ПАРАЛИМПИАДА |
ИСТОРИЯ ОДНОЙ МЕДАЛИ
Александр МАРТАНОВ |
из Пекина |
Я хочу рассказать вам о девушке, которая еще в начале года и думать не думала ни о каких Паралимпийских играх, да и представление о них имела более чем поверхностное. Вполне нормальное состояние для среднестатистического гражданина России, у которого руки-ноги целы, да и все остальное - в порядке. Но в один миг все изменилось.
27 февраля Олеся Владыкина попала в страшную аварию. Может, помните - в Таиланде перевернулся автобус с туристами, об этом тогда много по телевидению рассказывали. В путешествие Владыкина отправилась вместе с закадычной подругой Александрой Малочуевой: отдохнуть и отметить свое 20-летие (день рождения у Олеси 14 февраля, в День влюбленных). А вернулась - без одной руки и без подруги, которая ту аварию не пережила.
БЫЛА РАДА БРОСИТЬ ПЛАВАНИЕ
Здесь, в Пекине, Владыкина выиграла золото на стометровке брассом, да еще и с мировым рекордом - 1.20,58. Накануне пообещала, что непременно сделает это - в память о подруге. Хотя выполнить обещание было крайне трудно. Даже несмотря на то, что прежде Олеся профессионально занималась плаванием, выполнила норматив мастера спорта, входила в сборную Москвы. Но весной 2007-го со спортом решила завязать. По ее собственным словам, устала за десять лет от бесконечных тренировок и, в не меньшей степени, от утомительных поездок в бассейн через "пол-Москвы" - полтора часа в один конец. Кто бы мог подумать, что всего лишь год спустя она вернется в этот самый бассейн?!
-Что вы делали бы сегодня, если бы не февральская трагедия? - спросил я чемпионку Паралимпиады во время чествования в "Русском доме", куда она пришла вместе со своим тренером Сергеем Валентиновичем Жилкиным, тоже присоединившимся к беседе.
- Сегодня? Скорее всего, была бы в институте, слушала бы лекцию. Я учусь на третьем курсе МИИТа. Или на работе была бы - я еще и совмещать успевала.
-И на кого учитесь?
- Моя будущая специальность - "спортивный менеджмент".
-Откуда же в транспортном-то ВУЗе такая специализация?
- Видимо, веяние времени. Кстати, этому теперь учат не только в МИИТе. В МИСИ, например, тоже есть.
-А кем работаете?
- В данный момент я в отпуске за свой счет. А работала в бутике Armani.
-Думаю, вы, удивительно красивая девушка, очень хорошо вписываетесь в концепцию этой фирмы.
- Наверное, поэтому меня туда и взяли.
-И вы умудрялись еще параллельно тренироваться. Но в прошлом году со спортом, по сути, распрощались...
- Вы бы знали, как я была этому рада!
Жилкин: - У спортсменов такое бывает. Меня тоже, когда в 83-м закончил, лишь через два - три года бездействия начало тянуть обратно в бассейн. Самому захотелось что-то сделать. Программу собственную разработать, например. Но это приходит не сразу. Можете себе представить, что такое минимум десять тренировок в неделю, по шесть - семь часов тяжелейшей работы чуть ли не ежедневно?
-Олеся, "завязать" решили, наверное, еще и потому, что осознали: серьезных успехов не достичь?
- Видимо, поняла: мне не хватит терпения, возможно, таланта, чтобы подняться на те вершины, о которых мечтает каждый спортсмен.
-На какие дистанции вы плавали?
- Раньше? И стили были разные, и дистанции! Последнее время - брасс. 100, 200 метров. А так - и на спине плавала пять лет, и кролем пыталась, комплексом.
-Жизнь делите на "раньше" и "теперь"?
- Да.
-Вы были здоровым человеком, а сейчас вас причисляют к инвалидам, хотя язык не поворачивается вас так называть. Тем не менее вы столкнулись с жизнью с обеих сторон. Прежде на проблемы инвалидов, наверное, внимания не обращали?
- Не сильно, скажем так, обращала. Вообще считаю, что отношение к инвалидам зависит от полученного в детстве воспитания. Я знала, конечно, что существуют Паралимпийские игры, но поверхностно. И не переживала раньше за людей, попавших в аварию. Пока это меня лично не коснулось, всерьез ни о чем и близко не задумывалась.
Теперь я рада, что у меня была та, прежняя, жизнь и что сейчас есть хоть такая. Ее ведь могло не быть вообще... Знаете, жизнь я ныне ценю совсем по-другому.
Я НЕ ХОТЕЛА ЖИТЬ!
-В Интернете многие пишут, что им трудно смотреть трансляции с Паралимпиады, они переключают каналы. Думаю, из-за того, что в обычной жизни у нас ничто не приспособлено для инвалидов, и большинство людей с ними не пересекаются.
- Верно, их не видно и не слышно. Будто их нет.
Жилкин: - Хочу подчеркнуть: в нашей стране. Я много жил за границей, знаю, как там относятся к инвалидам. И здесь, на Паралимпиаде, на которой оказался впервые, увидел, насколько это позитивно! То, что наши СМИ мало освещают Игры, большой минус.
Владыкина: - Нам же от этого хуже.
Жилкин: - Здоровые люди не понимают до конца проблемы инвалидов. А те из-за этого часто ломаются психологически, начинают заливать горе водкой. В этом смысле Паралимпиада - великолепный пример людям с врожденными дефектами либо приобретенными увечьями. Она позволяет влиться в нормальную жизнь. Чтобы инвалиды не потерялись и не были обузой для государства. Но при этом государство сначала должно помочь инвалидам.
-Когда вы, Олеся, поняли, что руку не вернуть, какие первые мысли пришли в голову?
- Обнаружила, что руки больше нет, там, у перевернутого автобуса. Поднялась и пошла продираться к больнице, чтобы не умереть. Держала свою руку вернее, ее остатки, так, чтобы кровь не сильно текла. Вы представляете, что это, когда руку оторвало?! Кровь хлещет - о-го-го! Вот и держала - извините, вот так (Олеся продемонстрировала, как обхватила оставшуюся часть. - Прим. А.М.), а сама понимала: все - руки нет! В первый момент подумала даже: я не смогу так жить!
-Неужели возникла мысль свести счеты с жизнью?
- В самый-самый первый момент - да. Потом пришла другая: а умирать-то тоже страшно. Возник просто-таки безумный страх смерти. Как же так, зачем? Надо вставать и идти! А когда поднялась, то обнаружила, что моя подруга погибла, что ее уже нет... И дальше все в моей жизни стало отталкиваться от этого. Ее нет, а я - есть! Эта рука, господи, забыть про нее - я-то все равно живу! Пусть и без руки! А Александра уже ничего не сможет увидеть. Понимаете, ни-че-го!
-По вашим словам получается, что вы живете и за нее?
- Стараюсь за двоих. Хотя бы в какой-то степени. Каждый день о ней думаю.
-Вы дружили с детских лет?
- На самом деле, как ни странно, всего пару лет, последних. Но стали неразлейвода. Постоянно вместе, вместе, вместе! И в бассейне, и куда бы ни пошли. Саша тоже мастером спорта была.
Жилкин: - Так получилось, что она раньше занималась у другого тренера. Но когда перешла ко мне, Олеся с Сашей быстро сдружились.
Владыкина: - Мы вместе закончили плавать, вместе устроились на работу - Саша тоже трудилась в Armani, выбрали одну смену, позже подогнали отпуска, чтобы вместе полететь в Таиланд.
-Понимаю, легче от этого не станет, но не разбирались, кто там виноват был?
- Водитель. Он гнал 120 километров в час двухэтажный автобус с туристами, что неприемлемо.
Я - ЗДОРОВАЯ!
-После того как прошел первый шок, что решили для себя - оставить все, как было прежде, или искать варианты для людей с ограниченными возможностями?
- Нет, и не думала ничего специально искать. Я здоровый человек, то есть абсолютно, таковой себя и ощущаю. Не поверите, когда в конце мая приехала в Чехию, на первые в своей жизни соревнования среди инвалидов, у меня вот такие глаза были. Вот такие!
Жилкин: - Дело в том, что Олеся занимается в группе вместе со здоровыми. Она осталась с теми, с кем тренировалась раньше. Ее якобы перевели в спортивную школу инвалидов - существует такая в Москве, но фактически она осталась с нами.
Владыкина: - И это очень сильно мне помогло.
-Кто первым после трагедии предложил возобновить тренировки?
- Я, наверное. По крайней мере сама позвонила. Сергей Валентинович, как понимаю, собирался сделать то же самое, но я его опередила.
-Решение о возвращении в спорт приняли еще в Таиланде?
- Нет, там о другом думалось.
-О чем?
- О Саше, о ее родителях. Не о плавании - точно.
-Когда же впервые возникла такая мысль?
- Ближе к возвращению на родину. Но там вообще ворох проблем накопился. Одна надвигавшаяся сессия в институте чего стоила.
Жилкин: - В общем, мы приступили к тренировкам, хотя уверенности, что нам разрешат поехать в Пекин, не было никакой.
А потом узнали, что в конце мая - начале июня турнир в Чехии. Последний, как нам сказали, отбор на Паралимпиаду. Тут мы утроили усилия. Занимались по уже существовавшему у нас плану. Вот он, смотрите - первая запись датирована 8 апреля (Жилкин показал обычную тонкую клетчатую тетрадь, где все расписано до мельчайших деталей. - Прим. А.М.).
ИНВАЛИДАМИ ЛЮДЕЙ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ
-Олеся, когда вы себе дали слово в память о Саше выиграть Паралимпиаду?
- Сразу как пришла плавать, после первой же тренировки. Почувствовала, что мне это поможет.
-Какие ощущения возникли на первом занятии?
- Хорошо плылось. Да и вода лечит, это правда.
-Шли на первую тренировку и, наверное, думали: сейчас все таращиться будут, пальцем тыкать?
- Так и было. Но человек может многое преодолеть.
-А как осваивали новую технику? Грести одной рукой ведь, извините за каламбур, не с руки было.
- Тренер помог. Разработал и поставил мне технику. Видоизменил, в частности, гребок специально под меня.
-Долго пришлось переучиваться?
- Пришлось быстро, времени-то особо не было.
Жилкин: - Олеся талантлива, не каждому человеку столько дано. Она как рыба в воде.
-Когда наблюдал ваш заплыв, бросилось в глаза, что соперницы делают быстрые движения, вы же плывете размашисто, чинно, такое ощущение, не спеша.
Владыкина: - Так всегда было, и до аварии тоже. Это мой стиль.
-Если бы вы, попав в аварию, отделались ссадинами и царапинами, ваше отношение к инвалидам оставалось бы прежним?
- Вероятно, да. Как и все, наверняка восхищалась бы людьми, которые преодолевают себя, но не так, как сейчас. Это невозможно сравнить. Ни один здоровый человек не поймет инвалидов. Ни один! И никогда.
-Как же помочь эту ситуацию хоть чуточку исправить?
- Не надо акцентировать внимание на недостатках. Люди сами делают других людей инвалидами. Своим чрезмерным вниманием, взглядами, жестами. Свою физическую полноценность человек изначально воспринимает как данность. А это не данность вовсе, а подарок судьбы.
-Сколько золотых медалей вы хотите выиграть за карьеру?
- Не знаю, может, закончу ее вместе с нынешней Паралимпиадой. Еще не думала об этом.
ПРИШЛОСЬ ИМИТИРОВАТЬ РУКУ
На этом мы с Олесей попрощались (ей надо было ехать в Паралимпийскую деревню), а с Сергеем Жилкиным разговор продолжили.
- За всю свою спортивную, в том числе тренерскую, карьеру не видел такой самоотдачи и самоотверженности, которую обнаружил на Паралимпиаде, - признался 48-летний специалист. - Люди, прошедшие по жизни через труднейшие испытания, получают здесь, возможно, единственный способ самореализации. И дорожат им. У здоровых людей, имеющих гораздо больше возможностей, не так.
...Владыкина с Жилкиным сели в уходящий поезд. Команда была уже сформирована, места для Олеси не оставалось - либо кого-то надо было отчислять. Паралимпийскому комитету России пришлось решать непростую задачу. В результате "отцепили" Наташу Попову, которой вряд ли грозило выиграть золото - хотя бы из-за того, что из программы убрали ее коронные дистанции.
Но прежде всего Владыкиной требовалось классифицироваться. Раздавались голоса: мол, надо подождать, чтобы прошли необходимые полгода после операции. А полгода истекали как раз в канун Паралимпиады. К счастью, все завершилось благополучно. Перед стартом в Пекине Олеся в рейтинге значилась четвертой, но Жилкин знал, как улучшить результат. Несмотря на то, что восстанавливаться с нуля тяжело и здоровому человеку.
-Вы всю жизнь тренировали здоровых спортсменов. Каким образом приспосабливались к новой специфике?
- Чтобы постараться учесть все нюансы, сам залезал в воду. Поджимал вот так локоть, держась ладонью за плечо, чтобы сымитировать потерянную руку и понял: это совсем другое плавание! Действие ног такое же, а вот руки... Постепенно нашел нужный вариант. В обычном брассе гребут в стороны, а тут в сторону нельзя, начинает сносить. Еще нужно поднимать себя на вдох, просто голову поднимать - ошибка. Словом, мы подыскали оптимальный вариант. Много снимали на видео, анализировали.
ВДВОЕМ ПЛЫЛИ, ВДВОЕМ ФИНИШИРОВАЛИ
- Олеся одаренный человек, - продолжил Жилкин. - Я всегда считал, что она может сделать хорошую карьеру. Но когда она была здорова, ей не хватало характера. Нынешняя ситуация ее изменила.
-Вы будете уговаривать ее остаться?
- Нет, считаю, что выбор человек должен делать сам. Могу сказать только, что ей есть смысл продолжать. То, что она здесь сделала, это фантастика. В "прежней жизни" у нее был результат в районе 1.15. Здесь же она проплыла сто метров за 1.20. Разница в пять секунд в данной ситуации - это ничто, поверьте.
-С нынешними изменениями в характере и с двумя руками она превзошла бы свой личный "здоровый" рекорд?
- Возможно. Вообще я готовил ее на результат порядка 1.24. Пользуясь случаем, хочу передать огромное спасибо Александру Крутову и Вадиму Лоскутову из Московского олимпийского центра водного спорта, которые выделили нам дорожку для тренировок совершенно бесплатно. Плюс Олесина мама нашла спонсоров, оплативших дочке проживание в гостинице рядом с бассейном, чтобы не тратить ежедневно на дорогу по полтора часа в один конец.
-Чем же вы объясните такой скачок результатов: вместо предполагаемых 1.24 при личном рекорде 1.29 проплыть за 1.20?
- Ну, во-первых, Олеся довольно быстро набрала форму, а во-вторых, у нее был стимул - память о Саше. Перед самым стартом я сказал Олесе: вспомни, ради кого ты все это делаешь. Вот за Сашу и проплыви! Как будто вы вдвоем плывете! И она в итоге сотворила то, чего никто не ожидал: выиграла с мировым рекордом!
-Получилось, что она проплыла, как просили, за двоих?
- Пожалуй. Сама, когда увидела застывшие на табло цифры, не поверила, что это ее результат. Знаете, иногда бывает, что все совпадает. И звезды на небе - тоже. И тогда человек творит невероятное. Со своего утреннего времени Олеся сбросила сразу три секунды - за счет дополнительных волевых и эмоциональных усилий.
Человек никогда не использует полностью свой потенциал. И только экстремальные моменты позволяют освободить дополнительные резервы. Видимо, Саша Малочуева, память о ней и в самом деле помогли. Девушки вдвоем плыли - и вдвоем финишировали. Первыми!