ХОККЕЙ |
НХЛ. Плей-офф. Финал |
Спецкорр "СЭ", освещающий финальную серию Кубка Стэнли "Детройт" - "Питтсбург", побеседовал в Детройте с самым возрастным игроком лиги и скандально известным журналистом, ведущим популярной в Канаде хоккейной телепередачи.
Крис ЧЕЛИОС: "ДО 47 ЛЕТ ПОСТАРАЮСЬ ДОИГРАТЬ"
Слава МАЛАМУД |
из Детройта |
Пару лет назад знаменитый канадский хоккейный карикатурист Чарли Тельжюр выпустил довольно оригинальный шарж. На нем не было изображено ничего, кроме кусочка выжженной, растрескавшейся земли. Подпись гласила: "Крис Челиос. В формате высокого разрешения".
Стрела сатиры, как обычно, попала в цель. К великому аксакалу НХЛ действительно надо подойти близко, чтобы понять, насколько он стар. На льду Христос Целиос (таково было его имя при рождении) еще кажется упругим греческим огурцом. Природная смуглость, эллинский нос, россыпь шрамов - все это смотрится вполне гармонично и не вызывает такого же изумления, как, скажем, некогда вызывали седые патлы другого древнего детройтца - Горди Хоу. А между тем Челиосу уже 46 - лишь на шесть лет меньше, чем было Горди, когда тот перестал наконец играть. И при ближайшем рассмотрении каждый день хоккейной жизни написан на лице Криса крупным почерком - от растрескавшегося пергамента смуглой кожи до заплывших, как у борца, ушей.
А еще Крис тяжело и прерывисто дышит. Он, годящийся иным игрокам в отцы, только что больше всех отпахал на тренировке перед матчем, в котором ему не придется сыграть. Челиос, на счету которого больше кубковых игр, чем у кого-либо в истории НХЛ, по ходу плей-офф сначала получил травму, а потом был низведен в роль запасного. И не ропщет. Хотя в его возрасте поскандалить, наверное, уже и не грешно.
-Крис, какие новости у вас по второму матчу?
- Если не ошибаюсь, он в восемь вечера по местному времени.
-Я имел в виду, будете ли вы играть.
- А, об этом... Нет, не буду. Я с самого начала знал, что в первых двух матчах точно не выйду.
-К чему тогда такие трудоемкие тренировки? Особенно учитывая ваш опыт.
- Я жду своего шанса и готовлюсь к нему. Это надо делать всегда. Когда играешь - в форму себя вгонять уже поздно. А теперь у меня пауза, я знаю, что играть сейчас не буду, - вот и отличный шанс хорошенько поработать и войти в идеальную готовность.
-Вы сыграли больше матчей плей-офф, чем почти все игроки "Питтсбурга", вместе взятые. Есть ли для вас в кубковом хоккее еще какие-либо секреты?
- "Питтсбург" - вот сегодняшний секрет. Мы их в последние годы вообще почти не видели. Вот, кстати, у меня и появилась возможность присесть и посмотреть со стороны. Надеюсь, подцеплю какие-то тенденции и поделюсь с партнерами.
-Для ясности: вы сейчас полностью восстановились от травмы и не играете только по решению тренера?
- Да, это так. Тренер сохраняет выигрышный состав, и это решение не поддается обсуждению. Пока команда выигрывает, ничего менять нельзя. Так что, если я посижу в запасе еще три матча, будет только здорово. Но подтверждаю: я готов, я выздоровел и могу вступить в игру, как только команда почувствует во мне нужду.
-Ваша главная роль в клубе - лидера-ветерана. Легко ли ее выполнять, не играя?
- Когда я в раздевалке - да. Когда нет - тут уж не поруководишь. Но мне не о чем беспокоиться. Посмотрите, сколько у нас лидеров и ветеранов! Ник Лидстрем - капитан и авторитет, но ему помогают очень многие.
-Задумываетесь иногда над тем, чтобы побить рекорд долгожительства Горди Хоу?
- Я думаю только о завтрашнем дне. Хотите верьте, хотите нет, но это чистая правда, клянусь Богом.
-Но есть ли шанс, что вы будете играть до 52? До 50?
- Нет, никакого.
-А до скольких?
- Откуда же мне знать? Будем выигрывать - буду в порядке. Пока команда побеждает, и я могу ей помочь...
-Как насчет еще одного международного турнира для вашей богатой коллекции - Ванкувера-201О?
- Посмотрим. Давайте, я сначала разберусь с Кубком Стэнли.
-Неужели и на следующий год не планируете?
- На следующий? Планирую. Планирую играть. Вне всякого сомнения. По-хорошему, я должен был уйти в прошлом году до того, как мне исполнилось 46. И что? Ушел бы - пропустил бы этот сезон. Так зачем же даже и думать об отставке?
-Смотреть за игрой с трибуны - не слишком привычный для вас ракурс. Заметили что-то интересное? Как вам, например, шесть силовых приемов Дацюка в первом матче?
- Мы всегда говорим о том, что каждый должен помогать во всех аспектах. Естественно, никто не ожидает от Дацюка, что он вдруг начнет полировать борты чужими игроками, но не бояться силового хоккея - часть нашей системы. И все игроки в нее верят. Павел, конечно, молодец: при его таланте еще и найти возможность поиграть в тело...
-Было похоже, что в первом периоде первого матча "Питтсбург" имел перевес, во всяком случае - по части голевых моментов. Но во втором вы полностью контролировали игру.
- Переломным моментом стал первый гол. В плей-офф так иногда случается: команде нужно забить, чтобы завести себя, подчерпнуть физической и умственной энергии. И все становится на место.
-У вас лучшее нападение в лиге (судя по статистике), а также - лучшая защита. Игра вратаря, получается, находится немного в тени. Что скажете о вашем друге-ветеране Крисе Осгуде?
- Его главное достоинство - полнейшее хладнокровие. Хоть тридцать бросков по нему нанеси, хоть десять - будет играть одинаково. Говорят, что у нас отличное нападение, но без надежной игры вратаря, как ни странно, оно бы сильно пострадало. Оззи дает форвардам шанс найти ритм и наладить взаимосвязи, не заботясь о том, что надо отыграть сколько-то там шайб. Вот с "Питтсбургом" было как раз так: в начале нам потребовалось немного времени, чтобы найти себя, и Оззи нам его дал.
-В вашем возрасте труднее восстанавливаться после игр и тренировок?
- Мне совсем нетрудно. Я в хорошей физической форме, когда играю - нахожусь на льду меньше, чем в былые годы. Сезон у меня получился не слишком утомительным, так что все в норме. Чувствую себя отлично.
-Похоже, что вы все еще не прочь опрокинуть кого-нибудь хорошим приемом на плечо.
- Посмотрим. Вот сколько у меня сейчас отдыха. Поднакоплю сил и, если будет надо, вполне смогу кого-нибудь припечатать.