Газета Спорт-Экспресс № 239 (4819) от 21 октября 2008 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 октября 2008 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ НА КОВАЛЬЧУКА И К°

После провального прошлого сезона интерес к "Атланте" в столице Джорджии заметно упал. На матче открытия аншлага не было, а следующие две домашние игры побили антирекорды посещаемости.

Наталия ШМЕЛЕВА

из Атланты

ЛЮБОВЬ К ХОККЕЮ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Согласно официальной статистике, стадион был заполнен наполовину, но глаз едва усматривал четверть занятых мест. Вкупе с глобальным экономическим кризисом это повод серьезно порассуждать на тему возможности "Трэшерз" в ближайшие пару лет исчезнуть с поверхности Джорджии.

Атланта, входящая в десятку крупнейших городов США, пока что не сильно пострадала из-за американского экономического кризиса. Уровень безработицы в городе, по официальным данным, на август 2008 года составил 6,3 %, в то время как средний уровень по стране - 6,1 (максимальный за последние 5 лет). Можно ли считать такую безработицу достаточным поводом для снижения интереса к хоккею?

Для примера взглянем на показатели Детройта. Любовь к хоккею там конкурирует с экономическим кризисом давно. Уже лет пять Мекку автомобильной индустрии лихорадит - уровень безработицы за это время ниже отметки 7 % практически не опускался. В 2008 году он увеличился, дойдя до отметки 8,8 % в августе. В прошлом сезоне средняя посещаемость домашних игр "Ред Уингз" составила 18 871 зритель (94 %) (до этого она была стопроцентной). Однако "Красные Крылья" выиграли Кубок Стэнли, и нынешний сезон стартовал со стопроцентной посещаемостью, несмотря на все ужасы экономического кризиса и повышение цен на билеты на 15 %. А вот Чикаго, страдающий ныне не только высоким уровнем безработицы, но и слабым выступлением команды в последние годы, при увеличении средней цены на билеты на 28,4 % обеспечил почти полную заполняемость арены на домашних играх в начале сезона. Получается, что любовь все-таки дороже денег и экономический кризис пока не стал серьезной угрозой хоккею в Америке.

ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ ДЛЯ КРИЗИСА

Что же касается "Атланты", то поклонники хоккея в Джорджии были немало удивлены падением собственного интереса к команде. В результате долгих дебатов они назвали четыре основные причины этого кризиса. Первая - это собственно уровень игры команды. Вторая - противоречивая персона генерального менеджера Дона Уодделла. Третья - повышение цен на билеты, не отражающее класс команды. И, наконец, последняя - судебная тяжба владельцев клуба.

Прогресс команды - это уже серьезный повод для зрителя лишний раз заглянуть на стадион. Кубок Стэнли "Детройта" - яркое тому подтверждение. "Чикаго" сделало серьезную заявку на этот сезон, закупив хороших игроков по самый потолок зарплат - напугав Хабибулина вратарем Юэ, наняв Скотти Боумэна консультантом и поувольняв всех, кто хоть как-то "стоял" на пути в светлое кубковое будущее. Была ли это правильная бизнес-стратегия для команды-неудачницы последних лет, мы узнаем только в конце сезона. А вот "Атланта" никаких рискованных движений не сделала. Эксперты оценили нынешний состав "Трэшерз" как не усилившийся по сравнению с прошлым годом.

Несмотря на провальный сезон-2007/08, Уодделл так и остался на своем посту, хотя его "гибель" не предрекал только ленивый. Тефлоновый Дон умудрился выйти из воды сухим после провального сезона в качестве генменеджера и главного тренера. В глазах игроков лиги репутация команды, которая в первую очередь ассоциирована с персоной Уодделла, у "Трэшерз" подпорчена. Чего стоит только уход словацкого бомбардира Мариана Хоссы.

Анекдотическая история имела место быть летом при обмене защитника "Тампы" Дэна Бойла в "Сан-Хосе". Руководство флоридского клуба надавило на игрока, чтобы тот дал согласие на переход в другую команду. Бойл открыто заявил в прессе, что его шантажировали, обещая, что в случае отказа добровольно перейти в "Акулы" он закончит свои дни в "Атланте", которая подберет его на драфте отказов.

Поднявшаяся стоимость билетов тоже вызвала негодование среди болельщиков. Хотя она не столь высока, чтобы зрители оказались не способны платить. Средняя стоимость похода на игру в Атланте составляет, по данным компании Team Marketing Report, 48,51 доллара. Для сравнения в Детройте в среднем цена за билет 46,6 доллара, в Чикаго - 52,22, а в среднем по НХЛ - 49,66. Рост цен в Атланте составил всего лишь 5,3 процента. Но пока что самыми заполняемыми стали места на галерке по 10 долларов. Много билетов распространяется в городе бесплатно в рекламных целях.

9 ВЛАДЕЛЬЦЕВ НЕ СМОГУТ ДОГОВОРИТЬСЯ

Возможно, самая важная из причин неудач Атланты - судебные разбирательства между владельцами команды. В 2004 году знаменитый американский телемагнат Тед Тернер продал "Атланту Трэшерз" вместе с баскетбольным клубом "Атланта Хокс" и "Филипс-ареной", на которой выступают обе команды. Досталось все это богатство за 250 миллионов долларов компании "Атланта Спирит". Так у "Трэшерз" стало одновременно 9 владельцев вместо одного. Еще через пару лет в их взглядах обнаружились некоторые расхождения, которые переросли в судебную тяжбу. А дальше, как говорится, у семи нянек дитя без глазу В середине прошлого сезона президент "Атланта Спирит" Бернард Муллин подал в отставку, объяснив свое решение желанием владельцев самим плотнее заняться клубами, то есть выполнять его непосредственные обязанности. Намерения хозяев вникнуть во все дела привело к тому, что Уодделл так и остался на посту генерального менеджера со всеми вытекающими из этого последствиями.

По данным журнала Forbes, убыток "Трэшерз" в 2007 году составил 6,7 миллиона долларов. По утверждению одного из владельцев команды в суде, компания "Атланта Спирит" потеряла в 2006-м 20 миллионов. Косвенные свидетельства говорят, что предприятие убыточное. Однако стоит ли заводить речь о скорой продаже хоккейного клуба из Атланты? Убытки и прибыли приносит не один хоккейный клуб, а в сумме с ареной и баскетбольной командой. Если из города убрать одну из команд, то предприятие будет окупаться значительно хуже. Если же продать обе команды, то арена принесет одни убытки, так как станет простаивать. Помножив эту арифметику на вероятность того, что 9 владельцев смогут прийти к согласию о продаже клуба, получим, что шансы "Пересмешников" остаться в Атланте в ближайшие годы не такие уж невысокие.

Выбор у "Атланта Спирит" небогатый - либо избавиться от непосильной ноши, либо возложить надежду на умную маркетинговую кампанию, которая может помочь переломить ситуацию, вернув болельщиков на трибуны. Разъяснения о том, что делает "Атланта Трэшерз" в этом направлении в данный момент, дал вице-президент по маркетингу и рекламе "Атланта Спирит" Джим Пфайфер.

НАРОД ПОЙДЕТ НА ХОККЕЙ В ДЕКАБРЕ?

-В Атланте сейчас много пустых мест на трибунах. Чем вы объясните, что народ не ходит на Ковальчука и К°?

- В Атланте, как и в других южных городах, в октябре, когда начинается сезон НХЛ, основное внимание обращено на американский футбол. Так что наша сегодняшняя стратегия состоит в том, чтобы напомнить людям, что хоккейный сезон тоже начался. Но на матчах открытия и по выходным мы видим довольно много народу, а ближе ко Дню благодарения и Рождеству наблюдаем подъем посещаемости и в рабочие дни. Вообще в октябре стараемся сделать поменьше домашних матчей, но в этом сезоне как раз начали с четырех игр в течение недели. Конечно, в рабочие дни пришло не так много зрителей. Мы не очень обеспокоены этим: в ноябре - декабре надеемся увидеть увеличение посещаемости.

-Люди в Атланте уже разбираются, какие команды интересные, а какие - не очень?

- Народ здесь вообще хорошо разбирается в спорте. Так что если приезжает Овечкин, Кросби или "Детройт", то люди придут на хоккей. Но если, как в этом октябре, "Миннесота", "Джерси" и "Баффало", то сложно представить, что болельщики пойдут на все эти матчи.

-Какое, по-вашему, время займет превращение Атланты в хоккейный город?

- У нас уже неплохая база фанатов. Но если сравнивать с другими видами спорта, то бейсбольный клуб "Брэйвз" здесь уже около 40 лет, футбольный "Фэлконс" и баскетбольный "Хокс" примерно столько же... Надеемся, что мы сможем завоевать болельщиков быстрее. Конечно, это приходит с успехами в сезоне и попаданием в плей-офф. Два года назад, когда "Трэшерз" боролись за Кубок Стэнли, все в городе только о нас и говорили.

-В рекламной кампании "Трэшерз" вы предложили ассоциировать команду с понятием "Голубая земля", не очень подходящую для южного города.

- Несколько лет назад, когда команда стала носить голубую форму в домашних матчах, мы постарались обратить внимание болельщиков на "Пересмешников" через цвета команды, пробудить в них желание носить свитера таких расцветок. Мы выдвинули концепцию построения "Трэшерз"-нации, страны последователей "Трэшерз", и решили назвать ее в соответствии с голубым цветом - Blueland (Голубая земля). Со временем и команда, и фанаты, и пресса стали называть арену именно так.

-Насколько важен Илья Ковальчук, как суперзвезда, для популяризации хоккея в южном городе?

- Мы считаем, что наличие таких игроков в команде очень важно. Люди здесь любят ходить на известные команды или концерты, где выступают настоящие звезды. Так что мы придаем большую значимость Ковальчуку. Его можно увидеть в нашей рекламе на телевидении, на улицах. Мы хотим, чтобы в Атланте его знали также хорошо, как звезд других спортивных команд города.

-По сравнению с рекламой Овечкина в Вашингтоне Ковальчук появляется здесь намного меньше.

- Возможно, у них другие финансовые возможности по продвижению рекламы. Хотя Ковальчук для нас очень важен, мы продвигаем бренд команды и не хотим концентрировать всю рекламу вокруг одного Ильи. Что будет, если он получит травму и не сможет выступать, скажем, два месяца?