ОЛИМПИЗМ |
До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 7 дней |
СВОЯ КОЛОНКА |
Александр БЕЛЕНЬКИЙ
А СУДЬИ КТО?
Трудно сказать, что подвигло президента одной из ведущих организаций профессионального бокса - WBC - Хосе Сулеймана обратиться к президенту федерации любительского бокса - AIBA - доктору Чинг-Коу By с рекомендацией навести порядок с судейством на Олимпийских играх в Пекине. В ответ он вполне может получить не менее дельный совет для начала навести порядок у себя дома.
Не хочу сравнивать господ президентов с мошенниками, но чем-то мне это напоминает невозможную ситуацию, когда, скажем, один умелец, присвоивший себе миллион, начинает корить за нечестность другого умельца, присвоившего себе этих миллионов штук пять.
В своем обращении Сулейман дошел до настоящей патетики, когда заговорил о боксерах, "которые своими действиями в ринге заслужили медали только для того, чтобы увидеть, как из-за судей медали эти отдают другим". Что ж, если абстрагироваться оттого, кто дал совет, трудно не согласиться с его дельностью. А кроме того, надо сказать, что WBC, пожалуй, единственная организация в профессиональном боксе, которая в своих действиях старается сохранить хотя бы видимость приличия.
Только вот я боюсь, что Хосе Сулейман все-таки перепутал доктора By с доктором Айболитом, который "всех излечит, исцелит". Никого доктор By не излечит, даже если вдруг захочет. Честно говоря, я вообще не представляю себе, как можно навести порядок с судейством в современном любительском боксе, и не сомневаюсь, что в Пекине мы увидим множество примеров совершенно бессовестного судейства, которое, боюсь, очень серьезно коснется и нас. Главный тренер нашей сборной Александр Лебзяк прямо сказал мне об этом во время нашего недавнего разговора.
Четыре года назад на Олимпиаде в Афинах мне довелось в некоторой степени даже поучаствовать в разборке нескольких случаев судейского беспредела. Произвело это тогда на меня совершенно неизгладимое впечатление. Больше всего удивило то, насколько это была отлаженная система, и то, как бессовестно и квалифицированно действовали многие арбитры, которые при этом умудрялись избегать настоящих скандалов. Для этого использовались отработанные методы.
Один из них, самый популярный, был применен против нашего Сергея Казакова (48 кг) в его полуфинальном бою с совсем молодым турком Атагуном Яльчинкая. Разумеется, все знали, что секундантам выступающего в этот момент на ринге боксера самыми разными способами в режиме on-line сообщают счет, и это очень здорово использовалось. Казаков очень неплохо провел первый раунд, но его откровенно придерживали. В углу об этом стало известно. Могу только догадываться, что там происходило, но, думаю, не ошибусь.
И сам Казаков, и его секунданты, разумеется, поняли, что его "сливают". Во втором раунде самые худшие подозрения подтвердились: судьи увели Яльчинкая "в отрыв". Казаков, видимо, занервничал и стал боксировать явно хуже. Увидев это, судьи стали считать очки достаточно объективно. В результате после четырех раундов была объявлена победа турка. Счет получился хоть и не отражающим того, что произошло на ринге, но не скандальным. Тем более что в соответствии с психологическим законом, когда-то открытым нам Штирлицем, лучше всего запоминается концовка, а она была не в пользу Казакова.
Так судьи вывели в полуфинал Яльчинкаю и сделали подарок тогдашнему генеральному секретарю AIBA турку Канеру Доганели. Тот же самый трюк они попытались провернуть и в финале, но там нашла коса на камень. В первых двух раундах кубинец Ян Бартелеми Варела бил турка как хотел, однако очки шли в основном Яльчинкая. Даже за бестолковые махи в сторону соперника. Узнав об этом, кубинец нарастил обороты и стал временами просто забивать турка, и тогда судьи, почувствовав, что дело может кончиться слишком большим скандалом, сломались. Как они ни любили своего генерального секретаря, все же не могли не понимать, что он же их и сдаст, если дело примет совсем уж нехороший оборот.
Конечный счет, 21-16 в пользу кубинца, имел точно такое же отношение к реальности, как пересказ "Евгения Онегина" в исполнении школьного хулигана Вовочки к настоящему "Евгению Онегину", но основное все-таки было схвачено верно: Онегин убил Ленского, а Бартелеми победил Яльчинкая. Ну а судейские муки остались за кадром.
Мораль такова: для многих из наших на этой Олимпиаде останется только тот путь к победе, который четыре года назад показал кубинец Бартелеми.