ОЛИМПИЗМ |
Сегодня - открытие ОЛИМПИАДЫ-2008 |
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА |
Юрий ПАТРИКЕЕВ: КУБАНСКИЙ АРМЯНИН
Специальный корреспондент "СЭ" встретился с одним из главных претендентов на победу олимпийского турнира тяжеловесов Юрием Патрикеевым. Экс-россиянин Патрикеев теперь представляет Армению и попытается отобрать титул олимпийского чемпиона у россиянина Хасана Бароева.
Сергей БУТОВ |
из Пекина |
МУСУЛЬБЕС - МОЛОДЕЦ
Казалось, еще совсем недавно его называли преемником великого Карелина. После победы на чемпионате Европы 2002 года на Патрикеева обрушилось всеобщее обожание, которое не находило применения в те два года, что прошли после ухода из спорта Сан Саныча.
Но потом на мировом небосклоне взошла звезда Хасана Бароева, который своей победой на Играх в Афинах надолго усадил Патрикеева в запас. Недавно Юрий наконец вышел из тени. В составе сборной Армении на чемпионате Европы в Тампере Патрикеев обыграл не кого-нибудь, а именно Бароева. В Пекине их противостояние может продолжиться. Вполне возможно, что это произойдет в финале. Можете не сомневаться в том, что в этой сверхпринципиальной схватке действующему олимпийскому чемпиону Бароеву придется очень нелегко.
-Юрий, последний раз мы виделись в апреле 2004-го на чемпионате Европы в шведской Хапаранде, который вы выиграли в составе российской сборной. Как получилось, что теперь вы боретесь за Армению?
- Главной причиной перехода стала ссора с тогдашним главным тренером сборной Геннадием Сапуновым. Началось все перед Играми в Афинах. Тогда борьба за место в олимпийскую сборную велась между мной и Бароевым. Меня заставили выступать сначала на чемпионате Европы, потом на Мемориале Поддубного, затем на чемпионате России, в то время как Хасан готовился к единственной схватке - против меня. В том году я выиграл все схватки, кроме одной - с Бароевым.
После Афин я сумел собраться, начал бороться снова. Но на чемпионате Европы 2005 года произошел окончательный разрыв с Сапуновым. То, что копилось годы, выплеснулось наружу в один день. Прямо в ходе соревнований мы сели, и все с ним обсудили. Я тогда окончательно решил для себя, что ухожу. Никаких материальных благ я не искал, просто хотел иметь возможность выступить на Олимпиаде.
-И все-таки почему именно Армения?
- Предложений было несколько - звали на Украину, в Узбекистан. Приглашали выступать за некоторые европейские страны. Просто Армения предложила максимально быстрое оформление гражданства.
-Решение о смене гражданства далось вам тяжело?
- Поймите меня правильно: я пролетел мимо двух Олимпиад подряд. Пролетать мимо третьей совершенно не входило в мои планы. Считайте, что в тот момент, когда я принимал решение, меня переполняла злость.
-Вы сразу переехали в Армению?
- Да бог с вами! Я как жил в Краснодаре, так и живу. (Усмехается.) Но отношение сразу стало, как к иностранцу. Для близких, конечно, ничего не изменилось, а вот для всех остальных... Недавно в Краснодаре перед моим носом захлопнули двери в спортзал. Да много чего было, я даже не хочу сейчас про это рассказывать. Так это все было низко и мелочно.
-Когда в Москве в 2006-м проходил чемпионат Европы, вы поначалу были заявлены для участия, но на ковре вас так и не увидели. Не дали выступить?
- Не дали. По правилам, после смены гражданства борцу полагается двухлетний "карантин". Меня и на чемпионат мира в Китае в тот год не допустили. Бороться начал только в прошлом году.
-Насколько острой оказалась конкуренция с Бароевым?
- Мы с ним боролись-то всего два раза. Первый, когда определялся участник афинских Игр, и вот сейчас, в апреле. Счет один - один. Пленных в этих схватках мы не брали. Однако на наших личных отношениях это никак не сказалось. Как относились друг к другу с уважением, так и относимся. Ну а на ковре всякий раз деремся в полную силу. При необходимости с удовольствием разорвем друг друга. Я так думаю.
-Вам было принципиально обыграть в Тампере именно Бароева?
- Конечно, хотелось, чего уж там. Мне нужно было доказать всем, что я не сдулся. По-моему, доказал.
-Недавно разгорелся громкий скандал, связанный с тем,что олимпийский чемпион Сиднея Давид Мусульбес решил продолжить карьеру, причем под флагом Словакии. И на последнем европейском первенстве обыграл россиянина Бахтияра Ахмедова. В Пекине жребий может вновь свести их вместе. Вы считаете, что на Мусульбеса справедливо спустили всех собак?
- Я считаю, что Мусульбес - молодец. Его назвали стариком, но он готов доказать обратное.
ТАКОГО ВОЖАКА, КАК КАРЕЛИН, В СБОРНОЙ НЕТ
-Что конкретно вас не устраивало в российской сборной?
- Я хотел свободы действий во время тренировочного процесса. Все люди разные, никто, кроме меня, не знает, что нужно моему организму. Сапунов на словах соглашался со мной. Но что он мог сделать? Если сегодня Патрикееву можно не ехать на сбор, то завтра он не сумеет отказать в этом Бароеву, Самургашеву, Мишину или любому другому. Тогда я Сапунову прямым текстом заявил, что нам не по пути.
-Вы сохранили с ним отношения?
- Никаких! Он моментально отрезал меня от финансирования и еще сделал столько гадостей, что поддерживать с ним отношения с моей стороны было бы просто глупо.
-Когда Сапунова вскоре убрали с поста главного тренера, не мелькнула мысль, что вы погорячились?
- Нет. Во-первых, я и так понимал, что дни Сапунова в команде сочтены. Это было очевидно для всех. Во-вторых, главным тренером стал Когуашвили, но все осталось прежним. Такие же тренировки, такие же нагрузки, бесконечные сборы. Знаю, что ребята стонут от нагрузок. Уверен, что Когуашвили тоже долго не продержится.
-В чем именно заключается причина увольнения Сапунова?
- Его методы, в том числе методы работы с людьми, безнадежно устарели. Безнадежно. Это проблема существует не только в борьбе, во всем российском спорте. Очень многие наши наставники живут исключительно прошлым и подходят к современным реалиям с позиций прошлого.
-Почему тогда вы считаете, что нового наставника команды Гоги Когуашвили, еще недавно самого выходившего на ковер, вскоре ждет участь Сапунова?
- В тренировочном процессе он использует абсолютно те же методы. Не могу сказать, что пристально слежу за тем, что сейчас происходит в сборной России, но последние соревнования, чемпионат мира и Европы, показали, что у команды есть серьезные проблемы. Не могу припомнить, когда еще Россия не сумела завоевать на мировом первенстве хотя бы пять олимпийских лицензий.
Раньше, во времена Карелина, все было иначе. В команде не было, скажем, ингушей и русских, а были старшие и младшие. Все держались друг за друга, не было никаких группировок по национальному признаку.
-Сейчас в сборной нет вожака?
- Такого, как Карелин? Даже близко нет. Саша мог подняться и предложить всем пойти в театр. Все поднимались и шли без лишних разговоров. Карелин обладал безоговорочным авторитетом.
-Кстати, сам Карелин к вам всегда относился по-доброму. Когда виделись в последний раз?
- Давно, в 2006-м. Я ведь редко выступал в последнее время, да и он, если и приедет в качестве почетного гостя на соревнования, то лишь на денек.
-Кого считаете основными соперниками на Олимпиаде? Кроме Бароева, разумеется...
- Кубинца Лопеса, турка, американца. Знаете, при нынешних правилах что-то прогнозировать достаточно бессмысленно.
-Правила в борьбе - больная для многих тема. Честное слово, было неприятно наблюдать, как интеллектуальный во многом вид спорта по инициативе Международной федерации борьбы превратили в фестиваль мужицкой силы.
- Поначалу действительно был цирк. Если бы меня попросили на пальцах объяснить, в чем смысл нововведений, то я бы сказал, что всех борцов искусственно уравняли в мастерстве. Адаптация шла с трудом. На чемпионате Европы в прошлом году я проиграл схватку, просто запутавшись в правилах. Честное слово! Был уверен, что руку поднимут мне, а подняли сопернику. Ох, и крику тогда было.