ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 13-й тур |
"СПАРТАК" - ЦСКА - 1:5 |
ЧТО В ЦСКА? |
ПЯТЬ ЛИШНИХ КИЛОГРАММОВ КАРВАЛЬЮ
Вообще-то должен был играть Карвалью. Не Дзагоев. Или - не Одиа. Тут история, как говорится, умалчивает. Но за Карвалью - ручаюсь. Его выход на поле в субботнем матче против "Спартака" планировался с первых минут. Но...
Когда Станислава Черчесова на послематчевой пресс-конференции спросили, ожидал ли он тактического сюрприза от армейцев, тот, подавленный и удрученный, даже, показалось, немного приободрился, ответив: дескать, осведомителей у меня в ЦСКА нет, однако предчувствовал - против нас они сыграют в четыре защитника.
На первый взгляд красно-синие привычно действовали в три игрока обороны - братья Березуцкие и Игнашевич. Но им активно помогал Одиа, параллельно выполняя функции бровочника вместо Красича. Серб же сдвинулся в центр. Он вообще барражировал от одной боковой линии до другой, пребывая чуть ли не в роли свободного художника - с правым уклоном, естественно. Пару ему "под нападающим" составил Дзагоев.
А все могло бы быть совсем не так - в очередной раз вспомним старинную песню "Машины Времени". О истории с Вагнером Лав, который из-за демарша в игре с "Динамо" сначала был переведен в дубль, а потом возвращен из него, вы, конечно, знаете. Но была и другая серия "бразильской мыльной оперы", не менее занимательная.
Валерий Газзаев для себя решил, что в стартовом составе против "Спартака" выйдет Карвалью. Но тут подошел черед предматчевого взвешивания. Вы наверняка в курсе: лишний вес - больной вопрос для армейского плеймейкера. Вот уже полтора года. Однако в последние дни он перещеголял самого себя. Могу предположить, что у главного тренера с некогда ключевым игроком своей команды на минувшей неделе состоялся очередной серьезный разговор на данную тему: дескать, доколе?! Будь добр, наверняка потребовал Газзаев, день ото дня приближаться к оптимальному состоянию, на ближайшем предматчевом взвешивании - контрольная отсечка.
Стрелка весов, как водится, оказалась неумолима: 87 килограммов вместо "положенных" 81 - 82. Карвалью не только к ним не приблизился, а и еще нагулял лишку. Газзаев, по свидетельству очевидцев, в довольно жесткой, свойственной ему манере указал полузащитнику на дверь, эмоционально "отправив" его чуть ли не домой, в Бразилию. Так далеко он, конечно, сразу не уехал, в Лужниках на матче присутствовал, но ни о каком участии в игре речь, понятно, уже не шла. И не факт, что будет идти в дальнейшем.
За такое решение никто не вправе осудить главного тренера. Предъявить претензии ему можно только за то, что он не сделал этого раньше.
Позволю себе вкратце напомнить развитие событий. Сезон-2006 Карвалью доигрывал с небольшим повреждением, требовавшим операционного вмешательства. По окончании его провожали в отпуск с напутствием: мол, приедешь на родину, тут же ложись на операцию. Ее последствия как следует отдохнуть тебе не помешают, даже хромать не придется, зато колено, пока суть да дело, к началу первого подготовительного сбора заживет. Но хитрый бразилец пришел в больницу лишь за четыре дня до возвращения в Москву.
В результате весь первый сбор межсезонья-06/07, пожалуй, самый важный, когда закладывается фундамент, Карвалью занимался тем, что неделю ходил вокруг поля, сгибал-разгибал ногу, затем перешел на легкую трусцу. К мало-мальски серьезным упражнениям он приступил не скоро. А тут еще выяснилось, что операцию ему сделали не совсем удачно. И в результате, выйдя на поле в четырех февральских матчах Кубков УЕФА и России, Карвалью повреждение усугубил. И выбыл на длительный срок.
Новая операция, новый этап восстановления. В ходе его футболисту предписывалось активно работать на тренажерах, день ото дня наращивая обороты. С расчетом, разумеется, чтобы по возвращению в Москву (Карвалью снова несколько месяцев находился в Бразилии) он чуть ли не с ходу начал играть. Но полузащитник не сильно усердствовал - и в конце прошлого лета привез в российскую столицу больше десятка лишних килограммов живого веса вместе с образовавшимся животиком.
Газзаев поначалу оторопел, а затем поставил ультиматум: пока не приведешь себя в норму, на поле не выйдешь. Карвалью же очень хотел сыграть грядущей осенью в Лиге чемпионов. Но полностью избавиться от лишних килограммов не получалось. Потому и оставался бразилец "вне игры". Говорят, в тот период он даже бросил фразу: "Да в этой команде я в любом состоянии буду лучшим, даже без одной ноги!"
Улучшению микроклимата в команде подобные реплики вряд ли способствуют. Тем более в команде, где бразильская диаспора постепенно, как-то совсем незаметно выделилась в отдельный круг, превратилась в особую касту. Им многое позволялось - больше, чем другим иностранцам и россиянам, и немало прощалось. Что не могло не сказаться на игре. Бразильцы, памятуя о собственной "исключительности", иной раз позволяли себе играть вполноги.
На остальных футболистах, которые не могли не замечать происходящего, подобная обстановка тоже сказывалась. Двойные стандарты не шли на пользу никому и никогда. Особенно если полтора года самый высокооплачиваемый игрок команды (зарплата Карвалью, по нашим сведениям, порядка 200 тысяч долларов в месяц), если называть вещи своими именами, деньги получает ни за что, попросту халтурит.
Без конкретики, но о том же сказал в субботу на пресс-конференции Газзаев. Дал понять, что бразильцы порой непрофессионально относятся к выполнению собственных обязанностей, что не всегда выкладываются на все сто. Хотя деньги отрабатывать обязаны! При этом отметил, что со "Спартаком" играл настоящий Вагнер, нападающий сборной Бразилии, который так играть должен всегда.
Не исключаю, что предматчевый инцидент с Карвалью не в последнюю очередь поспособствовал столь яркой игре армейцев. Они жаждали доказать: не бразильцами едиными силен ЦСКА. И доказали! А как же Вагнер, своим хет-триком за тайм, по сути, решивший судьбу матча, спросите вы. Ну во-первых, не умаляя мастерства форварда, мячи он забивал после отличных передач партнеров, а во-вторых, "девятке" красно-синих и самому было что доказывать. Себе, болельщикам, тренеру.
Что же мешало Газзаеву раньше пойти на резкие шаги относительно Карвалью, который в октябре 2006-го обновил соглашение с клубом на куда более выгодных условиях, "забыв" при этом, что контракт надо отрабатывать? Наверное, сказались события середины минувшей недели. Когда после двухдневных обсуждений в кабинете Евгения Гинера президент объявил команде о том, что Газзаев в конце сезона уходит.
И моментально закончилась игра в "делание вид", что ничего не происходит. Валерий Георгиевич, думается, тут же успокоился, как это ни покажется странным. Но это не спокойствие-безразличие, овладевшее тренером в последнее время, а спокойствие-уверенность. В себе, в команде, в том, что он делает. Газзаев, как мне показалось, снова загорелся, он снова прежний. И полон желания выиграть этот чемпионат. Чего, скажем честно, до ушедшей недели не наблюдалось.
И игроки теперь перестали шептаться: ну когда его снимут, когда он уйдет. Они с прошедшей субботы с новой силой начали биться за себя, за клуб и, уверен, за тренера. Точно знаю, что и до приезда в Ватутинки Гинера футболисты настраивались на "Спартак" по-особенному. Что бы ни говорили по обе стороны баррикад, но и там, и там помнят о рекордах. Да и дерби это особенное, как ни крути! Но после оглашения того, о чем и так все вокруг говорили минимум последние полгода, игроки, надо полагать, испытали облегчение. Лучше, когда нет недомолвок и секретов Полишинеля.
...Признаюсь, еще неделю назад считал: выше середины таблицы ЦСКА в этом чемпионате не подняться. При том тренере, который был. Именно - был. Ибо теперь тренер - новый. Хотя никаких назначений не происходило. Вернулся тот Газзаев, к которому мы привыкли. А вместе с ним, похоже, вернулась прежняя команда. А они, напомню, победители. И теперь ничуть не удивлюсь, если ЦСКА вновь включится в борьбу за золото. Скажу больше: уверен, что включится.
Александр МАРТАНОВ