ФУТБОЛ |
EURO-2008 |
Группа D |
Матч № 24. РОССИЯ - ШВЕЦИЯ - 2:0 |
Виктор ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА |
ЧТО МЫ ИМЕЕМ С ГУСА
Гус Хиддинк играл в теннис, катался на велосипеде и убеждал нас в том, что крупное поражение от сборной Румынии - вещь второстепенная. Потом он сделал неочевидные перестановки в составе, казалось, поплатившись за это другим крупным проигрышем. И назвал игру своих футболистов с испанцами хорошей, но наивной. А когда нам уже хотелось спросить: не наивны ли вы сами, господин тренер, - заставил Европу вспомнить, что борьба за ее кубок нередко приносит сенсации.
Смею утверждать, что пока ни в одном матче на нынешнем турнире преимущество победившей команды не было столь очевидным. Ростки игры с позиций силы (совершенно несвойственной ранее для российской сборной), которые мы заметили даже при 1:4 с испанцами, окончательно проросли там же, в Инсбруке, прохладным вечером в среду. Это не было круто замешанной на удаче партизанской атакой из-за куста, как в отборочном матче с англичанами. На красиво вписанной в горный пейзаж арене "Тиволи Ной" мы наконец получили четкий ответ на вопрос, мучивший страну два года: чем занимается этот высокооплачиваемый специалист на российской земле и понимает ли он вообще, куда ведет нашу с вами команду.
Слово "надувательство" не было произнесено, но, уверен, уже вертелось на языке многих, готовое к употреблению. Любимые Гусом разговоры про инфраструктуру российского футбола и рейтинги ФИФА порой казались попыткой голландца уйти в сторону от главного. Да и те, кто верил в Хиддинка, до последнего дня не видя плодов его работы, готовы были идти за ним просто из-за ауры везунчика. И грустно улыбались, мол, что ж, для футбола это тоже немаловажный фактор...
На Euro-2008 Хиддинку везет в той же степени, что и не везет. Может быть, не везет даже больше - достаточно вспомнить все наши штанги с перекладинами и массу других нереализованных моментов. А вот в том, что "везет" команда, - никаких сомнений нет. Сожаления по поводу физической неготовности, звучавшие из лагеря сборной начиная с середины мая, оказались не прикрытием для возможного отступления, а четко сформулированной задачей. Вызов одного за другим нескольких специалистов-соотечественников был не стремлением окружить себя своими людьми, как могло показаться, а ставкой на профи в конкретных областях работы.
Такие рассуждения подчас бывают надуманными, поскольку футбол не более чем игра. Один неудачный рикошет на поле - и вся тренерская концепция признается неверной. Ловко подставленная нога своего футболиста - и, оказывается, тренер уже и стратег, и тактик мирового масштаба. Но в игре со шведами не было ничего случайного, не было какого-то нелепого спасительного гола, под факт которого за уши подтаскивался бы концептуальный вывод. Избавившись от "наивности", команда (тоже по Хиддинку) "повзрослела" на глазах, сохранив при этом кураж самой молодой на чемпионате. "Они показали, что любят играть", - скажет Гус после матча. "Хоккейный" по числу ударов обстрел чужих ворот (даром что играли со шведами) уже в первом тайме заставил нас следить за происходящим с открытым ртом: это не наша сборная. Вернее: вот ты теперь какая, наша сборная!
Голландцы хорошо отдохнут перед четвертьфиналом - они и группу закончили раньше, и последний матч могли себе позволить провести резервным составом. У нас для передышки - всего ничего. И все же в субботу есть шанс ответить нынешнему тренеру голландцев Марко ван Бастену за сумасшедший гол в еврофинале двадцатилетней давности.
На мой взгляд, Хиддинк попытался максимально приблизить стиль сборной России к тому, что мы сегодня видим у "Оранжевых". Называть игру наших будущих соперников вариантом "тотального футбола нового века", думаю, рановато. Равно, как и начать использовать лестное "славянские голландцы", уже услышанное здесь в адрес российских игроков. И все же это будет интересная дуэль. Возможно, не равных по классу, но уж точно равных по настрою и самоуважению соперников.
Прилетевший однажды в Москву в красных штанах "друг из Голландии" два года, улыбаясь, недоумевая и снова улыбаясь, гнул свою линию. На зеленых полях Австрии он вернул нам футбольную веру. А значит, и надежду.
Вена