Газета Спорт-Экспресс № 127 (4707) от 11 июня 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июня 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 58 дней

ОТ ОЛИМПИИ ДО ПЕКИНА: ХРОНИКА НЕВЕРОЯТНЫХ СОБЫТИЙ

А КОРОЛЕВА - ПРОТИВ!

Когда пришел черед Игр 1928 года, МОК получил лишь одну заявку на их проведение - от крупнейшего города Голландии Амстердама. Естественно, она была удовлетворена. Впервые не приехал на Игры их основатель Пьер де Кубертен, который тяжело заболел. Он прислал обращение "спортсменам и всем, принимающим участие в Играх IX Олимпиады". В этом обращении, в частности, говорилось: "Я должен поступать мудро и хочу использовать эту возможность, чтобы попрощаться с вами".

Кубертен призвал спортсменов и всех, кто имеет отношение к Олимпийским играм, "строго и верно поддерживать живым пламя возрожденного олимпийского духа и соблюдать все его необходимые принципы... Основным является то, чтобы все, от юноши до зрелого человека, культивировали и доносили до других истинный спортивный дух честности и рыцарского беспристрастия".

Свое обращение Кубертен закончил словами: "Я от всего сердца выражаю свою благодарность всем тем, кто был вместе со мной и помогал мне в течение 44-летней борьбы, часто нелегкой и не всегда удачной".

Накануне открытия Игр-1928 произошел большой скандал. Французские спортсмены решили ознакомиться с олимпийским комплексом, который состоял из футбольного поля, окаймленного беговыми дорожками. Этот овал, в свою очередь, окаймляло цементное кольцо велотрека, и все это было окружено уютными трибунами на сорок тысяч мест, над которыми возвышалась башня, похожая на ветряную мельницу. И вот группа французских спортсменов во главе с генеральным секретарем Федерации легкой атлетики Франции Полем Мерикампом подошла к стадиону, но наткнулась на сторожа, запретившего им входить внутрь, - при том что буквально за несколько минут до этого на стадион прошла немецкая команда.

Ярость французов трудно описать. Мерикамп попытался отодвинуть сторожа в сторону, тот, защищаясь, ударил генсека по лицу связкой ключей, после чего началась потасовка. Спортсмены с воодушевлением побили сторожа - и... провели несколько часов в полицейском участке.

Оргкомитет поспешил принести французской делегации свои извинения - в надежде на то, что на этом инцидент будет исчерпан. Но на следующий день, незадолго до церемонии открытия, автобус французов был остановлен перед стадионом - у них, как выяснилось, не было пропуска на проезд. Тогда спортсмены решили идти к стадиону пешком. И тут произошло точное повторение вчерашнего происшествия: тот же самый сторож, который нокаутировал Мерикампа, опять встал на пути французской делегации! Это уже было чересчур! Посчитав это провокацией, французы сели в автобус и чуть было не пропустили парад делегаций. Чтобы как-то уладить ситуацию, пришлось срочно вмешаться министру иностранных дел Голландии.

Если не считать происшествия с французами, в остальном все прошло нормально, без особого шума, чрезвычайно тихо и совсем не празднично. Может быть, потому, что против проведения Олимпиады категорически возражала... королева Нидерландов Вильгельмина. Она была против проведения на ее земле "языческих игрищ".

Удивительно! Много веков прошло с тех пор, как римский император Феодосии запретил Олимпийские игры, и вдруг оказалось, что в XX веке у него нашлись последователи: Вильгельмина, истая христианка, решительно отказалась принимать участие в церемонии открытия. После долгих уговоров Игры пришлось открывать не первому лицу государства, а супругу Вильгельмины - принцу Оранскому Хендрику.

Именно на Играх в Амстердаме в олимпийской программе впервые появились соревнования среди женщин по гимнастике и по легкой атлетике (бег на 100 и 800 метров, эстафета 4х100 метров, прыжки в высоту, метание диска). Кстати, не последнюю роль в многолетней дискриминации "слабого пола" сыграл Пьер де Кубертен. Его четыре "не" - "непрактично, неинтересно, неэстетично и некорректно" - долго удерживали МОК от признания женского спорта. И лишь после отставки барона женская часть олимпийской программы была расширена. Тем не менее спортсменки могли тогда состязаться только в пяти видах легкой атлетики, в то время как мужчины - в 22.

И ведь многим показалось, что Кубертен прав: в Амстердаме произошло несколько неприятных инцидентов - во время забегов на 800 метров спортсменки без сил падали на дорожку. Неудивительно, что с 1932 года эту дистанцию исключили из олимпийской программы, и вновь она появилась лишь на Играх-1960 в Токио. Тогда никто и предположить не мог, что пройдет еще несколько десятков лет и женщины вполне официально наравне с мужчинами станут бегать даже марафон!

Валерий ШТЕЙНБАХ