ХОККЕЙ |
НХЛ. Рынок свободных агентов |
Вчера "СЭ" проинформировал о подписании чемпионом мира-2008 Сергеем Федоровым однолетнего контракта на 4 миллиона долларов с "Вашингтоном". Сегодня наша газета сообщает закулисные подробности происшедшего.
ПОЧЕМУ ФЕДОРОВ ПРОМЕНЯЛ БРАТА И СКА НА ОВЕЧКИНА
Игорь ЛАРИН
Вчера "СЭ" сообщил о том, как развивалась контрактная ситуация неограниченно свободного агента Сергея Федорова в первые девять дней работы заокеанского рынка. Информировали мы и о том, что у 38-летнего хоккеиста было пять наиболее реальных вариантов продолжения карьеры - четыре энхаэловских ("Вашингтон", "Нью-Джерси", "Торонто" и "Монреаль"), а также один российский (СКА). Сам ветеран от комментариев пока отказывается, однако "СЭ" стали известны мотивы, по которым делался окончательный выбор.
"НЬЮ-ДЖЕРСИ" И ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ
Не секрет, что Сергей всегда мечтал сыграть в одной команде со своим младшим братом Федором. И эта мечта в первые дни июля была как никогда близка: Федоров-младший 1 июля подписал односторонний контракт с "Нью-Джерси Дэвилз", и примерно в это же время предложение от "Дьяволов", по нашей информации, поступило и его брату.
С финансовой точки зрения вариант "Нью-Джерси" был отнюдь не оптимальным. Федор в лагере "Дьяволов" в предстоящем сезоне получит меньше тех примерно 700 тысяч долларов, которые он в прошедшем чемпионате заработал в "Динамо". Что же касается Сергея, то по сравнению с завершившимся восьмимиллионным контрактом он шел минимум на двукратное понижение.
Зато с семейной точки зрения "Нью-Джерси" выглядел идеальным вариантом. Смущало другое: появление там Сергея могло привести к разговорам о семейственности и протекционизме. Злых языков в Северной Америке, как, впрочем, и в других частях света, всегда хватало. Плюс некоторые сомнения вызывал и главный тренер клуба Брент Саттер. Как известно, Федоров-средний за годы своих выступлений в НХЛ поработал с эшелоном не самых простых заокеанских специалистов - Кеном Хичкоком, Майком Бэбкоком, Дэйвом Льюисом, Скотти Боумэном. И попасть под очередного представителя канадских тренерских династий большого желания, видимо, не было.
После того как все эти факторы были изучены, вариант с "Нью-Джерси" отпал.
КАНАДА И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Весьма привлекательно смотрелись две канадские кандидатуры - "Монреаль Канадиенс" и "Торонто Мэйпл Ливз". Особенно "Торонто", который начинал перестройку и где, по нашей информации, были готовы сделать ставку на российского ветерана - в том числе и денежную. Импонировало Сергею и то, что "Кленовые листья" недавно выменяли в "Монреале" талантливого Михаила Грабовского - быстрого и умного форварда, который мог бы составить с Федоровым неплохую связку.
Еще один плюс "Кленовых листьев" - сам город Торонто, большой и современный. Однако всех этих достоинств все равно не хватило: сравнения с "Вашингтоном" этот вариант не выдержал. Почему - чуть ниже.
Менее интересно выглядела кандидатура "Монреаля". Эта команда претендовала на 91-го еще в середине прошлого сезона - до обмена игрока из "Коламбуса" в "Вашингтон". Но в монреальском трудоустройстве смущала специфика этой канадской команды. Дело в том, что кое-какие вещи в "Канадиенс" традиционно разворачиваются за кулисами и порой не поддаются логическому объяснению. Скажем, многим до сих пор непонятно, почему в этом клубе так и не дали проявить себя тому же Грабовскому. Зато другим белорусским легионерам - братьям Костицыным - там зажгли зеленый свет. К слову, чемпионат мира в Квебеке показал, что братьев явно переоценивают - в Квебеке они выглядели малоубедительно.
Еще один значимый фактор - главный тренер "Монреаля" Ги Карбонно. Тот самый, который тащил Костицыных в первые звенья и "душил" Грабовского в четвертом. В 90-е годы он конкурировал с Сергеем в борьбе за ряд индивидуальных призов - например, за "Селки Трофи", вручаемый лучшему нападающему оборонительного плана. А молодые канадские тренеры - люди амбициозные, зацикленные наличных победах, с очень хорошей памятью...
СКА И "МАГНИТКА"
Теперь - о России. На чемпионате мира родная страна вспомнила о том, какое сокровище на протяжении десятилетия она не видела, но хранила в НХЛ, и акции 91-го резко подросли. Еще по ходу прошлого сезона Сергей встречался в Коламбусе с патроном магнитогорского "Металлурга", главой ММК Виктором Рашниковым. А уже в Квебеке был предметный разговор с главой КХЛ и СКА Александром Медведевым.
Федорова интерес к своей персоне лучших клубов России не мог не радовать. Однако хоккеист, который уже почти 20 лет живет в Северной Америке, изданном этапе своей карьеры психологически к резким шагам готов не был. Даже несмотря на то, что по чистым деньгам российские предложения смотрелись предпочтительнее заокеанских.
ИДЕЯ ОБ ОДНОМ ГОДЕ
Итак, через неделю работы рынка свободных агентов у игрока по большому счету остался только один вариант - "Вашингтон Кэпиталз". Изначально именно он рассматривался как самый предпочтительный: Федоров прекрасно вписался в молодую команду, стал для Александра Овечкина и К° не только другом, но и дядькой-наставником. Да и Овечкин всячески выражал свою уверенность в том, что Сергей останется.
Еще один козырь "Вашингтона" - тренер Брюс Будро. С суперзвездами канадского тренерского цеха он не идет ни в какое сравнение - незакостенелый, гибкий, открытый. Главные вопросы решает с глазу на глаз, а не в офисе хозяина или генерального менеджера команды.
Ситуацию осложнило лишь первое предложение "Вашингтона". Ранее "СЭ" со ссылкой на Washington Post называл сумму два миллиона долларов за сезон, однако наш источник уточнил, что о столь низких суммах речь не шла изначально. Тем не менее первый - и пробный - вариант (немногим меньше трех миллионов за сезон) агентами хоккеиста был быстро отвергнут.
Далее пошли плотные переговоры. Федоров решил ориентироваться на однолетний контракт. Логика здесь такая. Во-первых, статистика прошедшего сезона была подпорчена схематичным хичкоковским "Коламбусом" и не позволяла игроку претендовать на те суммы, на которые сейчас ориентируется, скажем, его ровесник Матс Сундин (под 10 миллионов в год). Во-вторых, форвард рассчитывает, что после полноценного и результативного сезона в "Вашингтоне" следующим летом, несмотря на возраст, его цена станет только выше. Отсюда и установка на краткосрочный договор.
В итоге "Вашингтон" выдал на-гора два предложения - 1 год, 4 миллиона или 2 года, 8 миллионов. Федорову они понравились - а подписать он согласился первый вариант. На этом девятидневная эпопея завершилась. Через год - продолжение...