ФУТБОЛ |
EURO-2008 |
ПАМЯТИ ЗИДАНА
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Выбор был затейлив - армянский ресторан, ирландский паб, типичное немецкое заведение с видом на широченную в наших местах Волгу и подвал с именем "Дон Корлеоне". Именно так в моем родном городе, все больше, увы, напоминающем глухую провинцию, решили зачем-то назвать ресторан итальянской кухни.
Выбирать пришлось, получив редакционное задание: увидеть в прямом телеэфире и написать о том, какие чувства будит в большом областном центре России игра двух лучших - с точки зрения результата - футбольных сборных последнего десятилетия. И будят ли в нашей глубинке такие игры вообще хоть кого-нибудь?
- Ребята, а вы за кого болеете? За французиков, что ли? - поинтересовался у нас пожилой швейцар, неравнодушный к большой игре. Спросил он это, глядя на компанию, дружно гомонившую, а тут разом угрюмо замолчавшую с ножами и вилками наперевес после изгнания Михелом Абидаля.
- Мы? Мы, отец, против Италии болеем. Провокаторы. Надоели. И вообще - зачем они Зидана обидели? - мрачно спросили в ответ мои спутники, занимающие серьезные посты в двух банках и руководящие собственным бизнесом.
Дедушка ответа не дал. Ответил нам вроде бы Марко Матерацци - книгой. Увы, ее никто в моей компании не читал. Даже я: произведения итальянского футболиста в магазинах родного города не нашлось. Наверное, их менеджмент тоже не питает любви к практичному и не всегда стерильному футболу Италии.
Пирло тем временем пробил, как из пращи. В телевизоре об итальянцах заспорили комментаторы, все больше раздражая сидевшую рядом со мной публику.
В зале повисла тишина. Товарищи по просмотру потянулись к мобильникам. Казалось, еще немного, и они наберут прямо Цюрих, "Летцигрунд". Градус сопереживания сборной Франции на волжском берегу был в эти минуты предельно высок. Я, увы, телефонов ни Рибери, ни Матерацци не знал. А так спросили бы. И про Зидана, и про книгу. Наши люди, они такие. Несправедливость сердцем чувствуют.
Словом, вам теперь понятно, почему, выбирая стол и кров на время матча, итальянский вариант мы забраковали. В пользу армянского.
- Нас, армян, во Франции много, - подтвердил справедливость выбора человек, настраивавший нам телевизор.
На цены в меню мы уже не смотрели. Пренебрегли и тем, что экран явно проигрывал тому, что имеется в итальянской "точке". В конце концов, накормили нас в маленькой Армении вкусно. Только это и порадовало.
А вот Раймон Доменек огорчал чем дальше, тем больше. Главный тренер сборной Франции потрясал решениями, тянувшими его и без того замордованную команду на дно. Сначала - явной глупостью с Абидалем, посланным Доменеком в центр обороны и на заклание Тони. Потом - издевательством над Насри, которого мои товарищи, его горячие поклонники, безуспешно искали на поле минуты до 70-й, возмущаясь пассивностью марсельца. Пока не поняли, что того вернули на скамейку, толком не дав ничего показать.
Спасали дело, словом, только долма и прекрасное армянское пиво. Когда оно было почти допито, выяснилось: у итальянцев с удачей и расчетом по-прежнему все в порядке. Мы покидали ресторан досрочно, молча и на щите. Петь "Марсельезу" не хотелось.
Попутно вспоминали Зидана. А как без этого?! Игра его сборной в Альпах была реквиемом по команде, которую он оставил. С ним из нее ушла сила и уходит - тихо, без криков и надрыва - слава...
Люди из мира российских финансов дарят французской футбольной федерации идею: позвать Зинедина Зидана в сборную. Главным тренером.
- Это единственная серьезная мотивация для такого парня, - резюмировали его поклонники с берегов Волги.
Их французские беды отчего-то трогают куда больше страданий родного "Сокола", не говоря уже о буднях "Турбины" (это спидвей, кто не в курсе - главный на сегодняшний день вид спорта в Саратовской области, всегда предпочитавшей футбол).
Есть ли на берегу Волги и болельщики чемпионов мира, той ночью выяснить не удалось. Город был тих, пустынен, а его питейные заведения готовились к звездному вечеру. Он наступил вчера, примерно в 22.20 - 22.30. Россия - вперед! Мои друзья в нее искренне верят. А Франции пора в ремонт.
Четвертьфинал Испания - Италия мы, правда, решили смотреть в "Доне Корлеоне". Торрес! Вилья! Мои друзья, оставляющие ночью жен и детей, готовые выложить по 30 евро за стол, в вас верят. Им есть дело до вашего спора с итальянцами. У нас, в глубинке, Матерацци не любят.
Саратов