Газета Спорт-Экспресс № 258 (4838) от 13 ноября 2008 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 6

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 ноября 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Игорь ЛАРИН

ТРЕНЕРЫ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Спортивной интриги в последних турах чемпионата все меньше. Чего не скажешь об интриге человеческой, вызванной столкновением характеров, порывами душ наших футбольных персонажей.

Символ прошедшего тура - посаженный за решетку главный тренер "Амкара" Миодраг Божович. "Арест", ордер на который выписал арбитр Гвардис, состоялся уже на 7-й минуте матча пермской команды против "Зенита" и на пресс-конференции был отыгран черногорским специалистом в стиле Жванецкого: "Наверное, зря я думал, что стал в России большим тренером. Оказалось - маленький".

"Арест" интеллигентнейшего Божовича не может не вызвать удивления и даже некоторой печали. Впрочем, учитывая российскую традицию, согласно которой больших и добрых генералов мы не очень ценим и уважаем, тогда как маленьких и недобрых боимся и обожаем, акция Гвардиса выглядит предельно логичной и консервативной. Кстати, словно бы иллюстрируя эту традицию, на соседней пермской бровке буйствовал самый настоящий маленький генерал Адвокат. И за решетку авторитетного голландца никто так и не посадил - кстати, не в первый раз в нынешнем чемпионате...

На следующий день парад символизмов продолжился. Большие, если не сказать очень большие, тренеры Блохин и Газзаев, по слухам, в перерыве матча "Москва" - ЦСКА едва не подрались в подтрибунном помещении. Впрочем, вскоре оба одумались, взяли себя в руки. И на пресс-конференции талантливо ушли от этой темы.

Блохин, как и Божович, в этом сезоне в России дебютировал. Но какие же разные получились у них дебюты! Нет сомнений, украинский специалист пришел в "Москву" не в лучшее время, но ведь кадровых, финансовых возможностей у его клуба все равно было на порядок больше, чем у пермского. Вот только результат налицо: "Амкар" стал чемпионом по соотношению цена/качество, а "Москва" - разменной фигурой. Правда, на пресс-конференциях оба ходили в классических героях, хотя и выполняли разные роли: черногорец - доброго следователя, а Блохин - злого.

Многим казалось, что для российской карьеры Блохина матч с ЦСКА - чуть ли не решающий. Победой он оживлял уже практически умерший турнир и лишал красно-синих преимущества перед "Динамо" в борьбе за гарантированную путевку в Лигу чемпионов. Да и в личном плане Олег Владимирович, остановив ЦСКА, чемпиона России по игре, подчеркнул бы свою тренерскую эффективность.

Однако все эти домыслы так и остались домыслами. Блохин, как мне кажется, многое для себя решил еще перед игрой, когда, поговаривают, чуть ли не на неделю задержался в Киеве по случаю своего дня рождения (5 ноября). Этот момент, видимо, не остался без внимания его футболистов - их игра не впечатлила. Да и сам Блохин, если отбросить инцидент с Газзаевым, вел себя весьма индифферентно.

Опасаюсь, что московская гастроль Блохина может стать прощальной. И, признаюсь, очень бы этого не хотел. Для страны, где по-прежнему существует культ серых мышей, тренер Блохин - явление, чемпионату жизненно необходимое.

Да, порой он агрессивен с прессой. Да, вызывают вопросы его тренерские методики, пришедшие к нам из времен киевского "военного коммунизма" и, наверное, малоэффективные в условиях московской капиталистической анархии. Да, он лишил российский чемпионат такого мастера, как Макси Лопес, переведенного в глухой запас, и такого ужасного ребенка, как Баррьентос, отправленного в Аргентину "пасти коз".

Но ведь, согласитесь, и плюсов у Блохина никак не меньше! Во-первых, он - человек не из обоймы, не из отряда околофутбольных технологов. Во-вторых, звезда, личность, повышающая интерес ко всему турниру. В-третьих, единственный представитель особого, киевского направления в футболе, которое не раз доказывало свою эффективность и которое, кстати говоря, до сих пор чаще побеждает (а также громит) "москалей", чем проигрывает.

Кроме того, Блохин занял в российском футболе освобожденное год назад его земляком Анатолием Бышовцем место человека, который не боится резать правду-матку. Ну и в конце концов, он по своему психотипу - представитель категории так любимых нами маленьких генералов. Которым мы все прощаем. И которых даже лучшие российские судьи никогда не сажают за решетку...