ФОРМУЛА-1 |
Фелипе МАССА: "Я НЕ ИМЕЛ ПРАВА ВЕСТИ СЕБЯ БЕЗРАССУДНО"
В минувшее воскресенье в Спа пилот "Феррари" Фелипе Масса праздновал пятую победу в сезоне-2008. Его триумфу способствовал штраф в 25 секунд, полученный лидером чемпионата, пилотом "Макларена" Льюисом Хэмилтоном. После гонки Масса ответил на вопросы "СЭ".
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
-Итак, в настоящий момент на вашем счету пятая победа в сезоне, а также десятый выигрыш "Гран-при" в вашей карьере. Однако гонка в Спа не закончилась на 44-м круге - был еще и, если так можно выразиться, 45 круг, состоявшийся за столом переговоров. Его результатом, как известно, стало наказание в 25 секунд, которое Хэмилтон получил за то, что под занавес "Гран-при" срезал поворот. В связи с этим вы переместились со второго места на первое, англичанин же оказался отброшен на третью позицию. Пересмотр результатов привел к тому, что теперь вы отстаете от Хэмилтона всего лишь на два очка. И это перед классической гонкой в Монце, где "Феррари" будет выступать у себя дома...
- Признаться, бельгийский этап показался мне несколько странным. Как старт, так и финиш проходили в довольно сложных условиях. На первом круге "Гран-при" в повороте "Красная вода" я был предельно осторожен, поэтому Кими Райкконену удалось меня атаковать и в конечном итоге обогнать. Пожалуй, именно в тот момент я понял, насколько сложно будет опередить сразу двух соперников, хотя время прохождения круга у всех нас было приблизительно одинаковым.
-И как же вы решили выйти из сложившейся ситуации?
- Я попытался не пускать происходящее на самотек, а, так сказать, сам руководить процессом. Когда пошел дождь, у меня был уже довольно солидный отрыв от преследователей, поэтому я не стал рисковать.
-Вас не узнать! Вы ведь относитесь к ограниченному кругу гонщиков, ранее позволявших себе самые опасные маневры, причем на самых опасных виражах. Например, в 2004 году, когда вы выступали еще за "Заубер", вашим соперником здесь был колумбиец Хуан Пабло Монтойя, которого в критических ситуациях обогнать не мог никто. Ваша же бортовая камера тогда показала всему миру, насколько упорно вы с ним боролись. И побороли-таки!
- Для такого маневра, если честно, нужно иметь много мужества и дерзости...
-Вернемся к прошедшей гонке. Каковы ваши впечатления?
- Если честно, в концовке я был медленнее, чем должен был быть. Впрочем, этому есть объяснение - я видел, как мои коллеги один за другим вылетали с трассы. Особенно меня потряс сход с дистанции Кими. Поэтому я сказал себе: восемь очков за второе место мне не нужны, если ради них надо так рисковать. А ведь я тогда еще не знал, что список пострадавших дойдет аж до 10 человек! Словом, я чувствовал себя гораздо более комфортно, когда в опасных поворотах держал относительно невысокую скорость.
-Страшно было?
- А как вы думаете, если асфальт, по которому приходилось ехать, был таким скользким, словно его намылили? Порой мне казалось, что еще немного и я тоже не удержусь на дороге.
-Что произошло на старте? В квалификации вы заняли второе место, но не смогли эту позицию использовать как следует...
- Я допустил всего одну грубую ошибку - думал, что на вираже "Красная вода" гораздо больше воды, чем было на самом деле. Пожалуй, не следовало так резко замедлять движение, как это сделал я. Расплата за содеянное наступила моментально: меня опередил Кими. С другой стороны, почти всю гонку я себя прекрасно чувствовал и на третьем месте. Мне было трудно обогнать идущих впереди конкурентов, но я особенно не переживал по этому поводу и просто ждал развития событий. Эта тактика себя оправдала - неожиданно я стал вторым, что меня сильно порадовало.
-Вы не находите, что стартовый обгон Кими выглядел несколько рискованно для партнера по команде? Уж больно близко были ваши болиды...
- Райкконен в тот момент был настолько быстр, что смог бы обогнать меня без всяких проблем, однако он немного напортачил с идеальной траекторией, именно поэтому колеса наших болидов почти соприкоснулись. Маневр действительно выглядел странно, ведь, как я уже говорил, финн был значительно быстрее, поэтому ему не составляло труда меня обойти.
-Вас бы устроило второе место в этом "Гран-при"?
- Вполне. Особенно, когда я вспоминаю, насколько сумасшедшим был старт. При таком раскладе на большее, откровенно говоря, и рассчитывать не следовало. Моя скорость была вполне разумной, но я не был на 100 процентов доволен тем, как шла моя машина. Дело в том, что с пятницы на субботу мы немного уменьшили прижимную силу. В принципе мы поступили правильно, но не учли сильный ветер, который нарушил баланс. В результате болид утратил стабильность. Дело усугубилось еще и тем, что пошел дождь. Я смотрел, как парни словно сумасшедшие боролись друг с другом в сложных погодных условиях, но сам думал только о том, что не имею права вести себя столь безрассудно, как они. Меня вполне устраивали 8 очков, поэтому я ехал без особого риска. Короче, поставил своей целью в целости и сохранности вернуться в боксы, не загубив по ходу гонки мотор, как это было в Будапеште, где я потерял сразу десять очков.
-Как вели себя покрышки? Существует такое мнение, что "Феррари" лучше всех умеет работать с резиной.
- Жесткие покрышки, как я заметил, точно были медленнее мягких. Более того, именно жесткие покрышки были главными виновниками того, что у нас было не все в порядке с балансом.
-Что можете сказать по поводу решения комиссаров отобрать у Хэмилтона первое место и отдать его вам?
- Наш спортивный директор Стефано Доменикали часто говорит следующее: "Гонку можно считать законченной только тогда, когда у нас на руках есть официальные результаты". Но "Феррари", как обычно, не комментирует решений ФИА.
-Как будут дальше развиваться события в "королевских гонках"?
- Вопрос о чемпионе мира, как и прежде, остается открытым. В Монце мы попытаемся еще больше сократить отставание от "Макларена" и Хэмилтона, а может быть, кто знает, даже обогнать конкурентов.
-Признайтесь, не ждете ли вы от руководства "Феррари" решения о том, что команда должна сконцентрировать все свое внимание на вас?
- Вопрос трудный, на него у меня нет ответа. Наверное, об этом надо спрашивать не меня. Я всего лишь делаю свою работу и уверен, что, в свою очередь, наши инженеры и механики сделают все возможное для моего успеха.
-Теоретически Райкконен еще может догнать Хэмилтона, но верите ли вы, что такое возможно на практике?
- Конечно, ему будет трудно, но шанс все же есть. Вспомним хотя бы прошлый сезон, когда за две гонки до окончания чемпионата мира у Кими было отставание в 17 очков, а в результате именно он и стал победителем.
Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.