ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Сегодня перенесенные матчи |
ЧТО В "ЛОКОМОТИВЕ"? |
ПАРА СЛОВ ОБ АТМОСФЕРЕ
Павел АЛЕШИН
Накануне матча с "Амкаром" главный тренер "Локомотива" Рашид Рахимов запретил мне общаться с игроками своей команды даже на темы, никак не связанные с предстоящей игрой, попросив не тревожить расспросами и его самого. "А как завтра, по окончании матча?", - поинтересовался я. "По ситуации", - был ответ.
Ситуация выглядела достаточно благоприятной. Железнодорожники, особенно во втором тайме, показали хороший футбол, правда, не забили, но ведь и "Амкар" не лыком шит. Рассчитывавшие на победу своей команды пермяки после финального свистка проводили всех участников матча аплодисментами. На выходе из раздевалки футболистов "Локомотива" поджидала толпа пермских журналистов, стояли наготове телекамеры, амкаровец Новакович измусолил футболку, которой собирался обменяться со своим старым знакомым, ныне локомотивцем Башой, а дверь гостевой раздевалки все оставалась на запоре. Минут через 40 она все же распахнулась - и стали появляться футболисты, выглядевшие, словно на выходе из крематория, - угрюмые, с невидящими ничего и никого вокруг взорами, неразговорчивые.
Я не первый год пишу о "Локомотиве" и знал, чувствовал характер каждого футболиста. Но на этот раз просто не узнавал своих старых знакомых, с которыми мало общался в последние два сезона. Попытался поздравить с днем рождения Сычева, 25 лет - событие не рядовое, но форвард с мрачным видом презрительно отмахнулся, а отказ от общения с пермской прессой и вовсе облек в нецензурную форму. Попросил ответить на безобидные, не касающиеся дел в "Локомотиве" вопросы безотказного прежде Сенникова и услышал в ответ со смущенной улыбкой: "Не могу, нога болит". Так и хотелось крикнуть футболистам: "Ребята, расслабьтесь, вы же провели хороший матч, можете быть довольны собой". Но унылыми рядами двигались железнодорожники к автобусу.
Довершали картину выглядевший в спортивной куртке, словно в зэковском бушлате, правая рука Рахимова заросший щетиной Альфред Татар, съежившийся, казалось, даже уменьшившийся в росте легенда российского администраторского цеха Егорыч - Анатолий Машков и хромающий доктор Александр Ярдошвили, еще одна визитная карточка прежнего "Локомотива". Навстречу прессе пошли лишь вратарь Чех и нападающий Одемвингие, люди с европейским менталитетом.
И потому в коротком интервью для "СЭ" Питера Одемвингие особенно резанула слух фраза: "Тренер должен создать в команде атмосферу"... Под этим, наверное, следует понимать благоприятную атмосферу, а не ту, что царит в ней сейчас.
Сразу вспомнились и покрытые глубокой тайной тренировки "Локомотива" в Турции, на которые журналисту запрещалось взглянуть хоть одним глазком. Хотя все это от лукавого. Если бы локомотивские занятия тянули на Нобелевскую премию, то проводи их хоть в полночь - за полночь, те, кому надо, все увидят и зафиксируют. Вспомнилась и грубость главного тренера по отношению к обслуживающему, административному персоналу команды, во времена Валерия Филатова и Юрия Семина обладавшему правом не только на свободомыслие, но и на общение с прессой, а ныне сведенному, как представляется, до роли слуг при дворе эмира.
Возьму на себя смелость утверждать, что развернуться в чемпионате на полную мощь "Локомотиву" уже второй год мешают как раз установленные после разгула демократии, принесшей команде все существующие у нее регалии, сначала режим всеобщей подозрительности, а с нынешнего сезона и абсолютной диктатуры, граничащей с деспотизмом. Не сомневаюсь, что Рахимов - специалист высшей квалификации, что он и доказал за полтора сезона работы в "Амкаре". Однако история показывает, что культ тренера в команде срабатывает лишь в том случае, когда к приходу в нее у него уже вся грудь в крестах. Наставник "Локо", увы, пока нигде ничего не выиграл. А право на собственную диктатуру еще нужно заслужить.