ОЛИМПИЗМ |
В понедельник в наш редакционный офис в главном пресс-центре Игр заглянул начальник ЦСКА и автор олимпийских колонок "СЭ". Поначалу думалось - на несколько минут. Сергей Кущенко посмотрел, как мы живем и работаем. После чего мы присели поговорить - и получилось целое интервью. Обстоятельное и проблемное.
Сергей КУЩЕНКО: "ЧТОБЫ ПОПАСТЬ В СБОРНУЮ, ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ В ОЧЕРЕДИ И ТОЛКАТЬСЯ ЛОКТЯМИ"
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Пекина |
НАТУРАЛИЗОВАННЫХ ИНОСТРАНЦЕВ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ
-Начнем, если не возражаете, с одной из самых близких и больных для вас тем. Что случилось в Пекине с нашей мужской баскетбольной сборной?
- Детальный анализ впереди, а пока озвучу свое мнение. Нам не хватило ключевых игроков для турнира такого уровня. Травма Саврасенко и проблемы Хряпы в разгар подготовки выбили двух из четырех исполнителей, на которых держалась игра российской сборной. Остались Холден и Кириленко, но в таких условиях модель Дэвида Блатта уже не могла быть эффективной. Фундамент стал плавающим. Холден остался самим собой, высокий функциональный уровень и умение держать себя в форме у него в крови. Кириленко играл много, и решений на площадке ему приходилось принимать тоже много. Потому что не было рядом тех, кто мог бы ему помочь. На прошлогоднем чемпионате Европы в Мадриде Хряпа, если помните, стягивал на себя защитников, был активным и продуктивным. Здесь - в значительно меньшей степени.
Второе - скамейка сыграла очень слабо, хотя ее роль весьма велика. Где-то не повезло, не хватило напора. Ключевой момент, на мой взгляд, был в игре с хорватами, когда мы их достали, повели в счете, но мяч попал сначала в ногу Быкову, а затем в колено Кириленко. На третьих секундах атак при очень плотном счете цена таких ошибок невероятно велика.
-И ведь было видно, что команда хочет играть.
- Желание у сборной было. Но ментально и физически мы приготовились к уровню чемпионата Европы. А надо было выше. С другой стороны, три-четыре года назад у нас и европейским уровнем не пахло. Так что мужскую команду считаю, мы подняли очень прилично.
-Вы сказали о кадровых проблемах сборной. Они решаются лимитом на иностранцев в клубах?
- Давайте смотреть другие страны. Ну, нет там никаких лимитов. Скорее лимитом мы, наоборот, лишим российских игроков мотивации. Представьте, парень начал добиваться первых успехов. Но уже знает, что точно получит хороший контракт. Потому что он россиянин. Это развращает. Мы говорили с президентом федерации Сергеем Черновым, исполком и попечительский совет тоже поддержали: больше не будем никому давать гражданство, натурализовывать иностранцев. Хватит. Этот путь помог нам у мужчин, надеемся, поможет у женщин, но... Он не наш.
-Считаете, Бэкки Хэммон оправдывает свою натурализацию?
- Она хорошо втягивается в Олимпиаду. И потенциал у женской сборной есть, с лидерами бы только разобраться. Маша Степанова пока играет не так, как может. К ключевому матчу с австралийками готовы оказались трое: Абросимова, Хэммон и Осипова. Они принимали решения на площадке, соответствующие уровню матча. У остальных получалось хуже.
-Это устранимо?
- Мы с Черновым уже обсуждали выход из ситуации. Что нужно сделать, чтобы поспеть за уровнем топ-команд? Взять атлетизм. Америка показывает здесь всему миру, что такое баскетбольное тело, что такое быстрота. А европейцы отстают. И ведь атлетизм резко возрос не только в баскетболе. Посмотрите на ямайских спринтеров, на большинство волейболистов. Вот такие прыжки! Эта Олимпиада обозначила прорыв в физическом уровне спортсменов тире атлетов. Это слово становится ключевым. Европа задумалась, США, Австралия, Китай шагнули вперед.
НАДО КРИЧАТЬ О ТОМ, ЧТО У НАС НЕТ ТРЕНЕРОВ
-Кстати, о Китае. Тот ужас, который хозяева нагоняют здесь на всех своими успехами, не побуждает принять их путь за образец для подражания?
- За образец - нет. Но опыт их надо изучать срочно, немедленно! За шесть лет, после того как Китай получил Олимпиаду, были найдены уникальные пути, приносящие результат. Не исключаю, что есть здесь определенная "домашняя" составляющая, когда при прочих равных предпочтение отдается китайцам. Где-то в другом месте результаты могли бы несколько отличаться от пекинских. Но то, что хозяева лучше всех подготовлены к Играм психологически, сомнений нет. Один срыв у них видел - в женской гимнастике. Остальные - холоднее льда. Что наталкивает на мысль: китайцы привлекали спецов из восточных единоборств, опытных психологов. То есть подошли к проблеме комплексно. И конкуренцию создали невероятную.
Еще в 2006 году в Шанхае я поразился, насколько высоко соперничество у их гимнастов. Уже тогда китайцы имели, по сути, две сборные олимпийского уровня. И ведь они, заметьте, не кричали, что хотят поразить весь мир. Аккуратно, осторожно говорили: рассчитывают провести Игры достойно, на хорошем уровне. А сами не посылали первых номеров на чемпионаты и Кубки мира, обкатывая молодежь. Получилось, что остальной мир, в том числе и Россия, больше выиграл медалей в последнее четырехлетие. Но в самый нужный момент Китай выстрелил. Они готовы сегодня, а не вчера.
-Как выступают возглавляемые вами спортсмены ЦСКА?
- На тот момент, когда мы с вами говорим, из 31 российской медали 21 армейская. Из них 10 - ЦСКА. Ждем подарков от синхронисток, Ермаковой и Давыдовой, от Глеба Гальперина, Жени Канаевой, Ларисы Ильченко и Володи Дятчина, борцов-вольников. Хотя понятно, конечно, что психологический климат из-за такого выступления у российской команды не самый радужный.
-Дементьева призналась, что ей было особенно приятно победить в столь трудный для нашей сборной момент.
- Лена - умница и настоящий армеец. Кстати, о теннисе. При подготовке к Ванкуверу, Лондону и Сочи нам жизненно необходимо изучить опыт в успешных для нас видах. Та же Дементьева открыто заявляла, что Олимпиада - ее главный приоритет, и всю подготовку выстроила исходя из этого. Результат налицо.
-У вас нет ощущения, что российский спорт переживает кризис тренерских кадров? Пожилые специалисты по-прежнему в строю, а среднего и молодого поколения тренеров попросту не существует. Уже и деньги есть, а тренировать некому. Почему?
- Об этом надо не говорить, а кричать на каждом углу. Тренеров, как и игроков, нужно выращивать. И с менеджерами толковыми, управленцами тоже большая проблема.
-Ну, чиновников-то в стране хватает.
- А спортивных управленцев - нет. Речь идет о профессионалах, способных тащить на себе целый вид спорта, о локомотивах развития отрасли. Таких, как Тарпищев, Винер, Мамиашвили, Покровская. Они закрывают все проблемы, решают любые вопросы. Вышли еще из Советского Союза, но подхватили нынешнее время и успешно работают в нем. Вот представьте, что в какой-то момент они скажут: устали. И уйдут. Да все рухнет после них! А ведь так не должно быть. Должна возникнуть работающая система, которой, к сожалению, нет. Значит, надо строить. Посмотрите, у нас тренер, отъезжающий на Олимпиаду, занимается авансовыми отчетами, трафиком, билетами, контактами с международными федерациями, еще бог знает чем! Или вот Лена Дементьева рассказывала. Приехала - ее китаец не пускает, какой-то аккредитации не хватает. Она говорит: где мне спать, дождь пошел, завтра на корт! Кто-то ведь должен взвалить на себя все эти заботы - важнейшие для достижения результата!
ЧИНОВНИКИ В СПОРТЕ - ОТ БЕДЫ
-Смотрите, что получается. В среднем на подготовку каждого олимпийца было потрачено миллион долларов. В Пекин приехало почти пятьсот спортсменов. Деньги ушли немалые, но отдача пока - три десятка медалей. Выходит, инвестиции в спорт - самые неэффективные из всех видов вложений?
- Самая главная задача большого спорта - не медали, как ни странно это звучит. Спорт должен заразить собой нацию - вот что важнее. Когда Носов со сломанной рукой выигрывает бронзу или Немова засуживают на глазах у всего мира, это не дает России высших наград, но это очень большой вклад в решение самой главной спортивной задачи. Нельзя сказать напрямую, что медаль - хорошая инвестиция, а не медаль - плохая. Другое дело, что все спортсооружения страны, принадлежащие государству, должны приносить доход, который будет развивать конкретные виды спорта. Причем я бы принял решение направлять деньги только туда, где есть свои Тарпищевы и Винер. Иначе деньги будут попросту утекать в песок. А где нет таких людей, где нет системы и структуры, во что там вкладывать, в кого? Давайте, если на то пошло, в шашечного "Чапаева" инвестировать средства, в прыжки в сторону, еще во что-нибудь - пользы от этого будет ноль, один вред.
Посмотрите, как себя сегодня декларирует Китай. Мы лучшие организаторы, мы лучшие спортсмены, мы просто самые крутые мены, потому что сделали такую Олимпиаду. Если бы не языковой барьер, китайцам можно было бы уже поставить за Игры восьмерку по пятибалльной системе. Вот она - отдача от инвестиций.
Очень важен, помимо прочего, и социальный вопрос. Спортсмен, попадая в национальную команду, должен знать, что в этот момент он становится социально защищенным. Пробился туда - значит, представляет Россию. А выиграл - вообще пожизненный герой и обеспеченный человек. Это звание должно котироваться очень высоко.
Когда-то у нас было столько олимпийских чемпионов, что статус этих людей девальвировался. Зайдешь в какую-нибудь федерацию, они там трудятся скромными клерками, когда-то великие. Это неправильно, социальная защищенность должна быть прописана государством. Точно так же, как и четвертое место не должно равняться провалу. Люди не могут оставаться никем, проиграв сотую долю секунды. 36-е место - совсем плохо, но и тех спортсменов надо подхватывать, тянуть вверх, если есть перспектива. За ними будущее, а оттолкнем, отмахнемся - и не будет его. Люди должны знать, что им есть к чему стремиться не только ради тщеславия, но и материально.
-В последнее время федерации все чаще возглавляют чиновники - быть может, и талантливые, но спорт глубоко не знающие, пришедшие из политики. Это правильно?
- У медали две стороны. Когда федерацию возглавляет большой политический деятель, это очень хорошо. При Николае Патрушеве волейбол резко пошел в гору, при Сергее Иванове расцвел баскетбол. В то же время, назначая чиновника, мы признаем тем самым, что у нас нет отлаженной системы в спорте. Федерация не выстроена так, чтобы эффективно работать в автономном режиме, без влияния сверху.
-То есть такие назначения - от беды?
- Скорее да. Ведь у нас есть федерации, которые просто не протянут без помощи чиновников. Люди по 15 лет в запертые двери бьются, ничего поделать не могут. Так что политики в спорте важны. Любят это дело - пусть помогают. Другой вопрос, что лучше им возглавлять попечительский совет, а федерацией управлять профессионалу. Потому что если чиновник вдруг разлюбит вид спорта или уйдет, то этот вид спорта должен выжить и без его помощи!
ФЕДЕРАЦИИ И ЛИГИ ДОЛЖНЫ ЗАРАБАТЫВАТЬ
Параллельно вот какая тема. Взять сочинские Игры. Уже сейчас ясно, что надо вводить своих людей в международные комиссии и технические комитеты, обеспечивать Олимпиаду-2014 не только финансово, но и организационно, завоевывать позиции, создавать свое лобби. Важнейший момент! Иначе не сможем быть хозяевами положения.
-А как же Америка? Там политики не лезут в спорт, но федерации работают, сами себя окупают и готовят отличных спортсменов, как мы видим.
- Экономика и законы США позволяют это делать. Я думаю, мы сегодня привлекаем в спорт даже больше денег, чем Америка. Но посмотрите, как они у нас "ходят". Звонок сверху в богатую компанию: "Алле! Не поможете такому-то виду спорта?" Пошли денежки. Но разве федерация или национальная лига их заработала? Разве это система? Футбол, баскетбол - все у нас так работает. А в Америке - наоборот.
Давайте сделаем экспертные советы, придумаем, как зарабатывать. Это сложно, конечно. Рейтинги у спорта не те, с телевидения много не возьмешь, все рекламодатели бегут на один канал. Но делать-то все равно что-то нужно. Представляете, что будет, если правильно распределить и грамотно вложить все рекламные миллиарды? И за это потребовать, чтобы трибуны были заполнены, правила оптимизированы, потолки зарплат подрезаны... Так мы научимся зарабатывать на спорте, а не просить дотаций. У нас система начнет появляться, лиги сразу плечи расправят.
-Сколько у нас в стране спортивных объектов такого уровня, чтобы можно было успешно построить вокруг них целый вид спорта?
- Это еще одна проблема, связанная с системностью. С ходу никто не назовет вам число. Нужна инвентаризация всего, что есть в стране. Надо знать, что принадлежит государству, где возможно партнерство с бизнесом и субъектами Федерации, а где необходимо привлечь только бизнес. Взять карту страны и посмотреть, где какие объекты, где специалисты, способные развивать свой вид. Есть в Красноярске биатлон? Да. А еще есть спонсоры, поддержка администрации, Ростовцев тоже там... Значит, все силы - туда. И обязательно для конкуренции - два-три других центра подготовки. Конкуренция - необходимое условие. Когда очередь будет, когда начнут локтями пихаться и ценить, что такое выступать за страну - тогда будут результаты. А сейчас - ну проиграл, подумаешь! Зато у меня контракт в клубе на двадцать лет вперед.
...А инфраструктура развивается, конечно. Но, на мой взгляд, слегка хаотично. Понимаете, вся та масса денег, что идет в российский спорт, требует грамотной технологии распределения. Большую спортивную карту кто-то должен посмотреть и взять на себя решение. У нас какие задачи? Ванкувер, Лондон, Сочи. Следовательно, расскажи, товарищ, ответственный за зимние, к примеру, виды, как ты собираешься их развивать, что для этого нужно, где лучше это делать, как детишек набирать и конкуренцию создавать. Вот линейка биатлона, а вот вольной борьбы. Все четко, понятно, все должно работать.
-В России слово "распределение" очень часто идет рука об руку со словом "воровство". А сами зарабатывать не умеем, ждем, когда дадут.
- Это еще одна главная проблема. И здесь должна быть конкуренция, а не так, чтобы: "Алло..." - "Забирай денежки!"
-Напоследок - не самый олимпийский и, быть может, неожиданный вопрос. Вы, случайно, не знаете, какая участь в ближайшее время ждет футбольное "Торпедо"?
- Думаю, после Олимпиады что-то прояснится. По крайней мере обещаю выяснить.