ОЛИМПИЗМ |
ПЛАВАНИЕ |
Майкл ФЕЛПС: "РЕКОРДНОЕ 10-е ЗОЛОТО ВЫИГРАЛ НА ОЩУПЬ"
Павел СТРИЖЕВСКИЙ |
из Пекина |
Надо сказать, что, хотя Фелпс и завоевал свое 5-е пекинское золото в эстафете, пресс-конференцию ему устроили сольную. Партнеры американца - прекрасные и заслуженные пловцы, но не вызывающие и сотой доли того интереса, который генерирует Фелпс, - отвечали на вопросы вместе с бронзовыми австралийцами. Главного же героя, как и полагается, оставили на десерт.
Герой пришел к журналистам в надетой задом наперед белой бейсболке, которая хотя и не добавляла Фелпсу солидности, но зато прижимала к голове его смешные оттопыренные уши. Впрочем, по ходу пресс-конференции бейсболка Майклу надоела, была стянута и брошена на стол, а уши снова превратились в локаторы, какими задумала их природа.
-Примите поздравления с двумя золотыми медалями и мировыми рекордами. Что сейчас чувствует величайший олимпиец всех времен?
- Пока, если честно, не нахожу нужных слов. Олимпийцем мечтал стать с раннего детства и сейчас приехал на свои третьи Игры. Всякий раз, выходя к бассейну в национальной форме со звездами и полосками, отдавал себе отчет, какая огромная это честь сама по себе. Теперь, когда стал самым титулованным олимпийцем всех времен... Самый титулованный олимпиец - вау! Прикольное выражение, его даже произносить странно. Как будто не обо мне.
Начал потихоньку осознавать это после 200-метровки баттерфляем, моего первого сегодняшнего финала, но думать об этом было некогда: нужно было готовиться к эстафете. Больше пока сказать нечего. Сижу тут перед вами как немой.
-Наверное, выигрывать золото за золотом - удивительное ощущение. Можете описать, насколько удивительное? Лучше, чем день рождения? Лучше, чем Рождество? Лучше, чем свадьба? Лучше, чем все три этих праздника, вместе взятые?(Смех в зале.)
- (Серьезно.) Если у тебя есть золотая олимпийская медаль, она останется с тобой на всю жизнь. Если ты олимпийский чемпион - это навсегда. А день рождения - он бывает каждый год. Рождество - каждый год. А олимпийским чемпионом можно стать не так уж много раз. И становиться им надоесть не может. Думаю, что ощущения от звуков гимна своей страны, когда ты стоишь на пьедестале с этой медалью на шее, - величайшее из чувств, существующих в спорте.
-Как человек, который в школе был не в состоянии сидеть на месте и на чем-либо фокусироваться, способен быть настолько сфокусированным на своих задачах в бассейне?
- Пекин - моя третья Олимпиада. То есть в подобных стрессовых ситуациях я оказываюсь не впервые. Речь не только об Играх, но и о чемпионатах мира. За эти годы научился сберегать энергию на протяжении всех семи, восьми или девяти дней турнира. Именно это умение, пожалуй, и есть самое важное из приобретенных мною за последние четыре года. При том количестве дисциплин, в которых я здесь участвую, ничего важнее и быть не может.
-Не могли бы рассказать, в чем секрет вашего мощнейшего толчка на последнем повороте, независимо от того, какую дистанцию вы плывете? Даже если вы кому-то уступаете, то после заключительного поворота всегда выныриваете впереди.
- Просто работаю над толчками на тренировках, других секретов тут нет. Мы каждый день проводим довольно много времени, работая именно над этим элементом. И еще на каждой тренировке обязательно отрабатываю dolphin kick (удар ногами баттерфляем под водой. - Прим. П.С.) и в любой момент, когда это необходимо, могу прибегнуть к этому, если хотите, инструменту. Очень полезно иметь его в своем арсенале.
-Когда в финале на 200 метров баттерфляем вам в очки затекла вода, это сказалось на поворотах? Не боялись отталкиваться в полную силу из-за того, что очки могут сползти окончательно?
- Когда в очки затекла вода, я знал, что ничего поделать с этим до конца дистанции уже не удастся. Ни сдернуть их с головы, ни вылить из них воду. Все, что я мог делать, - это плыть. И перед 150-метровым поворотом, и перед финишем пытался разглядеть хоть что-нибудь, но ничего не видел. Надеялся, что сумею различить хотя бы черную линию на дне бассейна, чтобы сориентироваться по ней на повороте и перед финишем, но не видел и ее. Пришлось инстинктивно считать собственные гребки, поскольку я знаю, за сколько взмахов должен проплывать каждые 50 метров.
Только и оставалось надеяться, что со своими расчетами попаду на 150 метрах в точности в то место, где надо разворачиваться и отталкиваться от бортика. Отталкивался вслепую - и, к счастью, попал почти идеально туда, где и предполагал находиться. А на финише, слава богу, все-таки сумел на ощупь дотронуться до стенки первым и побить мировой рекорд, но в тот момент был, конечно, очень разочарован. Я же знаю, что могу проплыть эту дистанцию быстрее. И все же доволен тем, что при сложившихся обстоятельствах вышел из ситуации наилучшим образом.
-Как планируете провести ближайшие пару дней?
- К счастью, вечером меня ждут поздние заплывы (200 м комплексным плаванием. Прим. П.С.) , так что перед ними есть время передохнуть. Главное - доплыть до финала и оказаться в нем на одной из центральных дорожек бассейна.
-После стольких медальных церемоний можете поделиться опытом - в чем ключ успеха? Шаг на ступеньку, голова чуть вниз, рука на сердце во время гимна? И приходится ли психологически готовить себя к этим церемониям?
- Одно из главных отличий нас, американцев, от остальных - это рука на сердце во время исполнения гимна. Поэтому после победных эстафет, независимо от того, с кем я оказываюсь на подиуме, всегда прошу партнеров по команде не забыть прижать руку к груди.
-Вас самого не удивляет то, насколько вы сейчас непобедимы?
- Слушайте, у меня еще три дисциплины, в которых может произойти все что угодно. Пока произошло почти все, о чем я мог мечтать. Не считая сегодняшнего финала на 200 м баттерфляем, который, как я говорил, можно было проплыть и быстрее, если бы не дурацкая ситуация с очками. Но именно ради того, что сейчас происходит, я и работал на протяжении последних четырех лет. И сейчас итоги этой работы приносят плоды.
-То есть ваша непобедимость для вас не сюрприз?
- (С улыбкой.) А кто вам сказал, что я непобедим? Непобедимых нет, обыграть можно любого. И меня в том числе.
-Насколько велика роль Боба Боумэна, вашего тренера с самого детства, в том, чего вам удалось добиться?
- Мне невероятно повезло с тренером. Он находится рядом всю мою сознательную жизнь. Точно знаю, что никогда не добился бы таких результатов без него. Боб феноменально интеллигентен, образован и осведомлен обо всем, что касается его профессии. И никогда не теряет контроля над ситуацией. Если я чувствую хоть малейшую боль или недомогание, он всегда разберется в причинах. За последние четыре года нам пришлось пережить многое, но мы все еще вместе и, надеюсь, продолжим работать как минимум до следующей Олимпиады.