ОЛИМПИЗМ |
До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 2 дня |
Перед отлетом немецкой делегации в Пекин корреспондент "СЭ" поговорил со спикером Германского олимпийского спортивного союза (DOSB).
ГЕРМАНИЯ: ЧУДО-ЛОДКИ, ПОЦЕЛУИ И ЗОЛОТОЙ ПОТЕНЦИАЛ
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Франкфурта |
СТОЯНИЕ НА МЕСТЕ - ЭТО ШАГ НАЗАД
-Какие амбиции у немецкой команды перед Олимпиадой в Пекине?
- Наша цель - добыть как минимум столько же наград, сколько было четыре года назад в Афинах. Тогда в общекомандном зачете мы финишировали шестыми, завоевав 13 золотых медалей. Всего же на нашем счету было 49 наград. Разумеется, в современном спорте планировать победы крайне трудно. Но, в общем, хотим повторить афинский результат.
-Неужели не мечтаете о большем?
- После объединения на Играх-1992 в Барселоне Германия стала третьей в общекомандном зачете. Но потом начался спад. Правда, он коснулся только летних видов. В зимних - совсем другая ситуация. Естественно, хотим остановить негативную тенденцию на летних Олимпиадах. А потом, в будущем, попытаться вновь вернуться на былые позиции. Сейчас всеми этими вопросами занимается Германский олимпийский спортивный союз (DOSB), который два года назад пришел на смену Национальному олимпийскому комитету и Германскому спортивному союзу. Одна из причин организационных преобразований как раз в том, что мы не очень уверенно выступали в летних видах. Сейчас для того, чтобы изменить ситуацию, разработаны новые спортивные концепции. Кроме того, более ощутимой стала поддержка спорта со стороны правительства. Конечно, для позитивных сдвигов требуется время. К сожалению, нельзя просто переключить рычаг и с теми же атлетами, тренерами, спортивными работниками сразу же выйти на новый уровень.
-Почему Германия стала слабее в летних видах?
- В первое время после объединения еще ощущалось наследие спортивной системы ГДР. Нет, нельзя сказать, что мы после Барселоны совсем уж успокоились... Но немцы говорят: стояние на месте - это шаг назад. Повторяю, успех на Играх-1992 во многом обеспечили отлично подготовленные атлеты из ГДР. Но вскоре многие из них ушли, а достойная смена, увы, не появлялась. Другие же страны не стояли на месте. Посмотрите на австралийцев - у них отличная спортивная концепция, которую они разработали еще к Играм в Сиднее. И она работает до сих пор. Изменилась и ситуация в Японии - там сейчас в спорт инвестируют намного больше средств, чем раньше. Да и другие страны активно развивались... Вот мы и стали отставать.
-Негативная для Германии тенденция особенно прослеживается в легкой атлетике. В Афинах команда не добыла ни одной золотой медали. Многие полагают, что и в Пекине немецкие легкоатлеты останутся без высших наград...
- В бывшей ГДР работала эффективная система поиска, подготовки, поддержки талантов. Назову цифры, которые, думаю, говорят о многом. Сразу после объединения страны на территории бывшей ГДР, то есть в пяти федеральных землях, было 7000 штатных тренеров. В одиннадцати же западных землях - 1200. Представляете, насколько государственная поддержка на Востоке была больше? Но жизнь изменилась, содержать такое количество тренеров уже не представлялось возможным. От сокращения, конечно, пострадала и легкая атлетика. Правда, в последние годы многое сделано для того, чтобы изменить ситуацию. На недавнем чемпионате мира среди юниоров мы завоевали довольно много золотых медалей и в общекомандном зачете пробились в первую тройку. Сегодня наша позиция уже явно лучше, и мы рассчитываем, что в будущем немецкие легкоатлеты на самых главных турнирах нас вновь будут радовать. И в нынешней сборной Германии есть спортсмены, у которых очень неплохие шансы на медали. Речь в первую очередь о копьеметательницах, дискоболах. Кроме того, надеемся на чемпионку мира в метании молота Бетти Хайдлер. В общем, если можно так сказать, золотой потенциал у нас есть и сейчас. Посмотрим, ждать осталось недолго.
ПИСАТЕЛЬ РИДЕЛЬ
-Олимпийский чемпион и многократный победитель мировых первенств в метании диска Ларс Ридель в последнее время нередко критикует немецких спортивных руководителей. В частности, и за то, что, по его мнению, оглашение состава олимпийской команды за четыре недели до старта - это, мягко говоря, не лучшее решение. Ридель опасается, что после того, как спортсмены выполнили олимпийский норматив, они вполне могут успеть растерять форму и в Пекин приехать "пустыми"...
- Ридель уже закончил выступать и недавно написал книгу. Это совсем неплохая идея - благодаря острым высказываниям в печати привлечь к себе и заодно к книге дополнительное внимание. Но день, когда надо было показать результат для попадания в олимпийскую команду, был заранее обговорен с федерацией. Кроме того, существовали и дополнительные договоренности - после первоначально названного срока у атлетов были еще две возможности для того, чтобы выполнить норматив. А для некоторых спортсменов дату, когда они должны были "выстрелить", специально перенесли. В итоге кое-кто из копьеметателей и прыгунов в высоту этим воспользовался и попал в команду позднее. Ридель обо всем этом, конечно, знает.
-Ларс Ридель, а также другой дискобол, Роберт Хартинг, утверждали, что немецкое национальное антидопинговое агентство действует иногда чересчур жестко. Ридель, например, заявлял, что кто-то из НАДА порой присутствует даже в тот момент, когда спортсмен мочится для анализа. А Роберт Хартинг говорит: мол, все настолько строго, что он опасается случайно "заразиться" каким-нибудь запрещенным средством даже при поцелуях. И утверждает: все это нарушает права человека.
- Конечно, процедура допинг-контроля неприятна. Но она зависит не от фантазии контролера, а является следствием негативных фактов, которые, увы, имели место в ходе проверок. Ридель и Хартинг наверняка слышали о манипуляциях в Афинах двух венгерских метателей. В итоге контролеры, которые, конечно, не хотят быть обманутыми, просто вынуждены присутствовать при некоторых достаточно интимных процедурах. Да и мне было бы неприятно, если бы в туалете кто-то стоял рядом. Но надо принимать все так, как есть... У спортсменов ведь сегодня уже, по сути, нет никакой другой возможности доказать, что они чисты. В конце концов, нынче в большом спорте признаются только те достижения, которые абсолютно вне допинговых подозрений.
ПЕКИН В КИНБАУМЕ ЗА 60 ТЫСЯЧ ЕВРО
-Поговорим теперь о другом "золотоносном" виде. В последний раз немецкие пловцы побеждали на Олимпиаде в 1992 году. Почему более полутора десятка лет они, можно сказать, плывут против течения? Ведь и в Пекине надеяться на золото может, пожалуй, лишь Бритта Штеффен...
- Она действительно будет претендовать на медаль. Конечно, каждый спортсмен мечтает о золоте, но утверждать, что Штеффен его добудет, я не могу. Да, она недавно установила рекорд Европы, находится нынче в отличной форме. Но вы же знаете, сколько выдающихся достижений в этом году на счету представителей сборных США и Австралии...
-И все-таки, почему немцы плывут в последние годы медленнее?
- Проблемы тут, думаю, те же, что и в легкой атлетике: организационные структуры в обоих видах были почти одинаковыми. А такие исключительные таланты, как Франциска фон Альмсик или Михаэль Гросс, появляются не чаще, чем раз в десять лет. Остается надеяться на то, что в Пекине пловцы нас приятно удивят. Все-таки, думаю, мы можем завоевать в олимпийском бассейне две - четыре медали.
-Зато кучу золота, похоже, привезут ваши байдарочники...
- На них действительно можем серьезно рассчитывать. А еще - на всадников. Надежды связываем также с фехтовальщицами, стрелками, дзюдоистами, мужской и женской хоккейными командами, футболистками, гандболистами. Впрочем, сбудутся ли наши ожидания, покажут только соревнования. Например, у хоккеисток, думаю, одинаковые шансы быть и первыми, и пятыми. Немецкие футболистки - чемпионки мира, но в групповом турнире им придется сразиться с бразильской сборной, которая была нашим соперником в финале последнего мирового чемпионата. Кто знает, как тут сложится борьба? А вдруг на исход поединка, в общем, равных по классу команд повлияет судейская ошибка? В прогнозах надо быть очень осторожным... Определенные шансы на медаль, полагаю, есть у волейболистов, баскетболистов, гандболисток, ватерполистов. Могут "выстрелить" и велосипедисты - особенно женщины-шоссейницы, мужчины в гонке на время. Да и трековики в состоянии побороться за высокие места. И еще у нас есть гимнаст Фабиан Хамбюхен - на перекладине он явный претендент на медаль.
-Читал, что голландская фирма, поставляющая гимнастическое оборудование для олимпийского турнира, задолго до Игр привезла в немецкий городок Кинбаум, где готовился Хамбюхен, точно такие же снаряды, какие будут в Пекине. Говорят, за это было заплачено 60 тысяч евро...
- Все так и есть. Для Хамбюхена были созданы условия, максимально приближенные к пекинским.
-Слышал, что у байдарочников Вискоттера и Раухе чудо-лодка. Ее сравнивают даже с болидом "Формулы-1"...
- Байдарочникам помогает один из институтов в Берлине - он работал еще во времена ГДР. Специалисты делают все возможное, чтобы уменьшить сопротивление воды, используют самые современные технологии, материалы. Да и вообще тут следят за всеми ноу-хау, которые можно внедрить в спорт.
БУНДЕСВЕР, ПОЛИЦИЯ И ТАМОЖНЯ
-Какие премии получат немецкие олимпийские чемпионы?
- У нас есть фонд - "Немецкая помощь спорту". Его представители уже объявили, какие суммы причитаются спортсменам, которые займут места с первого по восьмое. Чемпионы получат по 15 тысяч евро, обладатели серебряных медалей - по 10 тысяч, бронзовых - по 7,5 тысячи. Самые маленькие выплаты предусмотрены, разумеется, для тех, кто замкнет восьмерку - по 1500 евро.
-А государство олимпийцев премирует?
- Нет.
-Немецкие олимпийцы могут позавидовать футболистам...
- Согласен. Но футбол сам для себя зарабатывает деньги. И без помощи государства. В итоге возможности финансирования у Германского футбольного союза (DFB) совсем другие. Посылка футбольной команды на недавний чемпионат Европы обошлась ему приблизительно в 20 миллионов евро. А на 750 олимпийцев - атлетов и сопровождающих их лиц - запланировано потратить около пяти миллионов евро. Такова реальность... Но все это в порядке вещей: интерес публики к футболу, рынок позволяют футбольным руководителям выходить на такой масштаб. И жаловаться на судьбу нет никакого смысла. Зато, видимо, стоит еще больше ценить олимпийцев. Вот Вискоттер и Раухе... Эти байдарочники уже много лет на мировой вершине, они мучают себя на тренировках, показывают чудеса трудолюбия, силы воли, характера. Все для того, чтобы побеждать. И ни разу не слышал о том, что они завидуют футболистам.
-Но олимпийские чемпионы могут поправить свои финансовые дела с помощью рекламы...
- Такое бывает. Но не всегда. На кого-то СМИ и общественность обращают внимание, на кого-то - нет. Далеко не каждый олимпийский чемпион становится миллионером. Но надеяться на какую-то дополнительную прибыль, конечно, можно. Например, спортсмен порой получает в распоряжение автомобиль, спонсор может предложить ему более привлекательные условия для тренировок. Надо отметить и такой факт: в Германии в первых и вторых сборных по всем видам спорта от трех до четырех тысяч атлетов. Из них почти тысяча человек служат в бундесвере, полиции или таможне. Получается, треть или четверть лучших немецких атлетов благодаря этим трем государственным институтам отлично социально защищены. Конечно, получить хорошую премию - это красиво, эффектно. Но не стоит забывать, что есть еще и другой способ поддержки спортсменов.
- Имеет ли грядущая Олимпиада для Германии какое-то политическое значение?
- У нее прежде всего спортивное значение. Важно, что во время таких больших событий на виду оказываются и не самые массовые, не самые популярные виды - например, гребля, фехтование, стрельба. В обычные спортивные будни люди, в том числе и в России, интересуются тремя, максимум пятью видами - футболом, хоккеем, боксом, еще теннисом, баскетболом. Но когда зажигается олимпийский огонь, интерес просыпается абсолютно ко всем дисциплинам. Конечно, у Игр есть и политический оттенок. При массовой настройке на спортивную волну люди, можно сказать, идеально идентифицируют себя со страной, необыкновенно воодушевляются. Все это мы видели у нас во время чемпионатов мира и Европы по футболу, мирового гандбольного первенства. Приблизительно такие же эмоции, ощущения у людей и в ходе Олимпийских игр. При этом национальная идентификация носит самый позитивный характер - люди дружелюбно относятся к представителям других стран, националистические настроения у них полностью отсутствуют. В последнее время мы также с удовлетворением замечаем, что болельщики научились все больше радоваться чужим успехам. В этом тоже большая сила и заслуга спорта.