Газета Спорт-Экспресс № 185 (4765) от 19 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПЛАВАНИЕ

Майкл ФЕЛПС: "Я ПОТРАТИЛ В ПЕКИНЕ ВСЕ, ДО ЦЕНТА"

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Пекина

Пресс-конференцию Майкла Фелпса в заключительный день плавательного турнира - воскресенье - организаторы решили провести не в бассейне, а в самом вместительном зале главного олимпийского пресс-центра: интерес репортеров к человеку, который завоевал в Пекине 8 золотых медалей, установив при этом 7 мировых рекордов, был запредельным. Ждать пришлось долго. Присутствующие начали даже иронизировать: мол, не иначе как американец в Олимпийскую деревню заскочить решил - за остальными наградами. Чтобы все их выставить напоказ.

Причина оказалась куда более банальной: Фелпс был обязан пройти послесоревновательное тестирование вместе с партнерами по сборной США, выигравшей последний вид пекинской программы - комбинированную эстафету 4x100 метров.

Всем своим видом выражая неловкость перед собравшимися, Фелпс плюхнулся на стул и, не дожидаясь вопросов, выдохнул в микрофон:

- Какой кайф! Это то, к чему я очень давно стремился и чего желал больше всего на свете. На достижение этого результата ушло очень много сил, и я доволен тем, как все закончилось. Почти идеально.

Мне, безусловно, повезло. У меня замечательные, великие партнеры по команде. Все три наших эстафеты мы проплыли на одном дыхании. Вообще достижения такого уровня никогда не бывают заслугой одного или двух человек. Эти ребята - лучшая группа людей, с которой меня когда-либо сводила жизнь. Огромное счастье быть частицей такого коллектива.

-Понятно, что эта Олимпиада останется в вашей памяти навсегда. Могли бы выделить какой-то момент, который вам особенно дорог?

Наверное, прозвучит странно, но такие моменты обычно случались за пределами бассейна. У меня их в Пекине много было. Что бы мы вместе ни делали - играли в карты или просто сидели за одним столом, мы постоянно смеялись, и каждому было очень комфортно. Каждая секунда из тех, что я прожил в Пекине как в бассейне, так и за его пределами, останется в моем сердце навсегда. Да и вообще считаю, что последние два месяца - это лучшее время в моей жизни.

-Как вам жилось в Олимпийской деревне?

- Очень понравилась атмосфера. В одном корпусе с пловцами жили наши же легкоатлеты и боксеры. Но никто никого не дергал, чувствовалось, что у каждого - свои задачи, свои мысли. В один из дней я познакомился с Рафаэлем Надалем - сам к нему подошел. Мне всегда нравилось, как он играет. Видел Дирка Новицки, Роджера Федерера.

-В Пекине вы гораздо более эмоционально, нежели в Афинах, вели себя на пьедестале почета. С чем это связано?

- Перед началом соревнований в нашей сборной пловцов было собрание - только спортсмены, без тренеров. И многие, вспоминая о предыдущих олимпийских выступлениях, очень сожалели о том, что не впитали в себя каждый момент по максимуму. Соответственно не все могут вспомнить. Поэтому я сам для себя решил, что буду стараться прожить каждую секунду максимально полно.

-Марк Спитц на днях сказал, что если его когда-то называли первым человеком с Луны, то вы - первый марсианин. Как думаете, ваш рекорд - навсегда?

- Вообще-то рекорды существуют для того, чтобы их бить, какими бы недосягаемыми они поначалу ни казались. Теперь я знаю точно: любой человек может достичь чего угодно, если очень сильно этого пожелает. А по поводу первой части вашего вопроса... Я всегда говорил, что хочу быть первым Майклом Фелпсом, а не вторым Марком Спитцем, хотя ни в коем случае не хочу принижать его выдающиеся достижения. То, чего добился Спитц, я считаю феноменальным результатом и всегда буду так считать. В те дни, когда не хотелось ничего, кроме как послать все к черту, пойти домой и лечь в кровать, его рекорд заставлял меня терпеть и работать еще более упорно. Я очень благодарен Марку. Он подарил мне мечту - о том, что когда-нибудь я это его достижение превышу. А вообще мне все еще трудно подбирать слова. Поверить не могу...

- Что вы сказали своей маме, когда пробились к ней на трибуну через толпу фотографов?

- Ничего особенного не сказал. Она меня просто поздравила и начала плакать. Потом начал плакать я сам, потом мои сестры. До этого времени, чтобы побыть вместе с мамой, у меня почти не было. Это были первые 30 секунд.

-Насколько тяжело вам дались выступления? Был ли момент, когда вы чувствовали, что силы на исходе?

- Такой день был. Помню, как я шел сквозь микст-зону и думал: господи, как же я устал... Когда же это было? Наверное, после полуфинала на стометровке баттерфляем. Тот день вообще выдался тяжелым: сначала был финал на 200 метров комплексным плаванием - и почти сразу мне пришлось снова выходить на старт. В остальном было вполне сносно. Наверное, единственная причина, по которой мне удалось выиграть все свои дистанции, - это возможность хорошо и помногу отдыхать между заплывами. Были дни, когда я с утра до вечера сидел в кресле или лежал на кровати, смотрел фильмы и не делал больше ничего. Восстановление было в нашей программе ключевым фактором. Мне делали массажи, я правильно ел, много спал. Честно скажу: не всегда было просто просыпаться чуть свет. Были моменты, когда меня дико раздражал Боб (Боб Боумэн - постоянный тренер Фелпса. - Прим. Е.В.) . Теперь я, конечно, за все ему благодарен. Никогда не добился бы ничего подобного, если бы мы с ним не были такой классной командой.

-Как вы прокомментируете слухи о том, что итог вашего финала на стометровке баттерфляем, где вы соперничали с Ианом Крокером, мог быть "срежиссирован"?

- Понятия не имею, что вам ответить. Сам я ничего не слышал по этому поводу. Да и вообще ни о чем не думал и не очень понимал, что происходит. Помню лишь то, как после финиша поднял глаза на табло и увидел, что я первый. Прикольно было потом заново посмотреть все повторы нашего финиша. Только тогда дошло, насколько мне повезло выиграть этот заплыв.

-Сегодня вы опоздали на пресс-конференцию из-за допинг-контроля. Насколько часто вас тестировали?

- Практически после каждого предварительного заплыва и каждого полуфинала. Ну и в финале, само собой. До этого я неоднократно проходил допингконтроль во время тренировочной подготовки. В Сингапуре, в Пало-Альто... За два месяца раз 40, наверное. Тут уж ничего не поделаешь: таковы правила игры.

-Восьмерка считается в Китае счастливым числом. Что теперь она означает для вас?

- Наверное, и для меня она теперь счастливая. Видимо, звезды сошлись каким-то непостижимым образом. Особенно если вспомнить, что церемония открытия началась в восемь вечера 8 августа 2008 года... И медалей восемь...

-Почему же тогда рекордов - семь?

- Знаете, когда мы готовимся к Играм, у нас часто бывают тренировки, которые ужасно мне не нравятся. Они тяжелые, сильно выматывают и силы, и душу. Мы с Бобом называем это "класть деньги в банк". Причем кладем мы их туда исключительно для того, чтобы во время Игр эти деньги вынуть. Видимо, за последние 4 года я положил в свой банк очень много денег. А в Пекине истратил каждый цент. На восьмой рекорд не хватило...

-Вы уже заявили, что собираетесь продолжать плавательную карьеру. Участие в чемпионате США и мировом первенстве-2009 в эти планы входит?

- По крайней мере сейчас планы именно таковы. Это все из-за мамы. Она еще до Игр сказала мне, что ей понравилось путешествовать. Делать нечего, буду снова пробиваться в сборную. Только отдохну сначала. Просто мечтаю о том, как приеду домой и ничего не буду делать. Не нужно будет куда-то торопиться, куда-то бежать. Буду жить в соответствии с собственными желаниями.

-До Игр в Пекине вас мотивировал рекорд Спитца. Что будет мотивировать теперь?

- В плавании осталось немало вещей, которые я хотел бы сделать. Мне уже передали, что во время матча по американскому футболу, который проходил в Балтиморе, 70 тысяч человек остались на трибунах после игры, чтобы посмотреть наш финальный заплыв в эстафете 4x100 метров. Представить подобное четыре года назад было абсолютно невозможно. Надеюсь, мне удастся поднять популярность своего вида спорта еще выше.

- Можете воспроизвести слова, которые ваши партнеры по команде сказали вам после заключительной эстафеты?

- Они просто поздравили меня. А я - их. У нас как-то сразу вдруг закончились все эмоции.

-Как собираетесь провести оставшиеся дни Игр?

- До 21 августа у меня есть кое-какие обязательства, потом стану жить по личному плану. Очень хочу побыстрее вернуться в Балтимор, к друзьям.

-Не собираетесь заехать в университет Мичигана, где учились?

- Заеду обязательно. У меня там остались вещи, нужно забрать их домой.

-Всем известно, что во время соревнований вы постоянно держали при себе какую-то таинственную бумажку. Наверное, теперь можете рассказать, что там было написано?

- Все, что там было написано, случилось на этой неделе. Не знаю даже, хотел бы я хоть что-то изменить, если бы выдалась такая возможность. Разве что финал на 200 м баттерфляем. Потому что могу проплыть эту дистанцию быстрее. Впрочем, жаловаться грех: все негативные эмоции по этому поводу мы компенсировали в семи других дисциплинах.

-Если бы не стали пловцом, то кем тогда?

- Даже не знаю. Не уверен, что из меня вышел бы толк в другом виде спорта.