ХОККЕЙ |
КХЛ |
ГОВОРИ, МАКСИМ!
КХЛ vs. НХЛ с Павлом СТРИЖЕВСКИМ |
СТАНДАРТ СУШИНСКОГО
В ежедневной суете и калейдоскопе новостей мы почти не придаем значения событиям, которые на самом деле куда важнее, чем нам кажется изначально. Ведь почти все, что делает в эти дни КХЛ, - она делает впервые. Задавая тем самым стандарт, от которого по идее должна отталкиваться и дальше.
Вот, например, ситуация с Максимом Сушинским и его интервью. Скажем прямо: ситуация сложная и реакцию в обществе вызвала самую разнообразную. От ругательного "лучше б заткнулся и играл как следует" до восхищенного "хоть у кого-то хватило смелости назвать вещи своими именами", а также все, что лежит в промежутке между двумя крайностями.
Для новорожденной лиги этот инцидент, если хотите, стал первым моментом истины. В КХЛ наверняка понимали: как поступим с Сушинским - с такими же мерками придется подходить и к будущим говорунам. А если сделаем иначе, придется расписываться в том, что с СУ-33 обошлись неправильно.
Пересказывать все, что наговорили в те дни президент КХЛ Александр Медведев, главный тренер питерцев Бэрри Смит и сам хоккеист, смысла нет. Кто за ситуацией следил - прекрасно и так помнит, а кто не следил, без труда отыщет в интернете все недавние публикации. Суть в следующем: разбирательство проводилось на уровне КХЛ, от имени которой Сушинскому вынесено предупреждение. Своему клубу игрок заплатит штраф неизвестного нам размера. Главный же, на мой взгляд, итог в следующем: общаться со СМИ нападающий больше не будет. Интервью "СЭ", которое Максим дал на днях в качестве лучшего игрока недели, по его собственным словам, было единственным исключением.
Рискну предположить, что обет молчания - не совсем то решение, к которому КХЛ в целом и СКА в частности стремились подтолкнуть одну из своих ярчайших звезд. Не знаю, как вас, а меня его решение очень опечалило. Потому что Сушинский - не только один из лучших хоккеистов по эту сторону океана, но и один из умнейших. Когда от публичности отказываются те, кому нечего сказать ни в хорошие времена, ни в плохие, - невелика потеря. Сушинский же, с его жизненным опытом, искренностью и прямотой суждений, - потеря огромная. Во всей КХЛ едва ли найдется пятерка игроков, способных помочь раскрутке новой лиги лучше, чем он. Для меня, кстати, так и осталось загадкой, почему КХЛ не сделала с Сушинским рекламный ролик по образу и подобию тех, что вышли с Ягром, Морозовым и Яшиным. Питерский форвард - фигура никак не меньшего масштаба, чем двое последних. Не удивлюсь, если Сушинский в глубине души и обиделся на КХЛ за такое забвение, но самого его, увы, об этом уже не спросить.
КИНЭН МОГ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ГЛАЗА
Наша рубрика между тем обязывает ее автора делать сравнения. А значит, пора бросить взор за океан и вспомнить, что в подобных ситуациях происходило с игроками в НХЛ.
Вот только со сравнениями у нас негусто. Беда в том, что в НХЛ практически не вспомнить случая, чтобы звезда критиковала свой нынешний клуб за проваленную селекцию или заявляла, что на месте болельщиков не стала бы ходить на стадион за такую команду болеть. Вот про бывшие команды - этого сколько угодно. Яромир Ягр, например, пинал "Питтсбург", перейдя в "Вашингтон", а затем с упоением изничтожал в прессе "Вашингтон", оказавшись в "Рейнджерс". Стоило Ягру стать резидентом Манхэттена, как его вдруг осенило, что у "Кэпиталз" и тренер бездарный, и игроки не те, и играть ему там не давали.
Многократно, и в том числе в разговорах с вашим корреспондентом, резкую неприязнь ко всему, что связано с Баффало и его командой, выражал Вячеслав Козлов. Но лишь после того, как был обменян оттуда в "Атланту". Зато сейчас ни сам 36-летний Козлов, ни его партнер Илья Ковальчук не смеют и звука издать о том, что на самом деле думают по поводу селекции "Трэшерз" и того, каково их болельщикам будет весь сезон за этой кошмарной командой следить. Обо всем этом мы, видимо, узнаем лишь после того, как Ковальчук доиграет оставшиеся два года контракта и сбежит из "Атланты" куда глаза глядят. Или когда ветеран Козлов наиграется в хоккей окончательно. Не раньше.
Разумеется, не все гладко бывало и в отношениях игроков с тренерами. Но и об этом мы почти всегда узнавали либо после увольнения последних, либо переходов первых в другие команды. Например, великий Бретт Халл, играя в "Сент-Луисе", ненавидел Майка Кинэна настолько, что частенько "хотел вынуть ему клюшкой глаз прямо на скамейке". Правда, признался в этом Халл куда позднее, уже будучи игроком "Детройта".
Ну хорошо, неужели во всей 30-командной НХЛ все игроки - такие бессловесные зайчики, что нынешнему начальству никто и слова поперек сказать не решается? Не совсем. Из недавних историй вспоминаются следующие.
Незадолго до московского ЧМ-2007 Алексей Ковалев дал интервью одной российской журналистке, в котором, в частности, сказал, что в "Монреале" чувствовать себя комфортно могут только франкофоны. Что они, дескать, и в раздевалке сами по себе, и пресса с болельщиками благоволит им сильнее, чем остальным, и что эти самые остальные чувствуют себя чуть ли не людьми второго сорта. Понять Алексея было несложно. Во-первых, во всем сказанном он, несомненно, был прав. Не особо политкорректен, но прав. Во-вторых, Ковалев проводил тогда неважный сезон и восторгов от его игры действительно было немного. В-третьих, франкоязычной прессе он, конечно же, не сказал бы ничего подобного даже под страхом обмена в "Коламбус". Но беда россиянина заключалась в том, что в Мекке мирового хоккея умудрились нащупать даже эти концы. Интервью перевели, перепечатали во всех местных газетах и принялись возить и без того несчастного АК-27 лицом по ковролину. Ковалев предпочел вывернуться самым незатейливым способом: ушел в глухую несознанку, отказался от собственных слов и свалил все на якобы недобросовестную журналистку. Но монреальские акулы пера тоже не лыком шиты: приехав в Москву на чемпионат мира, они нашли журналистку, и начали вить веревки из нее. По большому счету история так ничем и не закончилась. Ковалева никто ниоткуда не выгонял, не штрафовал и не обменивал. В клубе ситуацию предпочли замять. Правда, в межсезонье жесткую беседу с игроком на сугубо хоккейные темы провел генеральный менеджер "Канадиенс" Боб Гейни, и следующий чемпионат стал для российского форварда одним из лучших в карьере.
ДОЛГОЖИТЕЛЬ И ПУСТАЯ БАШКА
Или вот еще забавная история. Два года назад, когда "Филадельфия" была посмешищем всей лиги, а хорошо знакомый нам Роберт Эш - ее вторым вратарем, тогдашнему главному тренеру "Флайерз" Кену Хичкоку вздумалось выставить Эша на игру против "Баффало", который к тому моменту был лучшей командой НХЛ. За несколько часов до матча, после утренней раскатки, Эша спросили, чем мог руководствоваться тренер, выпуская на такого соперника его, а не железного первого номера Нииттимяки. "А кто его знает, что там Кен себе думает, - ответил Эш. - У него в голове вообще много пустого места".
Хичкоку слова Эша успели передать еще до игры. Думаете, тренер снял вратаря с матча? Еще чего! Хитрый тренер поступил мудрее. Когда в ворота Эша при полной беспомощности обороны стали залетать одна шайба за другой, Хичкок оставил голкипера погибать в этих воротах все 60 минут. "Филадельфия" проиграла матч со счетом 1:9, и все девять голов пропустил бедолага Эш. "Ну и у кого теперь башка пустая?" - съязвил тренер после матча. На том инцидент и закончился: ни клуб, ни лига Эша не штрафовали.
Что еще? Вспоминается интервью Максима Афиногенова моему коллеге Славе Маламуду в апреле 2004-го. В нем Безумный Макс не то чтобы наехал на главного тренера "Баффало" Линди Раффа, но пожаловался на то, что у него, Афиногенова, имеются в клубе серьезные проблемы. Интервью, на мой взгляд, показательно настолько, что отрывок из него, пожалуй, будет к месту процитировать.
- Времени мне по-прежнему давали мало, я просто стал выжимать больше из того, что дают, - говорил Афиногенов.
-Но благодаря этому вы, наверное, укрепили свое положение на следующий сезон.
- В принципе результат я показал неплохой, принимая во внимание то, сколько играл. Потому, считаю, вправе ставить серьезный вопрос перед командой по поводу моего игрового времени.
-Думаете, что результатом может стать ваш обмен в межсезонье?
- Если меня захотят поменять, то это будет решение клуба, а не мое.
-А сами вы на этом не настаиваете?
- Пока нет. Я требую больше игрового времени. Требование обмена - крайний шаг, и мне подобное пока не нужно.
-По ходу сезона доходило ли дело до просьбы сменить команду?
- Конечно же, мы с агентом вели переговоры с клубом, потому что я был очень недоволен тем, как меня используют. Мне абсолютно все равно, с кем играть. Главное - играть помногу.
Никаких санкций по отношению к Афиногенову за это интервью, естественно, не было. Более того, после локаутного чемпионского сезона в "Динамо" Максим преспокойно вернулся в свой "Баффало" к тому же Раффу, где эта парочка полюбовно трудится по сей день, а Афиногенов доигрался до титула главного долгожителя команды.
Какие выводы из всего этого можно сделать? На мой взгляд, вот какие. В НХЛ строжайшее табу наложено лишь на критику по селекции и работе менеджмента твоего нынешнего клуба. Такие заявления ничем, кроме штрафов и обмена, игроку не сулят. Зато подвергать сомнению собственную роль в команде и жаловаться журналистам на тренера, не дающего тебе играть, можно сколько угодно. Зачастую, кстати, это идет на пользу и приводит именно к тем результатам, на которые хоккеист и надеялся.
ПАН ТЕМПЕРАМЕНТ
Не один Сушинский, однако, за последнее время изливал душу народу. В еще большей красе сверкнул перед изумленным сокольническим аншлагом и миллионами телезрителей главный тренер "Спартака" Милош Ржига. Во время недавнего дерби с московским "Динамо" предводитель красно-белого войска весь матч вел ожесточенную словесную битву с арбитром Вячеславом Булановым, а в самом конце третьего периода в ярости швырнул на лед планшетку, за что был справедливо изгнан судьей в раздевалку. Спартаковцы, оставшись втроем, матч проиграли, после чего на пресс-конференции Ржига искренне извинялся перед своими игроками и болельщиками. Зато ненавистного Буланова просто испепелил.
Этого КХЛ, конечно же, просто так оставить не могла, в чем я с ней абсолютно солидарен. Арбитры - часть самой лиги, их в обиду давать нельзя. "Спартак" был оштрафован на 250 000 рублей. Из которых, впрочем, 200 000 составляло наказание за швыряние предметов с трибун болельщиками и лишь пятая часть штрафа - за коллективную общительность Ржиги, гендиректора клуба Петра Чувилина, а также нападающих Алексея Акифьева и Александра Дроздецкого. Обратим внимание и на то, что вся сумма, включая жалкие 50 000 рублей за разговорчивость, была взыскана именно с клуба, а не с конкретных людей, нарушивших регламент.
То, что у Ржиги есть проблемы с темпераментом, - не новость. В этом, собственно, признался и он сам на той же пресс-конференции. Во время матчей и вне их он, дескать, как два разных человека. Пытается, мол, бороться с этим уже десять лет - и все без толку. Призвал арбитров к пониманию этой его особенности. Поддержу тренера и призову судей к пониманию вместе с ним. Но с одной оговоркой: мне кажется, что за такие неконтролируемые особенности человек должен платить. Что, в сущности, Пан Темперамент и пообещал сделать: наказать самого себя штрафом за то, что по его вине "Спартак" проиграл принципиальнейшее дерби.
Тем не менее при всех сложностях во взаимоотношениях чеха с арбитрами невозможно не признать, что именно неуемная страсть и неравнодушие Ржиги делает его тренером с самой яркой индивидуальностью в КХЛ. За тот незабываемый полет планшетки и телевидение, и нейтрально настроенные болельщики, уверен, были тренеру только благодарны. Шоу Ржиги не инсценированы, они настоящие. Наблюдать за тем, как он мечет громы и молнии позади своих игроков, задрав ногу на скамейку, с лицом истинно спартаковской расцветки - бесценно. Среди всех наших тренеров вкладывать в игру своей команды столько же эмоций способен разве что Вячеслав Быков, на долю которого разборок с судьями тоже выпало предостаточно. Но Ржига то ли благодаря своей могучей стати, то ли из-за лица цвета спелого помидора все же, согласитесь, в своем неистовстве смотрится эффектнее.
НЕМАЯ СОБАЧКА
Не извольте сомневаться: за подобные съезды с катушек заокеанских тренеров НХЛ тоже исправно штрафует. Что не мешает наставникам, недовольным судейством, регулярно арбитров критиковать. Иногда на эмоциях, иногда сознательно жертвуя деньгами с целью быть услышанными. Впрочем, тренерская критика арбитров и штрафы за нее слишком обыденны, чтобы вспоминать об отдельных случаях. Куда интереснее вспомнить о курьезе, случившемся в "битве за Альберту" без малого шесть лет назад. В январе 2003-го в матче люто ненавидящих друг друга "Калгари" и "Эдмонтона" (те же "Спартак" с "Динамо", только в канадском варианте) под горячую руку главного тренера "Ойлерз" Крэйга Мактавиша попал талисман "Флэймз" - белая плюшевая собачка Харви. Этот Харви, следует признать, нарывался сам: перегибаясь через заградительное стекло, талисман свешивался над скамейкой гостей, болтая своим длинным плюшевым языком и веселя публику. Игроки "Эдмонтона" несколько раз в шутку плескали в него водой из бутылок, и в конце концов собака доигралась. Счет 4:0 в пользу "Калгари" Мактавиша абсолютно не забавлял, и когда Харви в очередной раз свесился над головой тренера, болтая красным языком, тот, не мудрствуя лукаво, оторвал талисману язык и зашвырнул на трибуну. Забавно и то, что сразу после этого гости забили три гола подряд и едва не вытащили безнадежный матч.
За жестокую расправу над беззащитным животным НХЛ тренера наказывать не стала, но чего не сделала лига - с лихвой компенсировали журналисты. Телевидение и пресса месяца два угорали над Мактавишем настолько изощренно, что тому собачка Харви с оторванным языком наверняка снится в страшных снах по сей день. Газетчики обрушили на тренера весь запас острословия. Телеканал ESPN учредил издевательский "фонд защиты талисманов". На Матч звезд НХЛ, состоявшийся вскоре после инцидента, прилетели талисманы всех 30 клубов лиги в знак солидарности с Харви и выкатились на лед, предварительно вклеив себе в пасти такие же красные языки. Ей-богу, иной раз легче просто заплатить штраф и забыть...
Я вот думаю: может, и нам на первом в истории КХЛ Матче звезд порадовать зрителей уникальным собственным ноу-хау? Соберем на Ходынке всех 24 главных тренеров и проведем среди них конкурс имени Ржиги в метании планшетки? Можно на дальность, можно на меткость, можно еще на что-нибудь - тут уж как сам Пан Темперамент решит...