Газета Спорт-Экспресс № 152 (4732) от 11 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ОТ ОЛИМПИИ ДО ПЕКИНА: ХРОНИКА НЕВЕРОЯТНЫХ СОБЫТИЙ

В МЕЛЬБУРН НАША КОМАНДА ПЛЫЛА МЕСЯЦ

НЕЗАКРЫТЫЕ ИГРЫ

19 июля 1952 года в столице Финляндии Хельсинки, на стадионе, построенном специально к Олимпиаде 1940 года, начались Игры XV Олимпиады. На этих Играх дебютировали спортсмены Советского Союза, и этот дебют внес в атмосферу Игр некую интригу: кто победит, какая идеология, какая социальная система, какая общественная формация? Эти вопросы волновали, естественно, не спортсменов, а политиков. С тех пор Игры стали более политизированы, их начали рассматривать под соответствующим идеологическим углом.

Прежде всего по идеологическим соображениям были созданы две Олимпийские деревни: для спортсменов из социалистических и капиталистических стран. По решению руководства советской делегации спортсмены СССР не присутствовали на церемонии открытия Игр, им были запрещены контакты с представителями "вражеского" лагеря.

По числу завоеванных медалей советские спортсмены заняли второе общекомандное место, первое досталось американцам. (США получили 76 медалей, из них 40 золотых, 19 серебряных и 17 бронзовых, а СССР - 71 медаль, из которых 22 были золотые, 30 - серебряные, 19 - бронзовые), но во всех наших справочниках многие годы утверждалось, что команда СССР разделила с командой США первое место в неофициальном командном зачете. И только в последние несколько лет стало возможным написать правду: мы стали в Хельсинки вторыми. Я не вижу здесь ничего обидного: молодая советская команда, дебютант таких крупных комплексных соревнований, сразу обошла практически всех конкурентов, уступив только явным фаворитам - американцам, участвовавшим во всех Олимпиадах начиная с 1896 года. Советские олимпийцы были лучшими в соревнованиях по гимнастике, вольной и классической борьбе, стрельбе и тяжелой атлетике, вторыми в соревнованиях по боксу, легкой атлетике, баскетболу и академической гребле. Дебют, достойный во всех отношениях!

А вот олимпийский дебют советских футболистов закончился, прямо скажем, не очень здорово. Драматизм сюжета стал развиваться в 1/8 финала, где встретились команды Югославии и СССР. Матч проходил в Тампере. К началу второго тайма югославы вели со счетом 4:0. Казалось, поражение неминуемо. Но, ведомые знаменитым Всеволодом Бобровым, советские футболисты продолжали борьбу, даже когда примерно за двадцать минут до конца счет стал 1:5. И тут началось самое интересное...

На 75-й минуте бьет Василий Трофимов - 2:5. На 76-й - удар Боброва - 3:5. 78-я минута: снова Бобров - 4:5. Это был третий гол легендарного Боброва в этом матче. Последняя минута матча. Угловой у ворот югославов. С подачи Трофимова пятый гол головой забивает Александр Петров.

Дополнительные полчаса прошли под знаком штурма югославских ворот: два раза их спасали штанга и перекладина. Так ни с чем команды и покинули поле. А сутки спустя в переигровке югославы победили со счетом 3:1.

Рассказывают, что расстроенный корреспондент газеты "Правда" Владимир Новоскольцев продиктовал в редакцию самый короткий репортаж: "Футбольный матч Югославия - СССР закончился со счетом 3:1. Всё". Впрочем, добавил Новоскольцев, слово "всё" не для репортажа, а для стенографисток.

Результат этого матча имел в Москве серьезные последствия. По указанию ЦК партии всех футболистов строго наказали, а команду ЦДСА, которая составляла основу сборной страны, и вовсе разогнали. Ведущие мастера разбрелись по разным не самым лучшим командам.

Игры в Хельсинки вошли в олимпийскую историю как Игры, которые не были закрыты. Тогдашний президент МОК Зигфрид Эдстрем на торжественной церемонии, посвященной окончанию Игр, произнес большую речь, но забыл закончить ее предписанными Олимпийской хартией словами: "Объявляю Игры XV Олимпиады закрытыми". Престарелому президенту было уже 82 года, и на сессии МОК, проходившей в олимпийском Хельсинки, он подал в отставку. МОК возглавил 65-летний американец Эвери Брендедж.

"КРОВАВАЯ БИТВА"

В 1949 году на заседании исполкома МОК развернулась упорная борьба во время выборов олимпийской столицы 1956 года. На это право претендовали десять городов, споры были ожесточенные. Победил Мельбурн. Но борьба на этом не закончилась. На заседании МОК в Вене в 1951 году впечатление разорвавшейся бомбы произвело сообщение о том, что в Мельбурне нельзя провести соревнования по конному спорту.

Дело в том, что в Австралии действовал старинный закон, по которому животные из-за границы могли ввозиться только после шестимесячного карантина, да и то лишь из двух-трех стран. Возникла опасность, что Мельбурн потеряет право на проведение Игр, но МОК все же принял решение не переносить Игры, а перенести лишь соревнования по конному спорту. С 10 по 17 июня они прошли в Стокгольме. В них приняли участие 159 наездников из 29 стран. Это был единственный случай, когда состязания одной Олимпиады проводились в двух разных странах.

Этот скандал можно назвать организационным, а вот вам пример скандала политического, дошедшего до уровня межгосударственных олимпийских "разборок". В мае 1949 года власть в Китае взяли коммунисты, тогда как правительство Чан Кайши бежало на Тайвань, где создало Республику Китай. В мае 1954 года МОК признал Всекитайскую федерацию спорта Олимпийским комитетом Китая (КНР). В то же время на Игры в Мельбурне также была приглашена и Республика Китай (Тайвань) со своим Олимпийским комитетом Китая. В знак протеста против "империалистической политики двух Китаев" Пекин объявил бойкот Играм, и под табличкой "Китай" на открытии шли исключительно тайваньские спортсмены.

Спустя два года, в августе 1958-го, Пекин вообще разорвал отношения с МОК - и вплоть до 26 ноября 1979 года, когда Китай был восстановлен в членстве, китайские спортсмены не имели возможности участвовать в олимпийском движении.

6 ноября 1956 года разразился еще один политический скандал. Олимпийский комитет Швейцарии призвал государства - члены МОК не участвовать в Олимпийских играх в знак протеста против подавления советскими войсками восстания в Венгрии. Большинство стран призыв проигнорировало, посчитав конфликт внутренним делом соцблока, тем более что команда Венгрии от участия в Олимпиаде не отказалась. Решение присоединиться к Швейцарии и бойкотировать Игры приняли лишь Испания и Нидерланды. Причем голландская сборная к тому моменту уже успела прилететь в Австралию, но была отозвана.

Отказались отправить в Мельбурн свою сборную и власти Египта, призвав арабский мир бойкотировать Игры в Австралии в знак протеста против англо-израильской оккупации Синайского полуострова в октябре - ноябре 1956 года. Египет поддержали Ирак и Ливан, которые также не послали в Мельбурн свои команды. В итоге в Мельбурне собрались 3155 спортсменов из 67 стран.

Участие в Играх-1956 для спортсменов Северного полушария было связано со значительными трудностями, вызванными необычными сроками олимпийских состязаний: ноябрь - декабрь. В Европе в это время зима, а в Австралии - лето. Пик формы, который обычно достигается в июле - августе, необходимо было подвести к ноябрю.

Проблему составлял и путь к месту состязаний. На тогдашних винтомоторных самолетах он занимал из Европы несколько дней. Вот, к примеру, один из маршрутов: Москва - Киев - Будапешт - Вена - Цюрих - Бейрут - Карачи - Калькутта - Сингапур - Джакарта - Дарвин - Сидней - Мельбурн. Десять стран. Двенадцать посадок. Почти пять суток в небе. Правда, на реактивных самолетах, которые только недавно пополнили парки крупнейших авиакомпаний мира (например, в "Аэрофлоте" появился "Ту-104"), было, конечно, побыстрее.

Некоторые добирались по морю-океану. Так, часть советской делегации поплыла на теплоходе "Грузия", и весь путь в Австралию занял месяц: корабль вышел из одесского порта 5 октября, а вошел в мельбурнский порт 7 ноября.

Из-за больших транспортных расходов многим странам пришлось сократить состав своих команд, поэтому в Мельбурн прибыло меньше спортсменов, чем на Игры 1948 и 1952 годов.

Дебют советских спортсменов в Хельсинки и урок, который они там преподали, хорошо помнили руководители американского спорта - и пророчили команде США бесспорную победу.

Но пророчества не оправдались. Советские спортсмены завоевали 37 золотых, 29 серебряных и 32 бронзовые медали. В неофициальном командном зачете сборная СССР намного опередила представителей сильнейших спортивных держав, в том числе и США.

Скандальным стал полуфинал по водному поло. Встречались команды Венгрии и СССР. Матч проходил 6 декабря, спустя месяц после подавления Советским Союзом восстания в Венгрии. К середине второго тайма венгры выигрывали - 3:0. В этот момент в воде произошла стычка между капитанами команд Деже Дьярмати и Петром Мшвениерадзе. К завязавшейся драке подключились находившиеся в воде игроки. С трибун, где большинство мест было занято эмигрантами - выходцами из Венгрии, в советских спортсменов полетели бутылки, стаканы и монеты. Полиции с трудом удалось усмирить толпу и вывести советских ватерполистов в раздевалку. Победу в прерванном матче засчитали венграм.

На следующий день первые полосы западных газет пестрели фотографиями венгерского спортсмена Эрвина Задора с окровавленным лицом под заголовками "Кровавая битва с СССР". Советское руководство объявило своим спортсменам строгие выговоры "за нанесение ущерба советско-венгерской дружбе". Но капитан сборной Петр Мшвениерадзе, несмотря на проигрыш команды, был удостоен звания заслуженного мастера спорта (как он позже предположил сам, за то, что особо отличился в драке). Большинство венгерских спортсменов на родину не вернулись, попросив убежища в Австралии.

В мае 2002 года в Будапеште прошла встреча участников памятного матча, на которой бывшие враги простили друг другу все обиды.

Валерий ШТЕЙНБАХ