ФУТБОЛ |
EURO-2008 |
1/2 финала. Матч №30. РОССИЯ - ИСПАНИЯ - 0:3 |
ВЗГЛЯД Андрея АНФИНОГЕНТОВА |
ДРАК НЕ ЗАКАЗЫВАЛИ
Полстраны провело ночь с четверга на пятницу без сна. Кое-где люди даже рассвет встречали, сидя у телевизора в преддверии встречи с большим футболом. В Анадыре, например. Или в Петропавловске-Камчатском.
Бурной эту ночь не назовешь. Прощание с мечтой о финале мы приняли достойно. Почти стоически. Ну подрались немного - нервы, бывает. Зато ничего нигде не ломали - ни в Вене, ни в поселке Шиханы. Прежде мы делали это с досады или назло всему миру в память об утраченных иллюзиях. Теперь вот - справились, вели себя прилично. Да что скупиться? Очень достойно себя вели. Как граждане серьезной державы, уважающие себя, окружающих, а главное - свою страну.
Прорыв в полуфинал Euro, к первым за долгие годы футбольным медалям, явно сделал нас терпимее. И в чем-то даже - культурнее. И это - тоже победа Хиддинка и К°. Которую они, сами того не ведая, одержали среди прочих за эти 16 фантастических дней. От Испании до Испании.
Именно они, эти парни, сделали, скажем, в меру комфортным рабочий день сотрудников челябинского "Горгаза". На вахту те заступили вчера на два часа позже обычного, а именно в 10.00 по уральскому времени. Решение было принято администрацией предприятия специально - в связи с полуфиналом чемпионата Европы по футболу.
"Это - долгожданное событие для страны. Было бы неправильным лишать работников нашего предприятия возможности поболеть за Россию, за нашу команду. Если люди не успеют после ночного бодрствования отдохнуть, им будет трудно выполнять свои обязанности, что недопустимо на газоопасных работах", - заявил управляющий директор "Челябинскгоргаза", разъясняя региональным СМИ свое решение, отметив попутно, что аварийную службу перемены не коснутся.
"Футбольное время" в уральской компании планировали ввести и 30 июня, держа в уме финал. Не вышло, но жизнь продолжается. Полная надежд. Наша сборная, она ведь подарила нам победу, которая важнее многих. Победу над собой. У каждого, известно, своя шкала ценностей. Но со шкалой мы в этот раз удивительно совпали. Всей страной. Не сговариваясь.
Ругать сборную не хотелось, даже когда всем стало ясно: Испания в этот дождливый венский вечер сильнее.
Такое случается. Это ведь игра. Прежде мы тут же начинали искать виноватых, крайних, бурно изливая в мир раздражение и досаду. Шесть лет назад при схожих обстоятельствах досталось большому экрану в центре Москвы, всем гражданам с внешностью уроженца Страны восходящего солнца и автомобилям, припаркованным опрометчивыми владельцами рядом с Манежной.
В этот же раз слышал, как молодые люди в ресторане потребовали у девушек забрать обратно слова, вырвавшиеся после матча: "В Испанию на отдых мы больше ни ногой". При чем тут, право, Испания туристическая? Там хорошо! Давайте лучше будем работать над собой. В конце концов самооценку Хиддинк нам уже поправил. Мы ведь искренне верили: Фабрегас, Вилья, Гуиса, Пуйоль, Касильяс, Рамос - не небожители из лучших клубов мира, а живые люди, которых Жирков, Зырянов, Павлюченко, Игнашевич, Акинфеев могут обыграть. Могут, конечно, но не обязаны. Россия, страна крайностей, любящая жить и сопереживать на пределе, этой ночью удивила саму себя.
В том же ресторане, ставшем для меня местом просмотра телетрансляции, люди, изрядно потратившиеся, как выяснилось, на наблюдение за тем, как Испания забивает голы России, после финального свистка Франка де Блекере принялись дружно аплодировать своей сборной. Команде, которая на деле одержала в Альпах куда больше побед, чем зафиксировали протоколы матчей Euro.
И мы теперь верим: фиаско в споре с Испанией - не точка в красивой истории, а начало новой. В которой тоже будут победы. Да не одна. Пока же есть общее понимание: футбол - все-таки только игра. Но насколько же большая.
Гус Вячеславович Хмелев, рожденный на этой неделе в поселке Болотное Новосибирской области, живой тому пример. А бразильской федерации хоккея уже пора думать о приглашении стоящего тренера для своей сборной. Есть мнение, что в этот раз мы как никогда близки к тому, чтобы сеньор Эдсон Арантес ду Насименту, больше известный как Пеле, взял свои известные всем нам и довольно обидные слова обратно. Или хотя бы заявил, что его когда-то журналисты не так поняли. Мы поймем.
Саратов