось черт знает что. Говорю об этом со всей ответственностью, так как побывал там вечером, и уже накануне было очевидно, что в день гонки здесь обязательно будет твориться не что-нибудь, а именно черт знает что.
Первое, что моментально бросилось в глаза в стартовом городке, так это толпы народу. Неизвестно, насколько все эти люди, что собрались здесь, фанатели от велоспорта, но, безусловно, сыграл свою роль и психологический фактор. Если перегородить улицы, зритель соберется где угодно. Мамаши с колясками, уворачиваясь от велосипедистов, недовольно покрикивали на задиристых парней, выкрикивавших имена любимых гонщиков. Большой популярностью в субботу почему-то пользовались Франко Пелиццотти, а также Дамиано Кунего и Иван Бассо (оба они в "Джиро"-2008 участия не принимают вовсе). Лидер общего зачета Джованни Висконти не был упомянут в речовках ни разу, что навело на мысль о том, что этот парень просто "не из местного спортзала".
Людей на велосипедах (умышленно не называю их велосипедистами) было много, очень много. В основном это были толстые дяденьки в разноцветной форме разных никому не известных команд, которые важно катались туда-сюда на одной передаче и вообще делали вид, что они неподвластны всеобщему ажиотажу и все эти толпы народу только мешают им наслаждаться процессом катания.
Естественно, очень сильно донимали гонщиков охотники за автографами. Досталось им по полной программе, сужу об этом хотя бы по тому, что меня, скромно стоявшего у командной "технички" без какой-либо экипировки, заставили расписаться дважды. Один итальянец из CSF Navlgare очень долго отмахивался от фанатов, требовавших расписаться на буклетах, однако ребята развернули перед его носом какой-то плакат. Tам было намалевано такое, что гонщик изменился в лице, немедленно сменил гнев на милость, быстро подмахнул все подставленные блокноты и спровадил эту гогочущую толпу куда подальше от командного автобуса.
Мимо проехал Владимир Карпец из испанской Caisse d'Epargne, махнул рукой в ответ на приветствие и был таков. Никем не узнанный (это ему не Испания, где его после двух побед на "Вуэльте" знает каждая собака), промчался Денис Меньшов. За державу стало обидно, я дважды проскандировал: "Мень-шов, Мень-шов", - Денис вздрогнул, но не обернулся. Вот с кем удалось пообщаться, так это с чемпионом "Тур де Франс"-2007 и главным фаворитом гонки испанцем Альберто Контадором. Его прямо на ходу остановили симпатичные девушки, которым Альберто не смог отказать в совместной фотографии. Мы же тем временем с ним по-свойски поручкались - вот как с вами, и я с помощью жестов узнал, что: а) с травмированным локтем у Контадора все о'кей, б) состояние его - во! в) всем его конкурентам - кирдык.
Однако центр коллективного безумия находился все же не здесь, а прямо на площади Бра, что вплотную прилегает к Колизею и подпирается с запада бесчисленными кафешками, а с востока - памятником Гарибальди. Место действительно очень достойное, накануне я провел здесь несколько незабываемых часов. Если доведется вам побывать в Вероне - настоятельно рекомендую не проходить мимо. План таков. Усаживаетесь на лавочку прямо за уже известным нам памятником, под палящее солнце, а потом потихоньку переходите в горизонтальное положение. В небе пролетают красивые самолеты. Рядом с фонтанами под слабым ветром шуршат зеленые деревья, каждое из которых с невыразимой ленью покачивает тяжелыми ветками - все это похоже на танец живота. Лежите, смотрите на виляние этих бесстыжих развратных веток - час, другой и только страшным усилием воли отрываетесь от них и встаете, чтобы выпить очередную чашку дымящегося капучино. Это тоже, кстати, часть "Джиро д'Италия".
Увы, но в день старта обо всей этой идиллии можно было позабыть - по площади рассредоточились японские туристы с камерами на шеях. Кто хоть раз сталкивался с японскими туристами, прекрасно осведомлен относительно их способностей к фотографированию, и, если бы каждое фото, сделанное ими, обходилось японцам хоть в доллар, эта прекрасная страна давным-давно уже обанкротилась бы. Кроме японцев расслабленной атмосфере препятствовала громкая музыка, разносившаяся из динамиков: под ее аккомпанемент местные драмкружки разыгрывали импровизированные представления. Добавьте к этому лошадей, запряженных для платного катания в легкие повозки, а также философски настроенных ослов, доставленных на площадь экзотического фотографирования ради. Рядом с этими наивно хлопавшими ушами тварями стервятниками кружили японские туристы.
Быстро устав от этой предстартовой вакханалии, я отправился обратно в гонщицкий городок. В такой праздничный день случаются всякие чудеса, поэтому я совершенно не удивился, столкнувшись нос к носу с президентом отечественной велофедерации Александром Гусятниковым, а также главой компании "Итера" Игорем Макаровым. Они излучали жизнерадостность и немедленно были уведены на коллективное фотографирование к командному автобусу.
ГОНКА
Когда до старта оставалось не больше десятка минут, Конышев скомандовал: по машинам. Ваш корреспондент уселся на переднее сиденье, а сзади плюхнулся в салон механик команды Эццио, обладатель брежневских бровей и мягкого характера, потому что отсутствие оного не позволило бы ему подкармливать московского корреспондента сандвичами и фруктами на протяжении всех пяти часов гонки. Мы с трудом пробились сквозь живой коридор (точно не уверен, но, кажется, никого не задавили), выбрались на оперативный простор, и тут Конышев надавил на педаль газа. Гонщики стартовали, мы - за ними, поехали!
- Италия обожает велоспорт, - комментировал Дмитрий, пока мы наслаждались ездой по городу. - По популярности гонщики находятся здесь, пожалуй, на втором месте после футболистов. Посмотрите вокруг: как минимум полгорода сегодня вышло на улицы!
Народу действительно было море, на тротуарах не протолкнуться, розовыми (вообще это официальный цвет гонки, в такой майке, в частности, едет лидер общего зачета) шариками украшена каждая мусорка, что уж говорить о балконах домов, также забитых зрителями под завязку.
Переполненный чувствами Эццио в знак приветствия выбросил в толпу сувенир - пустую пластиковую бутылку с логотипом команды, но, видимо, не рассчитал, и она угодила прямо в длинноногую блондинку, что стояла возле трассы в роскошной (несмотря на 20-градусную температуру) шубе из лисы, застреленной, кажется, еще при жизни Муссолини. Блондинка горячо "поблагодарила" Эццио, боль страдания исказила ее прекрасное чело, но Конышев очень вовремя прибавил газу, и машина скрылась из виду раньше, чем обладательница "сувенира" успела "срисовать" наши номера.
Кстати, о машине. Чтобы описать ее интерьер, нужна отдельная заметка, а если вкратце - то вы наверняка видели такие в фильмах про британского агента 007. Торчащие отовсюду провода, мониторы, рации, изрыгающие едва различимые слова на всех языках, - ко всему этому Конышев давно привык и снисходительно улыбался, глядя на то, как я вжимался в кресло после очередной тирады на итальянском, доносившейся то из бардачка, то с потолка, то, кажется, из багажника.
- Спокойно, это Орландо Маини, еще один спортивный директор нашей команды, - перекричал рев нависшего над нами вертолета Конышев. - Он едет в другой "техничке" (каждая команда может выставить на этап две такие машины сопровождения. - Прим. С.Б.). Мы скоро выдвинемся в отрыв, там сейчас Василий Кириенко и еще 12 человек, включая Паоло Беттини (олимпийский чемпион и неоднократный чемпион мира. - Прим. С.Б.) . Все идет по плану.
Трековый чемпион мира-2008 в групповой гонке по очкам Кириенко, представляющий Белоруссию, действительно сумел удержаться за быстро возникшим отрывом, но легко сказать - "выдвинемся". На узенькой кривой дороге движение вполне сравнимо с московским в час пик. Командные технички, машины жюри, телевизионщики и фотографы на мотоциклах, гул клаксонов заполнял все пространство и сводил с ума, поэтому мы пробивались через эту живую очередь достаточно долго. Для машин сопровождения существуют свои негласные правила передвижения, без соблюдения которых гонка рискует моментально превратиться в хаос. Вперед без особого повода лучше не рваться, на то есть машина жюри, которая обязательно передаст по "Радио "Джиро", если гонщику какой-либо команды необходима помощь из технички. Впрочем, если бы все соблюдали эти правила, это была бы уже не Италия. На одном из спусков позади раздался рев мотора, и техничка одной из команд снесла нам зеркало с водительской стороны. Комментарий Конышева на это действие приводить не стану, но стилистически он был очень хорош, поверьте на слово.
Поравнявшись вскоре с основной группой гонщиков, мы попали в настоящий ад, где машины маневрировали между гонщиками на расстоянии сантиметров, но Дмитрий контролировал ситуацию, выполняя абсолютно каскадерские трюки. Выбравшись наконец на оперативный простор, мы устремились в отрыв за Кириенко, а Конышев отрапортовал Маини о том, что задание выполнено. "Браво, Дима, вау!" - прорычала рация. Приблизившись на скорости 120 км/ч к беглецам, Дмитрии связался с Кириенко: тот поднял руку и получил воду и немного соли.
- Киря, посиди перед горой спокойно в хвосте, там есть кому поработать. Сделай, как Беттини, вид, что тебе тяжело, пропусти свою очередь. Экономь, короче, силы, - таковы были инструкции для Василия.
Должен заметить, что за отрывом ехать приятно. Чувствуешь себя пассажиром "Антилопы Гну", возглавляющей автопробег по бездорожью и разгильдяйству. Мы снимали все сливки людского обожания и энергии облепившей все обочины толпы.
ГОРА
Гора (как показалось из машины) началась как-то буднично. Мы ехали-ехали, потом сбросили скорость и устремились в тягун, который, правда, все не кончался и растянулся в итоге на добрый час. Здесь группа лидеров предсказуемо начала дробиться - многие, включая великого Беттини, не выдержали темпа. За 45 км до финиша все прозевали отрыв итальянца Эмануэле Селлы из CSF, однако Кириенко удалось организовать погоню за лидером. За белорусом, в свою очередь, увязались двое - испанец Хоакин Родригес из Caisse d'Epargne и словенец Юре Гольцер из LPR. Конышев оценил ситуацию мгновенно:
- Киря, они тебе не помощники. Дождись горки покруче и попробуй их бросить. Они тебе не нужны, слышишь?! Будут только под ногами путаться, нервы трепать.
Василий, раздувая ноздри, пошел в атаку, в результате которой "выжил" один Родригес. Предупредив Кириенко, что отрыв от Селлы вырос до двух минут, Дмитрий попросил гонщика выдать все, что у него есть.
- Все еще может случиться. До финиша еще далеко, он может упасть на спуске. Верь в победу! Надо верить в победу! - взревела тренерская рация.
На перевале стоял такой болельщицкий гвалт, что мы с закрытыми стеклами слышали друг друга с трудом. Какой-то чудак размахивал флагом с Веселым Роджером (что было в общем-то символично, учитывая сложность подъема), люди облепили всю трассу, одни в шубах, вторые в зимних шапках, третьи - в майках. За последних было особенно тревожно. Вокруг возвышались горные пики, покрытые снегом, который можно было потрогать, высунув руку из машины, но сделать это было непросто, так как Конышев как сумасшедший гнал на спуск - вслед за Кириенко. Честное слово, если бы я был полицейским, арестовал бы этого парня прямо за рулем.
18 горных поворотов на скорости около 70 км/ч подряд, темп был таким, что в салоне нестерпимо запахло жженой резиной. Конышев приоткрыл окна, но это не спасало. Мы задыхались от удушья, в лобовое стекло летели камушки из-под колес машины жюри, отделявшей нас от гонщиков, но нам было все равно. Главное было - лететь сломя голову за Кириенко, хвалить его и гнать вперед, заодно выполняя все его пожелания.
Это сложно объяснить словами... Вы только не смейтесь, но в этот субботний день белорусский гонщик Василий Кириенко стал лично для меня гораздо более близким человеком, чем был за несколько часов до этого. Уже на финише я поделился этой мыслью с Конышевым, тот иронично улыбнулся, но по его глазам я понял, что он понял то, что я прошедшую гонку понял. О как! Все-таки "Джиро" сближает людей.
- Киря, если он увидит, что вы приближаетесь, то крякнет. - Конышев получил информацию о том, что отрыв от Селлы значительно сократился. - Выдай все!
Кириенко выдавал, пар валил из его рта, жилы на руках и ногах готовы были лопнуть. Злым на весь мир застали мы Кириенко в момент штурма заключительной горы, на пике которой маячил долгожданный финиш.
- Отдай очки, не тащи лишнего! - дал команду Конышев, поравнявшись с гонщиком.
- Может, тебе еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат? - прошипел в ответ Кириенко, пыхтя в гору.
Шокированный Конышев аж притормозил, отпустив Василия вперед, но спустя несколько мгновений прорычал в рацию: "Что-то ты разговорился у меня. Давай вкалывай!!" А еще через секунду мы с Дмитрием от души расхохотались. Ну разве можно обижаться в такой момент?
За несколько километров до конца этапа стали видны все признаки приближения финиша - припаркованные тут и там фургоны, в которых живут сотни болельщиков, вьющийся дымок костров. Стало очевидно, что догнать Селлу уже не удастся. Кириенко с подачи Конышева умело разобрался со все-таки удержавшимся за белорусом Родригесом. Это было разыграно как по нотам - задергав испанца на подъемах, Кириенко в какой-то момент дал газу, и из Родригеса выпустили пар. Одно удовольствие было посмотреть!
Узнать, как закончили гонку россияне, будучи на дистанции, возможным не представлялось. Уже на финише я узнал, что отлично провел этап Меньшов, закончив его шестым и поднявшись в общем зачете на удобное для атаки седьмое место. Висконти предсказуемо проиграл розовую майку лидера, которую надел итальянец Габриэле Босисио из LPR. Впрочем, в пяти секундах от него находился Контадор, а потом в минуте с небольшим расположилась целая группа претендентов на победу. Так что в субботу, на исходе второй недели, "Джиро", как ни странно это звучит, началась заново.
НОВЫЙ ЛИДЕР КОНТАДОР
Вчерашний этап, проложенный прямо в горах между затерявшимися в Доломитовых Альпах городками Арраба и Мармолада, стал для гонщиков еще более серьезным испытанием, нежели субботний. Мне довелось встретить пелотон примерно на середине дистанции, в деревушке Аллеге. К этому моменту впереди было человек десять гонщиков, отрыв которых уверенно контролировала так называемая "группа розовой майки": мне удалось разглядеть всех основных претендентов на победу в "генерале" - в частности, Контадора и Меньшова.
Однако шесть подъемов этапа быстрее всех осилил все тот же Селла. Правда, в общем зачете он все равно довольно далеко от нового лидера - Контадора. А вот Меньшов уже пятый, проигрывая испанцу всего минуту и 20 секунд.
91-я международная супермногодневка "Джиро д'Италия" |
14-й этап. Верона - Альпе ди Пампеаго. 195 км. 1. Селла (Италия, CSF) - 5:37.14. 2. Кириенко (Белоруссия, "Тинькофф. Кредитные системы") - отставание 4.38. 3. Родригес (Испания, Caisse d'Epargne) - 5.08. 4. Рухано Гильен (Венесуэла, Caise d'Epargne) - 7.28. 5. Беттини (Италия, Quick Step) - 7.59. 6. МЕНЬШОВ (Rabobank) - 8.48... 15. Контадор (Испания, "Астана") - 9.33... 17. Клоден (Гемрния, "Астана") - 9.57... 30. ПЕТРОВ ("Тинькофф. Кредитные системы") - 11.40... 36. КАРПЕЦ (Caisse d'Epargne) - 13.33... 52. КОЗОНЧУК (Rabobank) - 17.49... 104. А.ЕФИМКИН (Quick Step) - 30.43... 110. ИГНАТЬЕВ ("Тинькофф. Кредитные системы") - 35.12... 121. ГУСЕВ ("Астана") - 41.37... 130. КЛИМОВ ("Тинькофф. Кредитные системы")... 138. СЕРОВ ("Тинькофф. Кредитные системы")... 141. ТРУСОВ ("Тинькофф. Кредитные системы") - у всех то же отставание.
15-й этап. Арабба - Пассо Федала/Мармолада. 153 км. 1 . Селла - 4:53.24. 2. Поццовиво (Италия, CSF) - отставание 2.05. 3. Рикко (Италия, Saunier Duval) - 2.11. 4. Ди Лука (Италия, LPR) - 2.20. 5. Симони (Италия, Androni Giocattoli) - 2.27. 6. Контадор - то же отставание. 7. МЕНЬШОВ - 2.34... 9. Брузегин (Италия, Lampre) - 3.22... 41. ГУСЕВ - 15.17... 45. ПЕТРОВ - 18.06... 64. КАРПЕЦ - то же отставание... 87. КОЗОНЧУК - 29.19... 89. СЕРОВ - 29.51... 118. А.ЕФИМКИН - 35.17... 135. КЛИМОВ... 137. ТРУСОВ - у всех то же отставание.
Общий зачет. 1. Контадор - 68:06.43. 2. Рикко - 0.33. 3. Ди Лука - 0.55. 4. Брузегин - 1.18. 5. МЕНЬШОВ - 1.20. 6. Симони - 1.26... 26. ПЕТРОВ - 20.35... 32. КАРПЕЦ - 28.44... 53. ГУСЕВ - 50.22... 63. КОЗОНЧУК - 1:07.11... 90. А.ЕФИМКИН - 1:37.53... 109. КЛИМОВ - 2:01.22... 122. ТРУСОВ - 2:10.08... 130. СЕРОВ - 2:18.27... 147. ИГНАТЬЕВ - 2:48.22.