ОЛИМПИЗМ |
Александр ЖУКОВ: "В СОЧИ И СТРАНУ ПОКАЖЕМ, И МИРОВОЙ КУРОРТ СОЗДАДИМ"
Интервью специальному корреспонденту "СЭ" в Пекине дал вице-премьер правительства России.
Слава МАЛАМУД |
из Пекина |
Сразу скажу, что квалификации для интервью с высшими государственными чиновниками у вашего корреспондента нет никакой. К счастью, она и не понадобилась, поскольку вице-премьер Александр Жуков присутствовал на Играх еще и как представитель двух крупных спортивных оргкомитетов - зимней Олимпиады в Сочи и по подготовке сборной России к Олимпиаде в Пекине. Ну а раз так, то сам бог велел поговорить о делах спортивных, оставив высокую политику.
Дело было во время борцовских финалов, через несколько минут после победы российского "вольника" Ширвани Мурадова. Меня по просьбе Жукова впустили в VIP-ложу, куда я наивно махнул через перила. Как потом сказали коллеги, лица некоторых обитателей этой конкретной трибуны на миг окаменели. Видимо, я поступил неосторожно.
Впрочем, не будем отвлекаться. Вице-премьер, порадовавшись за Мурадова и ожидая встречи с другим чемпионом, Бувайсаром Сайтиевым, ответил на мои вопросы.
-Не могли бы вы объяснить, чем именно занимается оргкомитет по подготовке сборной России?
- Функции в основном организационные. Главная роль по подготовке спортсменов принадлежит Олимпийскому комитету, а правительство просто помогает. И в финансовом плане, и в организационном. Кто-то куда-то хотел поехать готовиться и тому подобное. Транспортные решения мы брали на себя. Где-то надо было отремонтировать базы. Ну, вот такого рода были вопросы.
Мне кажется, что в организационном плане все было сделано правильно. Нареканий по нашей работе ни от одной федерации не было.
-А вот болельщик смотрит исключительно на награды и считает, что у нас их маловато. Есть в этом, на ваш взгляд, какие-либо глубинные причины?
- Я считаю, что выступление было успешным. Не знаю, почему болельщики возмущаются, что мало завоевано медалей. А вы возьмите медали России, Украины и Белоруссии вместе - получится больше всех.
-Это будет не вполне корректно, потому что в некоторых видах спорта от такого объединения выступал бы только один спортсмен, а не по одному на каждого, как сейчас.
- Это правда, но при более внимательном рассмотрении можно поставить вопрос и так. К тому же Олимпиады запоминаются не количеством медалей, а яркими победами, а их у нас много.
-Но и обидные поражения тоже запоминают. Гимнастов, пловцов, стрелков... Где-то мы все-таки чего-то недобрали. Как вы думаете?
- Не знаю, я ведь не тренер и не спортивный руководитель. Но думаю, что на самом деле запомнится другое: победа теннисисток, Исинбаева, конечно же...
-Это правда, но на негативе мы тоже внимание заострять любим.
- Олимпийский комитет еще проведет исследование по итогам и по конкретным федерациям. Вообще, я считаю, что обещать много медалей - неправильно. Как сделали боксеры, которые до Пекина выигрывали все. Это спорт - тут гадать нельзя.
-А не стоит ли вообще забыть обо всех этих медальных подсчетах? Многие страны они не волнуют: люди просто радуются каждому успеху. Не изжила ли себя идеология медальных выкладок как показателей мощи страны?
- Золотая медаль - это радость для всех. Чуть больше их или чуть меньше, не должно становиться проблемой. Вот и все.
-Ни для кого не секрет, что сейчас ОКР и Росспорт находятся, скажем прямо, в состоянии войны друг с другом. И это сказывается если не на результате, то на настроении в команде. Вы этого не замечали?
- Нет. Ни разу не видел, чтобы у кого-нибудь портилось настроение оттого, что между ОКР и Росспортом есть разногласия. К тому же спортсменами занимаются люди из федераций. Тем же борцам ведь до лампочки, что там происходит наверху.
-Давайте теперь поговорим о Сочи, поскольку это тоже входит в сферу вашей компетенции. Это ваш первый шанс ознакомиться с тем, как проводится Олимпиада. Увидели ли что-либо, что сразу же захотелось позаимствовать или перенять?
- В принципе у нас есть целая группа, которая за всем, что делается, смотрит по специально разработанной программе. Но мне, по моим ощущениям, во-первых нравится достаточно компактное расположение всех объектов. Транспортная логистика, считаю, блестящая. Ну а доброжелательность и гостеприимство - это уж вне всяких сомнений. Сами сооружения выглядят здорово и являются достижениями высочайших технологий. Что, впрочем, не удивляет. С точки зрения безопасности тут тоже все хорошо продумано: надежно и вполне необременительно.
-Мало кто сомневается в том, что все объекты для Игр-2014 мы построим, и построим вовремя. А вот человеческий фактор в Пекине лично меня поразил. Китайцы сумели обучить свой народ хоть как-то говорить по-английски. С огромным трудом, правда, но люди выучили те фразы, которыми им приходится встречать иностранцев. Сможем ли мы сделать хотя бы то же самое в Сочи? Ведь зимние Игры - Игры европейцев, и там английский будет совершенно необходим.
- Будут говорить! И даже лучше будут! И студенты, и волонтеры.
-И таксисты?
- И даже милиционеры. Нет, тут у меня нет никаких сомнений. Вижу, как говорят китайские волонтеры, и у них в большинстве случаев минимальный словарный запас. У нас будет куда лучше в этом плане.
-А возможно ли население целого метрополиса обучить "политесному обхождению"?
- У нас есть целая программа по обучению персонала, волонтеров и всех-всех-всех. Что касается студентов, то тут вообще никаких сомнений быть не может. Персонал гостиниц то же самое, научим. Да и таксистов с милицией тоже.
-Таксисты с милицией - совсем не тривиальный вопрос. Мы тут на себе убедились, насколько неудобно незнание водителем и двух слов по-английски.
- У нас будет специальная программа по обучению именно их.
-Китайцев и улыбаться гостям научили так, что поражает воображение.
- Мне кажется, что по части гостеприимства Россия не уступит даже Китаю, не говоря уже об остальных странах. Еще во время московской Олимпиады ни у кого не было по этой части претензий. Да и вообще, народ у нас достаточно радушный.
-Скажу по собственному опыту: даже когда знаешь, что все эти китайские улыбки заучены и отрепетированы, впечатление они оставляют прекрасное. И не только о людях, но и о стране.
- Ну, это же не главное. Улыбка, конечно, вещь хорошая, создает у людей настроение. Но все-таки более важно то, как люди реально все это воспринимают, а у нас отношение и к иностранцами, и к самим Играм очень доброжелательное.
-Китайцы поставили себе целью поразить остальной мир, показать, на что они способны. Какой целью задаетесь вы в Сочи?
- Китайцам это действительно удалось. И церемония открытия, и организация потрясают. Но у нас есть свои национальные особенности, и мы будем действовать с их учетом. Наши задачи все-таки немного не те. Мы тоже хотим показать страну, но еще и сделать Сочи популярным круглогодичным курортом.
-Люди наверняка поедут в Россию в 2014-м с определенными предубеждениями, которые придется развенчивать. Собственно, с Китаем дела обстоят точно так же.
- Для многих людей на Западе мы все еще остаемся страной, в которой по улицам бродят медведи. Поэтому для них само пребывание в России уже развеет массу предубеждений, которые создаются от незнания и определенной пропаганды.
-На черноморском побережье в полный рост стоит проблема инфраструктуры. К примеру, там есть одна дорога от Адлера к Туапсе через Сочи. Она очень узкая. Как намерены избежать транспортного кризиса?
- Транспортная логистика - самый сложный вопрос, но все у нас уже просчитано. Железная дорога по всему побережью станет двухполосной. Транспортные развязки, объездная дорога вокруг Сочи, дублер Курортного проспекта - все это находится в программе.
-Вы знаете, что такое пробки в сегодняшнем Сочи. С полной уверенностью можете сказать, что в 2014 году их не будет?
- Абсолютно! Именно в это сейчас вкладываются огромные деньги. Да это и не только для Олимпиады делается: вопрос давно назрел, Сочи просто не может так дальше функционировать. В самом Сочи будет что-то порядка восемнадцати развязок, плюс, как я уже сказал, дублер проспекта и объездная дорога. Это должно решить транспортную проблему.
-А как вы собираетесь доставлять гигантское количество грузов? Морем?
- В том числе и морем. Там два портовых пункта специально для этого строятся.
-Пекин - тоже город пробок, но этот вопрос решает специальный "олимпийский коридор" - левая полоса на главных шоссе города, по которой может ездить только олимпийский транспорт: шаттлы для прессы и спортсменов, представительские автомобили и так далее.
- А это обязательное условие для любой Олимпиады. Будьте уверены, у нас "олимпийский коридор" тоже будет.
-Это да, но сможем ли мы заставить наших людей этот коридор уважать? Вот китайцам приказали, и они в эту полосу не суются. Зная наших водителей...
- Сможем, конечно же. Тут, в Китае, за это даются гигантские штрафы. У нас будет примерно то же самое.
-А будете образовывать людей на предмет, как себя вести на дорогах?
- Обязательно! Как же без этого? Там очень серьезная информационная программа. Все-таки я думаю, что мы сделаем большую ставку на общественный транспорт. Например, в Красную Поляну будут ходить и автобусы, и железная дорога. Туда так все равно удобнее добираться, чем самому.
-Сочи - город, в котором есть определенного рода социальные проблемы, как и во многих других. Помогут ли Игры людям или наоборот? Вот я приведу вам пример... У моего коллеги там живет теща, и она интересуется: "До каких пор я буду таскать в квартиру баллон с газом? Когда перестанут воду отключать и электричество?" Грозится, что, если до Олимпиады социальные услуги не приведут в норму, она просто пригласит себе в квартиру каких-нибудь итальянцев с телекамерой...
- Все приведут в норму гораздо раньше. Что касается энергоснабжения, то уже строятся новые станции и подстанции - на Красной Поляне, в Сочи. По части энергетики Сочи вообще слабое место. Но, если не ошибаюсь, уже к 2011 году все будет готово. Проблемы там связаны не с людьми, а с ненадежностью линий: случаются бесконечные обрывы, в том числе и из-за частых ураганов, из-за обледенения, из-за жары. Так мы вместо воздушных линий электропередач проведем кабельные, под землей. Словом, по энергоснабжению у меня вообще вопросов нет.
-А где есть вопросы?
- Нужно быстро делать очень трудоемкие вещи, связанные со строительством железной и автомобильной дорог. Там большие четырех- и пятикилометровые тоннели. На мой взгляд, это самое узкое место. Само строительство очень непростое: плохие почвы, надо строить на сваях. Но все планы уже готовы, сроки назначены. В общем, будет непросто, но должны справиться.